Представление опыта работы. Круглый стол «Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций школьников»

Петрова В.В., учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №4 г. Асино,
Томской области
Представление опыта работы
(Муниципальный уровень)

Круглый стол «Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций школьников»
Декабрь 2014

Библейские мотивы в русской литературе и их влияние на формирование духовного мира учащихся.

«В русской литературе, - писал Бердяев, - религиозные темы были сильнее, чем в какой-либо другой литературе».
Действительно, вся русская классика основана на православном мировоззрении и является той духовной почвой, на которой взращиваются в юных душах такие плоды, как Совесть, Сострадание, Сопереживание и Сочувствие. Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремление людей через евангельские истины, мыслили категориями Православия.
Филологу на современных уроках необходимо через соотношения с евангельскими истинами закрепить в душе школьника нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.
По глубочайшему убеждению Ф.М. Достоевского, вне постижения Бога человечество не в силах ответить на коренные вопросы своего бытия: на вопросы жизни и смерти, греха и покаяния, совести как основы основ, смысла и цели жизни. « Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии»
За многие годы преподавания я убедилась, что жизнь героев русской классической литературы необъяснима вне православного миропонимания. Чтобы определить внутреннее состояние героя, его сущность, разобраться в его характере, а затем уже показать истину (ошибочную или верную), приходится нередко преодолевать проявление юношеского максимализма, отрицающего духовно-нравственные ценности.
На одном из уроков по современной литературе молодой человек настойчиво убеждал класс в том, что в наше время живут в свое удовольствие, преуспевают в делах люди, которые не ограничивают себя рамками морали, и живут без угрызений совести. «Угрызение совести» - вот то выражение, что легло в основу нашей дискуссии, в результате которой родился вывод: у таких людей, как эти «хозяева жизни», утрачен главный нравственный ориентир – Совесть. На формирование поведения человека оказывает именно внутренний духовный уклад его жизни, чем человек живёт.
Для подтверждения этой мысли на уроках литературы в 10-х классах я привожу, как пример, сцену из лесковского «Пугала». Герой этой повести Селифан, всеми гонимый, преследуемый и презираемый, оклеветанный молвой бедный крестьянин, остается искренним, доброжелательным и честным человеком не потому, что ждет какой-либо корысти, но по свойству души. Вернув забытый у него на дворе ларец с деньгами его владелице, он никак не может понять, за что ему предлагают вознаграждение. Даже когда ему говорят о Законе, по которому всякий, кто найдет и возвратит потерянное, имеет право на третью часть найденного, он искренне удивляется услышанному:
– Что такой за закон, - отвечал он, снова отстраняя от себя руку с деньгами.
– Чужою бедою не разживешься Не надо! Прощайте!
Мои ученики воспринимают этот эпизод и оценивают по-разному, но в процессе обсуждения приходят, как правило, к единому мнению: в герое высоко развито чувство честности – один из главных признаков духовности человека.
«Есть лишь одна мера хорошего или дурного – мера, данная Христом», - эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир».
«Что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, я что ненавидеть? – эти вопросы задаёт себе Пьер Безухов и ищет ответы на них, обретя истину на пути к Богу. Этой христианской мерой необходимо измерять сегодня и отеческую литературу.
Работая в старших классах, на уроках литературы пытаюсь  рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех,  добродетель, смирение, искушение.
Пьесу Островского «Гроза» можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все  эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Через православный аспект рассматривается причина трагедии главной героини. Вместе с учащимися  мы прослеживаем душевную травму Катерины с момента ее рассказа о жизни в доме матери. Отмечают ребята  не только  поэтичность героини, её мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва  Катерины не всегда была глубокой, а поверхностной.
Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением.
Результатом работы над драмой «Гроза» стало сочинение. Одна из учениц пишет: « Мне страшно было читать признание героини. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда – один шаг до последней погибели – самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, «отчего люди не летают так, как птицы»?.. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, не к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».
При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Последствия властолюбия и индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли обращается к текстам Священного Писания.
Рассматривая повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник», отмечаем с ребятами особенности характера главного героя Ивана Флягина. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок. Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». По образу жизни своей это странник – беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен её православно-христианской верой.
И таких примеров в русской классической литературе можно найти немало.
Сегодня  учебники  литературы   стали использовать  нравственно-духовный  потенциал   православной веры.   
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Ответственность за нынешнее поколение молодых  людей заставляет педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания. 
Реализуя концепцию духовно-нравственного воспитания, мы сталкиваемся с определённой трудностью, связанной со смешением двух понятий - ««нравственность» и «духовность».
Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов в одной из своих лекций прямо говорит: «Нравственность - это внешний характер поведения и деятельности человека. Оно (поведение) может быть вполне добропорядочным». И действительно, высоконравственными мы считаем людей, не делающих ничего видимо дурного, творящих добрые дела, довольных собой, правильно понимающих этику внешних взаимоотношений, законопослушных и т. д.
Яркий пример тому содержится в Евангелии. Например, образ фарисеев. Это применительно к ним можно вспомнить фразу: «Нравственность может быть безукоризненная, а духовность сатанинская». (А. И Осипов).
Духовность  имеет прямое отношение к внутренней жизни человека, который может быть заражён всеми страстями, как алчность, зависть, гордыня, тщеславие. Духовность - это состояние души. Все страсти находятся там, где мысли человека. Духовная же жизнь, по мнению святых отцов, начинается с видения человеком своих грехов (т. е. страстей) бесчисленных, как песок морской».
Так, св. И. Кронштадтский говорил: «Страсти уносят здоровье души и тела, а победа над страстями доставляет небесное спокойствие душе и здравие телу». И даже когда иной раз немощствует тело, поверженное смертельным недугом (как у героини рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи»), то именно духовная радость от осознания сопричастности Богу наполняет всё существование человека.
Антитеза, показывающая Лукерью в прошлом («запевала», «плясунья», «красавица») и в настоящем («мумия», «высохшая голова, бронзовая, одноцветная», «полумёртвое существо»), является изумительной иллюстрацией точных слов святителя Игнатия Брянчанинова относительно нестабильности нашего существования: «Человек - как трава, и много ли надо, чтобы подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни».
Не впадая в естественные в её положении грехи: отчаяние, печаль и тоску, - героиня живёт тем богатством, которое «внутрь нас есть». Это духовное просветление, обретённое благодаря болезни. Две тысячи лет назад апостол Павел выразил следующими словами: «Насколько внешний наш человек тлеет, настолько внутренний обновляется». И теперь духовный облик героини определяется такими качествами, как достойное несение креста, вера в Бога [« Послал он мне крест, значит, меня любит»], благодарение за всё, смирение.
Следует иметь в виду одну закономерность: если отношение героя к жизни определяется собственным, личным представлением об этом, если человек не опирается на колоссальный духовный опыт святых отцов и Евангелие, то его, зачастую ошибочное, мировоззрение приводит к настоящему душевному краху. Телеграфист Желтков («Гранатовый браслет» А. Куприна) - неглупый, умеющий преданно и сильно любить, совершает бессмысленный поступок, вызывающий недоумение у читателей.
Невозможность видеться с княгиней Верой приводит его к величайшему греху - самоубийству. Божеством для Желткова стала женщина, Богу не было места в его сердце. Стало быть, и заповедь «Не убий»» для него не существовала. В конечном итоге, то, что открыла для себя Лукерья своим терпением, любовью и верой, закрыл навеки герой «Гранатового браслета» печалью, унынием и отчаянием.
Измученный безумной теорией «о праве на кровь», перешедший через жизни нескольких человек, Родион Раскольников сломлен физически и душевно. Исключив из своих концепций духовный аспект, умный, образованный юноша становится после убийств «живым трупом». И только Сонечка, воплотившая в своём образе христианский гуманизм Достоевского, сможет, видимо, с Божьей помощью возродить «разлагающегося» героя. Героя, для которого «человек- это вошь». Возродить к новой жизни через единственное средство- покаяние.
Главные персонажи романа Л.Н. Толстого «Война и мир» являют собой образец постепенного духовного преображения. Пройдя через все этапы «заражённости» светской жизнью, князь Андрей (мы это уже видим в начале повествования), начинает ценить в людях искренность, отсутствие лицемерия, подлинность. Однако такие качества, как высокомерие, гордость, презрение к людям его круга и тщеславие (именно оно – один из существенных мотивов поведения Болконского в первой военной кампании) ещё мешают ему стать таким, каким мы видим его перед смертью в 1812 году: понимающим, что такое настоящая любовь. Это любовь к Богу, ближним и, что очень тяжело принять, к врагам своим.
И действительно, «выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии». Не выдумать ни писателям, ни художникам, ни философам. В Нагорной проповеди есть такие слова Спасителя: « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют».
Велик духовный потенциал русской литературы, и задача учителя – использовать его в полной мере для духовного воспитания учеников.