Классный час Зубы и уход за ними


Классный час «Зубы и уход за ними»
Цель: создать условия для формирования ценностного отношения школьников к здоровью.
Задачи:
Получение школьниками обширной информации о строении зубов и их значении в жизни человека.
Овладение навыками личной гигиены при уходе за зубами.
Этап подготовки.
Подбор обширной и соответствующей возрасту детей информации.
Подготовка стихотворного материала и крупиц народной мудрости, которые касаются зубов.
Оформление классного часа.
На доске плакат с пословицами, которые нашли дети.
У каждого ученика зеркальце.
Слайды «Модель зуба», «Правила чистки зубов»
Этап проведения
Звучит мелодия из телевизионной передачи «Здоровье»
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня вы побываете на телевизионной передаче «Здоровье», в которой ученики 4 класса, являясь участниками «Детской рубрики», продолжат изучать свой организм, чтобы охранять и укреплять здоровье.
Здоровым хочет быть каждый ребенок.
Тема нашей телевизионной передачи – «Зубы и уход за ними»
Сегодня мы узнаем:
1. Строение зубов (выясним, как и почему разрушаются зубы)
2. Научимся правильно ухаживать за зубами.
В передаче мы встретимся с врачом-стоматологом. Он назовет нам несколько правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми на долгие годы. И обязательно послушаем народные советы Евдокии Дубравы.
Итак, начинаем нашу передачу.
- Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека?
У человека 32 зуба. 28 вырастают до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.
К тому времени, когда вам исполнилось 2,5 – 3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20.
Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.
-Зачем человеку нужны зубы?
Ребята, на доске вы видите модель зуба.
Каждый зуб – маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу по три раза в день в течение всей жизни.
Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?
Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль – очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.
Внутри зуба мягкая ткань – пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины. Необходимые для роста и сохранения зуба.
Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.
Через корень проходит нерв, который передает сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.
Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы десны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадет инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.
А сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Кати…»
Первая ученица:
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У нее во рту «потеха»,
Заболел молочный зуб,
Рот «подушечкой» припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слезы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Вторая ученица:
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй – рассмеши…
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть.
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?
Учитель:
- Как вы думаете, почему заболел зуб у Кати?
- Почему же происходит разрушение зуба?
Учитель:
Во рту у каждого человека есть бактерии – микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.
Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба. Как можно чаще посещайте зубного врача, чтобы зубы были здоровыми.
Почему обязательно надо лечить зубы?
Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка. Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей. Как же сохранить зубы здоровыми, крепкими? А для этого надо уметь за ними ухаживать.
А теперь поговорим о гигиене зубов.
Мы будем учиться правильно ухаживать за зубами. Какие предметы нам нужны для ухода за зубами?
Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щетке?
У каждого человека должна быть своя зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.
Чистить зубы надо два раза в день: утром и перед сном. После еды всегда полоскать рот теплой водой.
Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех минут.
А сейчас послушайте правила ухода за зубами в стихотворной форме.
Первый ученик:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Второй ученик:
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Первый ученик:
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
Второй ученик:
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
Учитель:
Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать еще ряд правил.
О них вам расскажет наш гость – врач-стоматолог (в роли врача выступает ученик)
Ученик:
Не ковыряйте в зубах металлическими предметами (булавками, иголкой). Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.
Не откусывайте нитку и проволоку зубами. От этого зубы разрушаются.
Сразу после холодной пищи не берите в рот пищу горячую и наоборот. В зубах от этого будут образовываться трещины.
Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятного желтого и даже коричневого цвета. На них раньше, чем у некурящего человека, образуются трещины, и зубы разрушаются.
Больные зубы обязательно лечите. Два раза в год обязательно посещайте зубного врача. Недаром гласит народная мудрость «Здоровые зубы – залог здоровья».
А сейчас вы услышите советы Евдокии Дубравы (в этой роли выступает ученица)
Ученица:
Здравствуйте, дорогие мои! Ничто не придает столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. «Нет зубов – нет здоровья», - говорят в народе.
Чтобы ваши зубы были здоровыми, употребляйте в пищу больше витаминов (фрукты, овощи). Особенно полезен зубам витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле.
Употребление черного хлеба полезно для сохранения зубов. Будьте здоровы!
Этап рефлексии.
Учитель:
Итак, какое же значение имеют зубы в жизни человека?
Что вам запомнилось в нашей передаче больше всего?
Что особенно удивило?
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Да. Нет» и убедимся, хорошо ли вы усвоили правила ухода за зубами.
Если вы согласны с моими выводами, хором отвечаете «Да». Если не согласны, отвечаете «Нет»
Чищу зубы два раза в день;
Грызу орехи зубами;
Даю всем свою зубную щетку;
Ем много сладкого;
Полощу рот после еды водой;
Пользуюсь одной зубной щеткой всю жизнь;
Ковыряю в зубах иголкой, вилкой;
Посещаю врача 2 раза в год;
Меняю зубную щетку через 3-4 месяца.
Учитель:
Заканчивая нашу передачу, хочу пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства. И тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.