Основы туристической работы в начальной школе. Формирование личностных качеств через туристическую деятельность в начальной школе. (Из опыта работы)


Основы туристической работы в начальной школе. Формирование личностных качеств
через туристическую деятельность в начальной школе.
(из опыта работы)
Каждый учитель, добиваясь тех или иных воспитательных целей в обучении и воспитании, опирается на уже выработанные приемы и методы обучения. Но в процессе общения делает некоторые из них ведущими. Было время, когда я ходила с детьми на стадион, каталась на лыжах с ними до горнолыжной базы, каталась на санках и ледянках с гор. И только…. Но эти прогулки имели свое воспитательное значение. Дети раскрывали себя и других с новых сторон в неформальной обстановке, учились общению с одноклассниками вне стен школы.
Так случилось, что судьба свела с инструктором Белорецкого турцентра Малининой Галиной Александровной, человеком увлеченным фотографией, природой, туризмом. Когда она предложила сотрудничество, честно говоря, я отнеслась с некоторой осторожностью к интересному, заманчивому, но необычному для начальной школы предложению: сформировать на базе класса туристический кружок «Туристенок». Время показало, что этот проект реальный, жизненный.
Туризм – путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами. (Словарь иностранных слов. – М., 1989). Это особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышения физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна личность». Поэтому за годы учебы каждый учащийся независимо от его склонностей, желаний, увлечений должен получить некоторую порцию туризма.
У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» - ум, душа и тело растущего человека.
Считаю, что в любой вид туристического путешествия – от простой прогулки до многодневной экспедиции – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. И это свойство туристических путешествий лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо, не требует доказательств. Совершенно естественно, что в первую очередь используется информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения
Регулярные занятия туризмом, как показала практика, формирует духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к Родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру.
Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристических тропах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.
Воздействие на ум, тело и душу невозможно вести последовательно: сначала шлифовать одну грань, потом другую и под конец третью. Процесс «обработки» идет параллельно по всем направлениям одновременно. И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребёнка является основным и, безусловно, достоинством педагогически грамотно организованной туристическо – краеведческой работы с детьми.
воспитательная роль туризма заключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.
В туризме две стороны – участвующая (дети) и организующая, содействующая (администрация, пед. коллектив, учитель конкретно).
Для детей туризм – увлекательное занятие, наполненное романтикой, способ активного отдыха. Для меня – это средство лучше узнать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие, т.е. средство решения педагогических задач. Своих целей я достигаю быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.
У туризма две стороны – «потребление» и «производство». Видимым содержанием туризма является всё то, что он дает или может дать человеку, тот ожидаемый результат, ради которого человек ступает на туристическую тропу. Эту «потребительскую корзину» туризма составляют:
радостные переживания (эмоциональность);
интересная, полезная информация, воспринимаемая человеком непосредственно, а не через устную или письменную речь (познавательность);
физическое развитие, укрепление здоровья, в том числе и психического (оздоровление);
яркие впечатления (восприятие);
разного рода полезные умения и навыки, в том числе и культура общения (ОБЖ и воспитанность).
С чего же начинаю?
С работы с родителями. С коллективного обсуждения занятий туризмом и принятия совместных решений. Видя заинтересованность учителя этой работой, его желание оздоровить и сплотить детей, родителей, они, несомненно, откликнутся на обращение помочь подготовить ребенка к туристическим вылазкам, а может принять непосредственное участие в их проведении. Всегда находится хоть один родитель, который занимается туризмом или имеют опыт организации однодневных походов на природу со своими детьми. Также родители являются единомышленниками и первыми помощниками.
Итак, на что следует обратить внимание?
1. Информированность родителей о начале и содержании данной работы;
2. Советы родителям по поддержанию единых требований к режиму рабочего дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий, созданию условий для удовлетворения потребностей ребенка в активной двигательной активности;
3. Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребенка.
Остальное дело инициативы и возможностей родителей
Рюкзаки обязательное приобретение. Спортивные сумки, пакеты и т.д. не могут заменить удобного вместительного рюкзака, переноска которого освобождает руки для страховки и помощи друг другу. Сейчас дети вполне могут воспользоваться и школьными рюкзачками (старые). Но, знаю, что со временем родители покупают хорошие станковые рюкзачки, которые легко регулируются в зависимости от параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Встроенный каркас позволяет корректировать осанку сутулых детей. За счет выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое.
Для отдыха детей во время привалов у каждого ребенка есть личные полиуретановые сидушки (пенки). С предыдущим классом мы делали их вместе на уроках технологии, в нынешнем – купили.
Следующий этап подготовки к походам – подбор обуви и одежды. Основной принцип, которого необходимо придерживаться – одежда не по сезону, а по погоде.
Обувь должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка: хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кеды, кроссовки на толстой подошве. Если поход в сырую прохладную погоду или по каменистой поверхности, лучший вариант – кожаные туристические ботинки на рельефной подошве – берцы.
Одежда – должна быть удобной для выполнения активных движений. Летом головной убор обязателен. Зимой – запасные руковицы.
В каждом походе необходима аптечка. Каждый ребенок знает минимальное содержимое аптечки:
перевязочные средства: бинты, стерильные марлевые тампоны, лейкопластырь;
резиновый жгут;
5 - % спиртовой раствор йода;
калия перманганат (марганцовка);
зеленка;
раствор перекиси водорода;
болеутоляющие средства.
Питание. Горячий чай в термосе или на костре прекрасен в прохладные дни, а сок, морс, компот в пластиковых бутылках, фляжках, герметичных коробках – в теплые. Остальное - дело вкуса ребенка…Сухари, баранки, печенье, орешки, леденцы, овощи, фрукты… Содержимое перекуса ребенка не должно быть предметом хвастовства или зависти детей. Это должны быть простые продукты, которые можно легко разделить, чтобы угостить друзей.
Когда вышеперечисленные вопросы решены, совместно с Г.А. Малининой и инициативной группой ( коей является родительский комитет) планируем содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми.
Цель: создание психологического настроя на новый вид деятельности. Задачи, которые ставим перед детьми: больше знать, многое уметь и быть готовыми ко всякого рода трудностям и испытаниям.
Поэтому включаем детей в увлекательную разнообразную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, творческую. Это чаще всего совместная деятельность учителя и детей. В свободной беседе, дети обмениваются имеющимся опытом семейных походов, прогулок, делятся полученными впечатлениями. Чтобы заинтересовать детей необычностью и новизной сведений и фактов, используем соответствующие таблицы, иллюстрации, предметы туристского снаряжения, фильмы и фрагменты, чтение художественной, энциклопедической и популярной литературы. Все это вызывает яркие эмоциональные реакции детей, возбуждает их воображение, побуждает к размышлениям, способствует поиску новых знаний, желанию овладеть туристскими умениями.
Многие премудрости дети быстрее и глубже познают, непосредственно, знакомясь с миром природы. К.Д. Ушинский, великий русский педагог, считал, логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Однако, при планировании даже непродолжительного похода не следует забывать об особенностях детского характера, таких, как безудержная любознательность, непоседливость в сочетании с отсутствием опыта и специальных знаний. Это приводит порой к серьезным неприятностям. Юные путешественники часто проявляют активный интерес к жукам, паукам, змеям, растениям. Многое пытаются попробовать на вкус, на ощупь. В связи с этим уже на подготовительном этапе предупреждаю детей об искусственных и естественных опасностях. Грибы, ягоды, змеи и пауки могут оказаться ядовитыми, а в густом подлеске и травостое могут оказаться клещи. Выводим правила поведения в походах, которые дети называют законы туристятМожно добавить:
если чувство дружбы тебе не знакомо, лучше всего оставайся дома;
в походе думай больше о товарищах, тогда они больше будут думать о тебе;
настоящие туристы живут с достоинством:
- чем многое иметь, лучше многое уметь;
- не унижай других, но и сам не унижайся;
- помоги слабому раньше, чем он об этом попросит;
- в дружбе цени дружбу;
- умеешь командовать, умей и подчиняться;
- узнаю сам, расскажу друзьям;
-будь Человеком с большой буквы.
Одним словом обучение безопасности мы начинаем с обучения человечности.
В период подготовки к походам веду определенную работу с так называемыми «нерадивыми» учениками. Объясняю, что поход связан с преодолением трудностей, неготовность даже одного участника группы может серьезно отразиться на благополучии всей группы. Здесь уместен рассказ А. Чванова «Четверо наедине с горами» и его обсуждение. Если же разъяснения, убеждения не помогают и ребенок всё так же недобросовестен к поручениям и недобр к окружающим, то класс (группа) принимает решение: временно отчислить из группы и в поход или поездку не брать. Но эта мера временная.
Трудные дети имеют разные характеры, очень часто это озорники, «шкодники», у которых отсутствует «тормозная система», но ни один из них не страдает отсутствием честолюбия. Наоборот, это «моторные», энергичные люди, рвущиеся к первенству во всем, желающие быть нужным, востребованными, очень чуткие к похвале. Поэтому им побольше оказываю внимания в классной жизни. Если найдутся конкретные моменты, за которые я могу похвалить того или иного ненадежного ученика, то ребенок потихоньку начинает выправлять свое поведение и становится надежным помощником. Иногда полезно поговорить с другом того ученика, который склонен к нарушениям дисциплины. Такое «окольное» воздействие тоже может быть весьма эффективным. Иногда достаточно поговорить «по душам» с глазу на глаз и выяснить причину плохого поведения. Но точных рецептов работы с трудными учениками не даст никто – все зависит от ситуации, от сплоченности группы и интуиции, и опыта учителя.
В походе возникает очень важная для воспитания обстановка – ответственная взаимосвязь, что способствует становлению и сплочению коллектива. Автономное существование походной группы воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. В походах ребята быстро сближаются, складывается крепкая дружба, взаимная выручка. Все, кто ходят в походы, знают, что туристы никогда не оставят товарища в беде. Часто можно наблюдать, когда более сильные ребята берут ношу слабых и несут двойной груз. А вот тех, кто пытается доброту товарищей использовать в корыстных целях, ребята окружают презрением.
Большую помощь в воспитании и сплочении группы, считаю, оказывает «разбор полетов» - анализ прошедшего похода, где все имеют право высказать свои замечания о поведении отдельных ребят не только плохом, но и достойном подражания, здесь же обычно высказываются и предложения.
Очень важно отметить любые достижения в походе: преодоление страха, вовремя протянутую руку помощи, проявленную силу воли, соблюдение туристических законов. Ведь в школе дети привыкли получать оценки, но здесь отметкой может быть смешной человечек из шишек и веточек, браслет из бересты, стихотворные строчки, конфета или печенье и даже добавка супа или чая, приготовленного на костре.
В туристском походе в большей мере, чем в школьной обстановке, действует метод А.С. Макаренко:
«Воспитание в коллективе и через коллектив». В сложных и непривычных условиях походной жизни ребята испытывают на себе, как велика сила коллектива, видят, что многое можно сделать, многого можно добиться, если рядом с тобой товарищ, если в трудную минуту ты уверен, что тебя поддержат, тебе помогут твои друзья. И наоборот: тебе будет плохо, если будешь противопоставлять себя коллективу, пренебрегать его интересами.
Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения юных туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того, что дисциплина – это, прежде всего, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.
ТУРИСТСКАЯ ЭТИКА (ЗАКОНЫ)
1. Дорогу осилит идущий.
2. Приказ командира в походе – закон.
3. Пошел в поход – не бойся, боишься – не ходи.
4. Туристы ходят цепочкой, бараны – табуном.
5. Уходя с привала, оставь его чище, чем он был.
6. Каким бы маленьким ни был оставшийся кусок хлеба – в походе его делят на всех.
7. Если тебе трудно, помоги товарищу – станет легче.
8. В походе ничего личного нет. Если заболела твоя нога – сидит вся группа, если болит твой живот – идти не может вся группа. В походе ты и всё твоё принадлежит группе.
9. Семеро одного ждут.
10. Плохой поход бывает у плохих туристов.
11. Путешественник – это тот, кто людям добро несет. Кто топчет, ломает, жжет – презренным бродягой слывёт.
12. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
13. Взятую у товарища вещь – в те же руки.
14. Наш девиз: не ныть
Не ныть, если холодно.
Не ныть, если голодно.
Не ныть, если пригорела каша.