АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН — ВЕЛИКИЙ ПОЭТ Литературная гостиная

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН - ВЕЛИКИЙ ПОЭТ


Литературная гостиная

Цели:
1. Познакомить с некоторыми страницами биографии великого русского поэта;
2.Пробудить интерес к творчеству поэта;
3.Воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать её в своём воображении, слушая и читая стихи поэта.

Оборудование:
1.Портрет А.С.Пушкина(написанный художником Тропининым)
2.Отдельные иллюстрации из альбома «А.С.Пушкин»: портреты матери, отца, брата Льва, сестры Ольги, барельеф няни Арины Родионовны, маленького Пушкина, фотографии старинной Москвы, Санкт- Петербурга, Лицея.
3.Записи: «Вальс» А. Грибоедова. «Уж выйду ль я»- русская народная плясовая.
4.Серебряный подсвечник, стаканчик с гусиными перьями, чернильница.
5.Иллюстрации к сказкам.
6.Рисунки детей по произведениям поэта на тему : «Что за прелесть эти сказки».
7.Выставка книг поэта.
8.На партах учащихся копии рукописей поэта.
9.Плакат , на котором напечатаны слова А.С.Пушкина из стихотворения «О себе»
ВЕЛИКИМ БЫТЬ ЖЕЛАЮ,
ЛЮБЛЮ РОССИИ ЧЕСТЬ

Оформление доски: вверху эпиграф урока

«ПОКА В РОССИИ ПУШКИН ДЛИТСЯ,
МЕТЕЛЯМ НЕ ЗАДУТЬ СВЕЧУ»


Ход урока

Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Учитель:

«Великим быть желаю,
Люблю России честь»

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушал напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящими солнцем русской поэзии».
Прошло более 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё также не ослабевает, стихи его становятся нам всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснёмся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

(У портрета А. С. Пушкину зажигается свеча памяти).

Учитель:
–Кто из вас знает , когда и где родился А. С. Пушкин? Правильно, 6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.

Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось
Как много в нём отозвалось!

Москва пушкинского детства поражала «странным смешением древнего и новейшего» зодчества, нищеты и богатства. Во всех концах древней столицы гремела музыка.

(Звучит мелодичный вальс А. Грибоедова. Дети танцуют)

- Но была ещё и другая Москва, просвещённая. К образованной Москве относится и дом Пушкиных. Отец поэта- Сергей Львович (портрет) любил литературу. Мать поэта- Надежда Осиповна, была образована, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах. Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени: Карамзин, Жуковский. Мальчик Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новейших произведений. Саша рос молчаливым и замкнутым мальчиком.

1 ребёнок:
-Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернёров- иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где, в основном, была французская литература.

2 ребёнок:
- Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. В основном читал французских классиков- Вольтера, Мольера. Книги сделали своё дело. «Чтение- вот лучшее учение»- любил повторять Пушкин.

3 ребёнок:
- Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Импровизировал и разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нём на всю жизнь.



Учитель:
- Французы- гувернёры не оставили о себе доброй памяти в сердце мальчика. Но в отличии от многих дворянских детей Пушкин уже с детства был тесно связан с русской народной жизнью и рано услышал меткую русскую народную речь.
Когда Александру было 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. Село было расположено в живописной местности. Там дичок, бука Александр необыкновенно развеселился, расшумелся, разыгрался. По вечерам, перед сном, часто слушал сказки.

(Звучит русская народная плясовая. Ребёнок пляшет. На фоне музыки
учитель говорит:

- По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться плясками и хороводами. Вспоминая детство поэт писал:
Мне видится моё селенье, моё Захарово.
На холмах домик мой с балконами.
Могу сойти в весёлый сад..
Где старых клёнов тёмный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят.

Учитель:
Страсть к поэзии проявилась в Пушкине с первыми понятиями. Помимо французов в детстве около Пушкина были русские люди : дядька Никита Козлов и бабушка и особенно няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная Пушкиных, простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неиссякаемых запасов народных песен, былин, сказок. (Барельеф Матвеевой) .

Ах! Умолчу ль я о матушке моей,
О прелести таинственных ночей.
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы..
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Ни чувствуя ни ног, ни головы.

- В годы ссылки в Михайловском, Пушкин особенно сроднился с няней. Он, любя всем сердцем свою няню, посвящает ей свои стихи.

(Ребёнок читает стихотворение «Зимний вечер»)

4. Учитель:
Юность прошла в Петербурге, в Лицее. (показать фотографии)

4 ребёнок:
- В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Александр Пушкин- отвечал легко и уверенно.
- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего?- был один из вопросов.
- Вольтера!- бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но он в свои 12 лет действительно любил и знал Вольтера. Он готов был прочесть им наизусть. Счастливый день! Экзамен сдан!

Учитель:
- Годы учёбы в Лицее всегда сохранятся в душе поэта. Пушкин был там признан замечательным поэтом. Пушкин полюбил величественный Петербург.

(Ребёнок читает наизусть стихотворение «Люблю, тебя Петра творенье»)

5 ребёнок : (подходит к портрету А.С.Пушкина и рассказывает):
-Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик- вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза. Один из портретов А.С.Пушкина написал художником Кипренским или Тропининым. При первом же взгляде нас поражают духовное богатство и сила изображённого на портрете человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.

(Звучит вальс Грибаедова. Ребёнок предлагает учащимся взять в руки рукописи поэта)

6 ребёнок:
- Много раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом- графистом. Рисовал точно, верно, несколькими штрихами, передавал самое характерное, самое главное, хорошо знал своё лицо.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всё изображал легко, с блеском, бодро, весело. Таков был солнечный гений Пушкин.
Ежегодно в пушкинских местах (Москве, Санкт- Петербурге, Болдине, Михайловском, Одессе ) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого певца. Представим себя участниками одного из таких праздников и ещё раз насладимся пушкинскими строками.

(Передавая лист клёна от одного ребёнка до другого, дети читают наизусть стихи Пушкина).

Учитель:
- У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт сказочник. (Обращаюсь к выставки книг, в которой представлены сказки).
- Какие сказки Пушкин вы знаете?
(Сказка о Золотом петушке, Сказка о мёртвой царевне, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Салтане, Сказка о попе и работнике его Балде).
Специально для детей Пушкин сказки не писал. «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»- говорил он. Действительно, кто из нас не знает «У Лукоморья дуб зелёный..»

(Читает библиотекарь)
Пушкин перенёс в свои сказки, чудесные образы народной фантазии.сказку Пушкина нередко наполняют разные чудеса.

(Показ поделок, сделанных детьми: остров, ель- белка, богатыри, царевна- лебедь)

Ой , вы гости господа
Долго ль ездили, куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?

Мы объехали весь свет;
За морем жить не худо
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
И сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.

Мы объехали весь свет:
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо!
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутится на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
С ними дядька Черномор.

4.За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит

Учитель:
Погиб Пушкин в 37 лет. Но получил признание ещё при жизни. Пророческими стали строки его стихотворения:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа

Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великолепный Пушкин:

ВЕЛИКИМ БЫТЬ ЖЕЛАЮ,
ЛЮБЛЮ РОССИИ ЧЕСТЬ

Так оно и есть.

(На память дарятся значки с портретом А. С. Пушкина)

















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕТУХОВСКАЯ СОШ»



Александр
Сергеевич
Пушкин-
великий поэт


Литературная гостиная для 5-7 классов






Подготовила и провела :
Ваколова Л.Н.,
педагог- организатор






с. Петухи, 2014год
















15