Урок по биологии на тему «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян»

Тема урока: «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.»

Цель урока:
- изучить особенности строения цветка как органа размножения растения;
- познакомиться с разнообразием цветов, плодов, семян;
- изучить их биологическую роль.

Задачи:
Образовательные: формировать знания обучающихся о строении генеративных органов цветковых растений в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие: продолжить развивать у обучающихся внимательность, умения логически мыслить, выделять главное, работать в парах.
Воспитательные:  воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Оборудование: Компьютер,   проектор,  учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения : словесный с элементами беседы, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос:
- Что изучали на прошлом уроке?   (побег)
- Из чего состоит побег? (из стебля, листьев, почек)
  - Побег – это какой орган? (вегетативный)
2.Тест по теме «Строение и значение вегетативных органов»

3. Проблемный вопрос:
Итак, побег это вегетативный орган, что еще относится к вегетативным органам? (корень)
Корень и побег –это вегетативные органы.
Все ли органы цветкового растения мы изучили? (нет)
- С какими органами цветковых растений мы знакомы, но не изучали? (репродуктивными)
- Назовите репродуктивные органы цветкового растения. (цветок, семя, плод)
Целеполагание и мотивация
Учитель зачитывает стихотворение подводит к теме урока.
У растений орган есть,
Что нельзя и глаз отвесть!
Самый яркий и заметный,
Ароматный, разноцветный.
Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!
Как тот орган отцветет,
Образуется в нем (плод).
Он покрывает  (семена),
 Покрывает и питает,
 От всего их защищает.
 Семя в почву попадет
 Вскоре снова прорастет,
 На свет появится росток,
 И расцветет опять цветок.

Итак, тема урока: «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. »(слайд)
Постановка целей урока обучающимися.
Цель урока: изучить особенности строения цветка как органа размножения растения, познакомиться с разнообразием цветков, соцветий ,плодов и семян. Изучить их биологическую роль. (слайд)
Учитель. Записываем тему урока в тетрадях.
4. Передача и усвоение новых знаний
4.1 Цветок у цветковых растений – самый яркий и заметный, он может быть крупным и мелким, пахучим и без запаха. Цветок состоит из венчика, чашечки, пестика и тычинок. (слайд)
Венчик состоит из ярких лепестков, их может быть пять, четыре, или много. (слайд)
Чашечка состоит из зеленых лепестков, которые называются чашелистики. (слайд)
Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. (слайд)
Бывает и простой околоцветник, когда нет чашечки, а присутствует только венчик.
Вопрос: Вы встречали такие цветы? (тюльпаны)
Вопрос: Ребята, как вы думаете , зачем нужен яркий венчик для цветов? ( для привлечения насекомых)
Вопрос: Какую функцию выполняют насекомые? (опыляют растения)
У цветка есть главные органы: пестик и тычинки.
Пестик –женский орган, состоит из рыльца, столбика и завязи . (слайд)
Тычинка- мужской орган, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором находится пыльца (слайд)
Вопрос: Почему тычинки и пестик называют главными органами? (это органы размножения)
Количество тычинок и пестиков у разных видов растений может быть различно(слайд)
Цветы бывают однополые и обоеполые. (учебник стр.44- обсуждение)

Все части цветка располагаются на цветоложе, которая является расширенной частью цветоножки.
Вопрос: Функция цветка?( привлечение насекомых-опылителей, содействие опылению, происходит оплодотворение)
4.2 Цветы на побеге могут быть одиночные ( н-р тюльпан, георгин) или собраны в соцветия. Соцветия- это группа цветков(слайд): зонтик, кисть, корзинка, колос, головка.
Задание: составить кластер «Соцветия»

Физминутка
А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.
Сядьте на корточки. Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток (Вставайте, поднимите и разведите руки в стороны) и из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.
(Садитесь)

Продолжаем.
4.3 После опыления и оплодотворения из завязи образуется плод (слайд)
Вопрос: Какие вы знаете плоды ? (сухие и сочные) .Приведите примеры.
( обратимся к учебнику стр.46-47- обсуждение)
Вопрос: Чем сочные плоды отличаются от сухих?
Чем односемянные плоды отличаются от многосемянных?
Итак, внутри плода находятся семена. Следовательно, главная функция плода- это защита семян и их распространение.
Задание: составить кластер «Плоды»

4.4 Семена бывают(слайд) однодольные ( зародыш имеет одну семядолю, н-р пшеница) и двудольные(зародыш имеет две семядоли, н-р фасоль)
Вопрос: Функция семян? ( воспроизведение себе подобных.)

Итог темы на доске и в тетрадях: Цветок- Плод- Семя- Цветковое растение.
5. Закрепление
1.Выполнение заданий № 37, 52 в рабочих тетрадях.(самооценка)
2.Работа в парах
6. Рефлексия.
Работа с карточками
Оценка обучающимися своей работы на всем уроке
7. Подведение итогов урока
7.1-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Все ли вам понятно было при изучении данной темы
-Что больше всего вам понравилось на уроке?
-Какие задания больше всего понравилось выполнять?
7.2. Учитель выставляет оценки, с комментариями.
7.3 Домашнее задание: прочитать стр. 45-48, составить синквейн (плод, цветок, семя)

 Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь.
Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.