Литературная гостиная Гусиное перо или поэзия-великий дар


Занятие литературного кружка «Литературная гостиная»
«Гусиное перо или поэзия – великий дар»
класс
Форма: поэтическая лаборатория
Цель:
1. Повторить и обобщить знания уч-ся о различиях стихотворной и прозаической речи,ритме и размерах стиха, рифме и её видами.Задачи:
1. Научить различать стихотворный и прозаический тексты;2. Научить различать размеры стиха, виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.
3. Продолжать работать по развитию творческих способностей учащихся
4. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве.
5. Воспитывать читателя со сформированным эстетическим вкусом.
Результат:
1.Формирование способности к саморазвитию и самообразованию через освоение художественного наследия, через творческую деятельность эстетического характера.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
3. Воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного интерпретировать, прочитанное, осознавать художественную картину жизни.
Продукт: поэтический альбом класса «Гусиное перо».
Оборудование: мультимедийный проектор, волшебный ящик с атрибутами, вызывающими ассоциации с поэзией, раздаточный материал для работы в группах
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
- Я рада приветствовать вас на занятии кружка «Литературная гостиная». Чтобы выяснить тему занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет.
(Перо с чернильницей, сборник стихов, лист бумаги)
- Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (тема поэзии).
- Верно. Мы сегодня с вами поговорим о поэзии. Тема выбрана неслучайно. Дело в том, что 3 марта во всем мире отмечался день писателя, а 21 марта отмечается еще один праздник на мировом уровне – день поэзии.

- Что же такое поэзия?
Влад получил индивидуальное задание и скажет, как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия – словесное художественное творчество».
- А если сказать по-другому: поэзия – это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.
Ребята, накануне нашего занятия я вам раздала анкеты для заполнения…………
Прекрасно, что всем вам интересна тема поэзии, большинство из вас безошибочно указали имена знаменитых русских поэтов, с творчеством которых знакомились на уроках литературы…
У каждого из вас есть любимое стихотворение…
Но один вопрос в анкете у всех вызвал отрицательный ответ!
Никто из нас не умеет сочинять стихи…и это понятно, ведь поэтом может стать не каждый, поэзия – это великий дар. Именно так и будет называться наше сегодняшнее занятие (открываю на доске)
II. Поэтическая лаборатория
- Я приглашаю вас в поэтическую лабораторию, где проведем эксперимент в форме конкурса между тремя группами. Какова цель нашей лаборатории? ( повторить и обобщить знания о различиях стихотворной и прозаической речи, основных понятиях стихосложения). Чему должны научиться в ходе исследовательской работы? (должны научиться различать способы рифмовки, рифмовать слова, определять размеры стиха, создавать четверостишия). Очень хорошо, учебные задачи ясны. Может быть, кто-то и обнаружит в себе дар стихосложения. Предварительно давайте вспомним теорию и заполним технологические листы.
- На столах у вас раздаточный материал с двумя текстами, прочитайте их и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия.
1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
- Чем отличается стихотворная речь от прозаической? Назовите особенности стихотворной речи.
(Второй текст записан в столбик и окончания строк звучат в рифму)
- Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк (от греч. рифмос – стройность), в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.- Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (звучит ритмично).
- В чём же секрет ритма, что такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
Исходя из этого выделяются двусложные и трёхсложные размеры стиха, назовите..
(Мы видим две стопы, обе состоят из двух слогов, но в первой ударение падает на первый слог (хорей), во второй — на второй слог (ямб). Ямб и хорей — это и есть двусложные размеры стиха). (Итак, в технологическом листе останется несколько небольших записей:
Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму) Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
Ямб и хорей — это двусложные размеры стиха
- Для работы в поэтической лаборатории выберите капитана в группах, который будет руководить деятельностью членов команды.
- Ребята, я вижу, вы готовы к работе в поэтической лаборатории, желаю успеха!
Задание 1
- Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.
Вариант 1
Над морем красавица дева сидит
И, к другу ласкаясь, она говорит:
«Достань ожерелье, спустися на дно;
Сегодня в пучину упало оно!..»
Вариант 2
Как мило жили в старину!
Бывало, в теремах высоких
В кругу красавиц чернооких
Певцы поют любовь, войну!
Вариант 3
В избушке позднею порою
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою
На небе зарево горит...
Задание 2 - Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова.
Вариант 1
Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет
Дедушка Илья;
Едет бором, только слышно.
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник______________________
Богатырский____________________________.
Вариант 2
И ворчит Илья _________________________
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты_________________________________?
Двор мне, княже, твой не диво,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба___________________________.
Вариант 3
И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым Воздухом__________________________;
Снова веет воли _________________________
На него простор,
И смолой, и земляникой
Пахнет тёмный _________________________.
(Из баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», Вариант 1. Бором, пышный, конь. • Вариант 2. Сердито, проживёшь, кус. • Вариант 3. Дышать, дикой, бор).Задание 3
- У каждого стиха, то есть у каждой стихотворной строки, как мы сказали, есть размер. Проставьте ударения и составьте схемы, обозначив ударные слоги чертой с ударением (—), безударные — прогибающейся чертой (U).
- Определите размер стихотворных строк.
П. Мериме. «Конь» (перевод А. С. Пушкина). Хорей.
«Что ты ржёшь, мой конь ретивый.
Что ты шею опустил.
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?..»
А. С. Пушкин. «Анчар». Ямб.
В пустыне чахлой и скупой.
На почве, зноем раскаленной.
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Ямб.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел
И ветры в дебрях бушевали...
Задание 4
«Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
школа - ….(глаголы)
тетрадь -…(писать)
мальчишки - …(книжки)
урок -…(звонок)

- Сочинить стихотворение-буриме из понравившейся рифмы
III. Подведение итогов
-Трудно ли быть поэтом?
Что нужно знать и уметь для этого?

IV. Рефлексия
Вы ответьте, на урокеНе было ли скуки?Кому было интересно,Поднимите руки………..
Или
Посмотрите на экран и закончите предложения, выразив своё мнение по поводу занятия.
Сегодня на занятии:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, что…
12. Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
Очень рада! Значит можноВсем в поэтов поиграть.И домашнее заданьеВам в стихах хочу я дать.
------------------------- океану-------------------------- матрос-------------------------- обезьяну-------------------------- привез
---------------------------- тоскуя------------------------- - напролет----------- -----------------такую------------ ----------------поет
-----------------------------юге------------ ----------------кустах---------------------------- подруги------------- ---------------хвостах
--------------------------- бананы--------------------------- моей-------------------------- обезьяны----------- ---------------людей.
- Заданием на последующее занятие будет сочинить четверостишия, а может, и целые поэтические произведения для нашей литературной газеты «Гусиное перо». Благодарю вас, ребята, за проделанную работу и Вас, уважаемые гости, за внимание!
Приложение.
Анкета участника школьного кружка «Литературная гостиная»
1. Любишь ли ты поэзию?
2. Умеешь ли сочинять стихи?
3. Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.
4. Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать. А на память о нашей встрече я хотела бы вам прочесть стихотворение Николая Ушакова об этом свойстве поэзии.
Дана загадка на века -гармонии необычайной, -поэзия живёт, покаеё возникновенье - тайна.Поёт народная душа,высокой точностью томима.Загадка - тем и хороша,что       может быть                   неразрешима.
рифма ритм
В завершении урока мой вам завет.
Наполнить ум и душу светом,
Про ритм и рифму всё понять,
Тогда вы сможете с успехом
Стихи прекрасные слагать.