Краткосрочное планирование по русскому языку в 7 классе на тему Действительные и страдательные причастия (Идеи Программы Кембриджского университета)


Урок 3
Действительные и страдательные причастия.
Цель:
- познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями, уместностью их употребления в речи;
- развивать навык написания изложения по тексту с причастиями, навык самооценивания и взаимооценивания через «Листы оценивания», учить работать с текстом, выбирать главное и отражать содержание темы урока в кластере; развивать практический навык составления объявления;
- способствовать развитию навыков сотрудничества в группе, навыков обучения; воспитывать внимательное отношение к слову.
Ожидаемый результат: учащиеся знают особенности смыслового различения действительных и страдательных причастий, способы их образования,
умеют правильно использовать их в речи, писать изложение по текту с причастиями, проводить самооценивание и взаимооценивание, работать в паре, работать с текстом, выбирая главное по теме, составлять кластер, умеют выражать свои мысли ясно и правильно.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Форма урока: групповая работа
Ресурсы: тетради по русскому языку, листы оценивания, лепестки цветка для деления на группы, «Коробка сюрпризов» с полосками для деления на группы, листы с текстом «Действительные и страдательные причастия», маркеры текстовые, листы для кластера, фломастеры,чистые листы для приёма «Найди ложное утверждение», листы с объявлением, сигнальные карточки «Светофор», Мультимедийная доска.
Ход урока:
I. Организационный этап. Создание коллаборативной среды.
1. Деление на группы по 4. Игра «Цветик-шестицветик»(«Коробка сюрпризов»).Дети достают полоски 6 разных цветов из «Коробки сюрпризов». Объединяются по цвету. На полосках у каждого словосочетания с причастиями одной грамматической формы в группе. (Приложение 1)
2.Вопрос группе. Каков принцип объединения в группы, кроме цветового? Обосновать ответ.
Оценивание: «Большой палец».
II. Актуализация.
1.Самостоятельная работа. Вставить окончания причастий в предложения. Взаимопроверка по образцу (Мультимедийная доска). Задания готовят одарённые ученики. (Приложение 2).
Оценивание: СО.
2.»Вызов». На столах листы с фотографиями (или на Мультимедийной доске). (Приложение 3).
Задание: Сравнить словосочетания под фотографиями. В чём сходства и различия?
(Дети не могут сказать, что первое словосочетание с действительным причастием, а второе со страдательным причастием. Учитель говорит, что к сравнению ещё вернёмся после осмысления темы. Формулируются задачи урока учениками.)
III. Формирование новых понятий и способов действия. «Осмысление».
1.Знакомство с новой темой. Приём «Джигсо». Текст «Действительные и страдательные причастия» (4 части). (Приложение 4).
2.Составить кластер «Действительные и страдательные причастия, их образование».
Оценивание: ЛО(критериальное).
3. Возвращение к фотографиям. (Ученики в группах осмысливают вопрос. Должны дать ответ самостоятельно).
Минутка релаксации
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1.Работа в паре. «Найди ложное утверждение». (Приложение 5).
Оценивание: ЛО(критериальное).
2.Работа в паре. Восстановить объявление с включением в текст причастий. (Приложение 6).
Оценивание: «Светофор».
3.Мини-изложение «Осень». (Приложение 7).
Чтение изложений.
Оценивание:ЛО (критериальное взаимооценивание).
V. Этап информации о домашнем задании.П-10-14, упр.122.
2.Написать объявление в школьную газету (о пропаже мобильника, дневника, спортивной формы и т.д.)
3.Составить 5 тестовых заданий по трём темам «Причастие» (одаренные).
4. Стих-е об осени (подготовка к сочинению).
VI. Этап рефлексии.
«Закончить предложение». Закончите предложение: «Сегодня мы узнали...»( предложения пишут в группе на больших лепестках цветка. Затем каждая группа свой лепесток прикрепляет на доску. Получается один большой цветок. А также на лепестках небольшой рисунок настроения. Затем выходит один участник и защищает утверждение. Одноклассники задают вопросы, чтобы протестировать, насколько хорошо усвоен материал (подтвердить предложение). Некоторые начала вопросов для тестирования можно предложить ученикам на Мультимедийной доске).
Ресурсы к уроку №3 «Действительные и страдательные причастия».
Приложение 1. Полоски для деления на группы.
Жёлтые: засохший поникший лист, упавший жёлудь, грустящий дождь, притихший парк.
Оранжевые:порхающие опускающиесялистья, омытые скамьи, улетающие косяки журавлей, увядшие цветы.
Красные: радующая нас осень, пожелтевшая траа, светлая грусть, осиротевшая клумба.
Коричневые: об уходящем лете, о забытом лепестке, об угасшем солнце, о притихшем лесе.
Зелёные: уставшее загрустившее солнце, потемневшее небо, прошедшее лето, волнующее чувство.
Голубые: засохшего куста, уснувшего дерева, кричащего ворона, уходящего лета.

Приложение 2. Самостоятельная работа.

Приложение 3. Фотографии.
3089910298005500
Падающие листьяподнятые листья
Приложение 4. Тексты для приёма «Джигсо».
1.Действительные причастия настоящего времени
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который действует самостоятельно: победивший спортсмен- спортсмен, который победил сам,
поющие птицы – птицы, которые поют сами.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени:
1 спряжение с помощью суффиксов-ущ-, -ющ-;
2 спряжение с помощью суффиксов –ащ-, -ящ-.
Например:
1 спряжение: идёт – идущий, поют – поющие;
2 спряжение: молчит – молчащий, любят – любящие.
2.Действительные причастия прошедшего времени
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который действует самостоятельно: победивший спортсмен- спортсмен, который победил сам,
поющие птицы – птицы, которые поют сами.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глагола прошедшего времени (или от основы инфинитива) с помощью суффиксов –вш-, -ш-:
Например:
видел – виде-вш-ий, шё-л – шед-ш-ий.
3.Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который подвергается воздействию со стороны: побеждённый спортсмен – спортсмен, которого победили, слышимый звук – звук, который кто-то слышит.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов 1 спряжения с помощью суффиков –ем-, -ом-,
2 спряжения – с помощью суффикса –им-
Например:
1 спряжение: читает – чита-ем-ый, ведут – вед-ом-ый.
2 спряжение: видят – вид-им-ый, слышит – слыш-им-ый.
4.Страдательные причастия прошедшего времени
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который подвергается воздействию со стороны: побеждённый спортсмен – спортсмен, которого победили, слышимый звук – звук, который кто-то слышит.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени или неопределенной формы глагола с помощью суффиксов – енн-, -нн-, -т-.
Например:
проверил – провер-енн-ый,
сделал – сдела-нн-ый,
закрыл – закры-т-ый.
Приложение 5. «Ложное утверждение».

Приложение 6. Объявление.
Объявление
Уважаемые школьники, преподаватели и сотрудники!
Приглашаем всех, кому не безразлично состояние территории, _____________________ в непосредственной близости к зданию школы №50, принять участие в субботнике по очистке пришкольного участка от мусора.
Субботник состоится 11 октября! Сбор участников на площадке для линейки в 09:00 часов. Форма одежды – рабочая. Инвентарь для работы будет выдан на месте проведения субботника.
В программе мероприятия:
– ________________________________________;
–________________________________________;
– ________________________________________.
Совет школьного самоуправления.
Приложение 7. Текст изложения.
Красив и печален русский лес в теплые осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, играющему разными красками, и поэтическим чувством наполняется душа.
Приложение 8. Лист критериального оценивания. (ЛО).
Лист оценивания ________________________________ Действительные и страдательные причастия
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Дополни-тельные баллы
(указать за что) Оценка учителя 13 баллов и более – «5»
12-10 – «4»
9-5 – «3»
Интерактивная доска. Вставить окончания прич. Баллы
Мини-сочинение Баллы Кластер «Ложное утверждение» Баллы Критерии
оценивания:
1.Нашли причастие.
2.Вставили окончание.
3. Смогли обосновать выбор Критерии
оценивания:
1.Оригинальность.
2.Речевая правильность.
3.Выразительность чтения. Критерии
оценивания:
1.Точность отражения темы.
2.Зрелищность. 3.Аккуратность Критерии
оценивания:
1.Наличие задания.
2.Соответствие теме. 11 баллов и более – «5»
10-8 баллов – «4»
7-4 баллов – «3»