Кроаткосрочное планирование по русскому языку в 7 классе на тему: Склонение причастий. (Идеи Программы Кембриджского университета)


Урок 2
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Цель:
- научить согласовывать причастие с определяемым существительным в предложениии, правильно употреблять причастия в речи, редактировать текст с причастиями;
- развивать навык работы в группах, самооценивание через «Листы оценивания»(критериальное оценивание), учить отражать содержание темы урока в постере, составлять алгоритм действий при решении задания;
- способствовать развитию навыков сотрудничества в группе, навыков обучения; воспитывать внимательное отношение к природе, умение видеть красоту природы и ценить её, ценить речь как средство выражения своих чувств, мыслей.
Ожидаемый результат: учащиеся знают особенности склонения причастий, знают стилистическую функцию причастий;
умеют согласовывать причастия с существительными в устной и письменной речи, редактироать текст с причастиями, умеют работать в команде, составлять алгоритм и самооценивать результат своей деятельности на уроке, учатся ценить красоту природы.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: группвоая работа
Ресурсы к уроку: учебники, тетради, листы оценивания(самооценивание), листы с тестом, листы для постеров, для составления алгоритма, фломастеры, линейки, Мультимедийная доска, лист со стихотворением, листы «ЗХУ», «Коробка вопросов», мяч.
Ход урока:
I. Организационный этап. Создание коллаборативной среды.
1. Деление на группы по 4. «Осенний букет» (Учитель встречает детей цветами – по веточке.) (Собрать в группе букет одинаковых живых цветов). Затем цветы собираются в один красивый букет.
II. Актуализация.
1.Составить предложение о букете, чтобы в предложении нашла отражение тема прошлого урока (от группы).
(Осенний букет, подаренный нам учителем, очень ярок и красив.)
2. Чтение сказок о Причастии (д\з). (ЛО- самооценивание) (Приложение 3.)
3.Работа в паре. Рассказ о причастии. (ЛО- самооценивание)
4.Мини-тест «Причастие. Признаки прилагательного и глагола у причастия». (Приложение 1.) Самопроверка по образцу (Мультимедийная доска). (ЛО – самооценивание)
5 «.Вызов». На доске тема урока. Заполнить 1 и 2 графы листа «ЗХУ» (у каждого лист). (Приложение 2).
Что я знаю Что бы я хотел узнать Что я узнал
+ + III. Формирование новых понятий и способов действия. «Осмысление».
1.«Снежный ком». Просклонять словосочетания (словосочетания предлагают свои). Тема «Осень».
1.Просклонять словос-е «прилаг.,прич.+сущ. м.р.» (Например: осенний красующийся букет и т.д.)
Обозначить главное слово. Записать падежные вопросы к прилагательным, причастиям. Обозначить окончания. (И далее по этому же заданию).
2.Просклонять слов-е «прилаг.,прич.+сущ.ж.р.»
3.Просклонять слов-е «прилаг.,прич.+сущ.с.р.»
4.Просклонять слов-е «прилаг.,прич. + сущ.м.ч..»
2. Сформулировать выводы, правила по теме урока.
3. Составление алгоритма«Правописание гласных в падежных окончаниях причастий». (В помощь материал учебника на стр.32)
Минутка релаксации
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1.Работа с учебником. Упр.66. Самостоятельная работа. (Уч-ся с высокой мотивацией мини-сочинение «Осенний букет»).
2. Игра «Поймай мяч». Проверка упр.66.
3.Употребление причастий в книжной речи. Работа со стихотворением В.Тушновой «Твои руки». (Приложение 4).
-Поразмышляйте. Как употребление причастий зависит от стилей речи?
Чтение выразительное стихотворения. Затем ответ.
Учитель подводит итоги о преимущественном употреблении причастий в художественном стиле речи.
4.Редактировать текст с причастиями. (Исправить окончания причастий). (Приложение 5).
Самопроверка по образцу. Мультимедийная доска.
Оценивание: «Светофор».
V. Этап информации о домашнем задании
1.П-8, упр.64
2.Мини-сочинение «Осень», «Цветы поздней осени» и т.д. с включением в текст причастий.
VI. Этап рефлексии.
1.Чтение.
Что я знаю Что бы я хотел узнать Что я узнал
+
Таблицы сдают.
2.Реклама «Коробки с вопросами». (В «Коробку вопросов» ученики могут класть листочки с вопросами, что не поняли на уроке т.д.)
Ресурсы к уроку №2 «Склонение причастий».
Приложение 1. Тест «Причастие как часть речи».
Тест . Вариант 1.
1.Причастие- это
А)часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос какой?;
Б)особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?;
В) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос что делать?;
2.Признаки глагола у причастия:
А)род, число , падеж, вопрос;
Б)род, вид, переходность, склонение, время;
В)вид, переходность, время, возвратность.
3.Признаки прилагательного у причастия:
А)род, число , падеж, вопрос;
Б)род, вид, переходность, склонение, время;
В)род, число, падеж.
4. ) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? – это
А)деепричастие,
Б)причастие,
В)наречие.
5.Найти причастие:
А)темноватый,
Б)зеленеет,
В)писавший.
6.Найти причастия:
А)темнеющий, светлый, летящий;
Б)опадающий, сверкающий, желтевший;
В)жёлтый, светлый, тёмный.
Тест . Вариант 2.
1.Найти причастия:
А)темнеющий, светлый, летящий;
Б)опадающий, сверкающий, желтевший;
В)жёлтый, светлый, тёмный.
2.Причастие- это
А)часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос какой?;
Б)особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?;
В) особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос что делать?;
3.Признаки прилагательного у причастия:
А)род, число , падеж, вопрос;
Б)род, вид, переходность, склонение, время;
В)род, число, падеж.
4.Найти причастие:
А)темноватый,
Б)зеленеет,
В)писавший.
5.Признаки глагола у причастия:
А)род, число , падеж, вопрос;
Б)род, вид, переходность, склонение, время;
В)вид, переходность, время, возвратность.
6. ) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? – это
А)деепричастие,
Б)причастие,
В)наречие.
Приложение 2. Таблица «ЗХУ».
Что я знаю Что бы я хотел узнать Что я узнал
Приложение 3. ЛО (Лист оценивания). (Критерии составляются вместе с учениками).
Лист самооценивания
________________________________
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание
Сказка о Причастии Баллы
Определение причастия.
Баллы Тест Баллы Постер «Склонение прич-й» (группы) Баллы Алгоритм Баллы Упр. 66.
Мини-сочинение Баллы Дополни-
тельный балл группе Баллы
Критерии
оценивания:
1.Оригинальность.
2.Насколько отражена тема 1 урока.
3.Выразительность чтения. Критерии
оценивания:
1.Признаки прилагательного.
2.Признаки глагола.
3.Что это, вопрос, значение. Критерии
оценивания:
1.Все ответы верны.
2.1-2 неправильно.
3.3-4 неправильно. Критерии
оценивания:
1.Точность выполнения задания.
2.Презентация.
3.Вывод (правило). Критерии
оценивания:
1.Что-то сделали.
2.Указана последовательность действий при выборе орфограммы.
3.Есть алгоритм. Критерии
оценивания:
1.Всё верно-3б.
2.Есть ошибки- 2б. Критерии
оценивания:
Есть вариант ответа- 3 балла. Всего баллов:
18-16 баллов – «5» 15-10 баллов – «4» 9-5 баллов – «3»
Приложение 4.
Твои руки
Вот говорят:-Россия
Реченьки да берёзки...
А я твои руки вижу,
Угловатые руки, жёсткие.
Руки от стирки сморщенные,
Слезами горькими смоченные,
Качавшие, пеленавшие,
На победу благославлявшие.
Отдохнуть бы-да нет привычки
Им лежать на коленях праздно.
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь- синие, хочешь- красные!
Не говори: «Не надо!»
Мол, на что красота старухе!
Я на сердце согреть бы рада
Застуженные твои руки.
Как спасенье своё, держу их,
Волнения не осиля,
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!
Вероника Тушнова
Приложение 5.
Полна оч..рования незабываемое пора золотой осени. Лучи солнца посылают свой последний привет еще не остывшие земле. Все чаще небо затягивает, и нерасходящиеся тучи скрывают солнце. Ночью осень серебрит инеем землю, прихватывает неокрепшей ледком лужи. Чудесна палитра осе(н;нн)их деревьев. Пурпурные листья чередую(т;ть)ся с золотом кленов и яркой зеленью нестареющий крушины. Пестрая карусель опадающих листьев цветным ковром ложи(т;ть)ся на поляны, не озаренных лучами солнца.