Разработка урока по русскому языку 5 класс в рамках Кембриджского Университета (третий базовый уровень)«Чередование и, е в корнях слов «

Класс
5


Тема занятия:
Чередование и, е в корнях слов

Ссылка:
Папка «Разработки уроков», презентация

Общие цели:
Сообщить о чередовании гласных Е-И в корнях; о способах действия при выборе условий написания этой орфограммы. Развить творческие способности и воспитать любовь к родному языку

Ключевые идеи:
Уметь различать чередование и, е в корнях

Приветствие:
Упражнение "Приветствие в парах" (выстроить в 2 круга: внешний и внутренний, приветствие разными частями тела)
Поделить на группы (разные конфеты, 2группы)


Задания:
 
Актуализация знаний о глаголе.



Орфоэпическая минутка


Изучение нового материала.

п. 82 стр. 232
Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием - ..ИРА-ЕР.


ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание: прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов (устно комментируют по цепочке).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ
Задание: найдите слова с чередующимися гласными


К каждому глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов. Обозначьте в них корни. Образец: выберу – выбираю.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните графически их выбор.

Игра «Будь внимателен!»
(в группах )

Действия учителя:
Действия учащихся:



Слово учителя. Проверка домашнего задания.
Глагол это
Отвечает на вопросы
Обозначает..
В предложении является
Конечно (шн), отель- отели (тэ), очередь- очереди, паспорт- паспорта, перо- перья.

Мы должны познакомиться с выбором данных букв и отчего это зависит.




Замираю - замереть
Мира - мер
3 мин.
Появляется Ира!

Набирая - наберу
Бира - Бер


Задирает - задерёт
Дира - дер


Вытирать - вытереть
Тира - тер


Отпирать - отпереть
Пира - пер




В чём разница этих двух столбиков (второго столбика).
Когда пишут в корнях И? (если после корня есть суффикс А).
Дети самостоятельно составили правило.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.
Над какими чередованиями поработали? (О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, Е-И в корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, ПЕР-ПИР, МЕР-МИР).
От чего зависит выбор буквы Е или И (от суффикса А).

Соберу - .
Расстелю - .
Замереть - .
Растереть - .
Запереть - .
Расстелить - .
Раздеру - .
1.Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разб...рает.
2.Поди ж, приятель, убрайся,
Да бер...гись: вперед ты мне не попдайся.
Отколь такой брется голосок?
И чист, и нежен, и высок !...


Записывают словарно- орфографический диктант





Самостоятельно изучают теоретический материал



Дети самостоятельно составили правило.


Отвечают на вопросы.

Вывод:Е- если нет суффикса А, И - если есть суффикс А.

Находят слова с чередующимися гласными (дети показывают ту ракету, которая соответствует данному слову, от простого к сложному. 

Индивидуально работают по карточкам


Работают в группах

Вывод:

Виды работ:
Работа в группах, в парах, индивидуальная

Рефлексия:

Анкета самоанализа
Заполняют анкету самоанализа

Домашнее задание:
Выучить теоретический материал стр. 232 п. 82 упр 635 стр 233


Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов.

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
Смерть чинов не разбирает.
Солдат службы не выбирает.
Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
Кто детям потакает, сам слезу утирает.
На работу спирает дух, а ест за двух.
Не задирай нос высоко - споткнешься.
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не силой дерутся - умением.
С кем поведешься, от того и наберешься.


1.Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
2.Смерть чинов не разбирает.
3.Солдат службы не выбирает.
4.Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
5.Кто детям потакает, сам слезу утирает.
6.На работу спирает дух, а ест за двух.
7.Не задирай нос высоко - споткнешься.
8.Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
9.Не силой дерутся - умением.
10.С кем поведешься, от того и наберешься.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ
Задание: найдите слова с чередующимися гласными (дети показывают ту ракету, которая соответствует данному слову, от простого к сложному. 
Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.
Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.
Над какими чередованиями поработали? (О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС, Е И в корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, ПЕР-ПИР, МЕР-МИР).
От чего зависит выбор буквы Е или И (от суффикса А).

К каждому глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов. Обозначьте в них корни. Образец: выберу – выбираю.

Соберу - .
Расстелю - .
Замереть - .

Растереть - .
Запереть - .
Расстелить - .
Раздеру - .

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните графически их выбор.

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разб...рает.
Поди ж, приятель, убрайся,
Да бер...гись: вперед ты мне не попдайся.
Отколь такой брется голосок?
И чист, и нежен, и высок !...

Прочитайте И Выпишите ВЫДЕЛЕННЫЕ слова, обозначьте в них корень. Объясните графически правописание букв Е-И в корнях с чередованием.
Роскошные вначале луга постепенно перешли в луг умирающий, покрытый кочками. (В. Солоухин)
Меньше терзают беды и муки, если вы крепко берете их в руки. (С.Маршак)
Я не мог терпеть этих шуток и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и странно белым носом. (М. Горький)

Спишите и отгадайте загадки, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте корень в словах с чередующейся безударной гласной.
По воде идет, крыльями упрается, водой умывается.
Весной цвту, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не умраю.
Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб...рает.

С данными приставками запишите глаголы с корнями бЕр-бИр.
Со - .
Вы - .
От - .
Пере - .
Раз - .
К данным глаголам подберите однокоренные слова, изменив приставку.
Стирать
Отмерять
Перебирать
Отпирать
Застилать

Данный урок по теме «Правописание гласных и, е в корнях с чередованием». Урок способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний школьников. Кроме того, рабочий материал урока способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных и учебно-познавательных компетенций. Занятие проводится с использованием презентации, содержащей наглядность, кроссворд, таблицы, упражнения. Подобная форма проведения занятия обеспечивает более глубокое усвоение учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, способствует формированию языковой компетенции учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной деятельности. А смена видов деятельности и тематическая динамическая пауза, где вид деятельности меняется, но продолжается поступление информации по изучаемой теме, способствуют здоровьесбережению учащихся.
Разные формы организации работы учащихся будут способствовать развитию таких ключевых компетенций, как коммуникативная и социальная, включающих в себя умение сотрудничать, выражать и отстаивать свою точку зрения, оказывать помощь другим.
Все этапы урока взаимосвязаны: от первого этапа, являющегося предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся, до последнего - рефлексии. Использование оценочного листа позволяет ребенку оценить свою работу на каждом этапе, а оценка учителя, выставляемая после урока, способствует формированию у учащегося адекватной самооценки.


Заголовок 115