Программа по внеурочной деятельности Юные музееведы (4 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления факультатива «Юные музееведы» для 4 класса составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности, НОО. Авторы: /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М.:Просвещение,2010. - 111с. – (Стандарты второго поколения).
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня поможет такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям , у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные и материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Цели программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и края (краеведческим);
развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;
воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.
Пути, средства, методы достижения цели.
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4Демонстрационные
Методы достижения целей:
Поисков - исследовательская работа в школьном, краеведческом музее;
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок;
Посещение самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением;
Просмотр видеофильмов о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Сведения о сроках реализации программы
Полный курс рассчитан на 1год обучения в 4 классе в объёме 68 часов( 2 часа в неделю).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования, краеведческий музей, школьный музей, выставки.
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные дни, каникулы
Распределение часов по годам обучения
№ Наименование разделов, блоков, тем Авторская
программа Рабочая
программа
4 класс 4 класс
1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. 4 4
2 Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. 4 4
3 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. 4 4
4 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ΧṾΙΙΙ в.) 5 5
5 История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ΧṾΙΙ – первая половина ΧΙΧ в. )5 5
6 Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. 4 4
7 Фонды музея. Работа с фондами. 8 8
8 Музейная экспозиция и её виды. 4 4
9 Поисково – исследовательская и научная деятельность музея. 6 6
10 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. 4 4
11 Культурно – образовательная деятельность музея. 4 4
12 Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея. 8 8
13 Организация краеведческой работы в экспедициях 4 4
14 Подготовка и проведение итогового мероприятия 6 4
Всего: 70 68
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа
факультатива «Юные музееведы» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающимися научно-познавательной и поисковой деятельностью: интерес к истории своего города, края, своей страны. Возраст 10-11 лет.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия :Беседы, сообщения, встречи с людьми разных профессий. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
Неаудиторные занятия:
Экскурсии
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
2. Учебно-тематический план
№ Тема Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяАудитор
ныеВнеаудиторные 1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. 4 1 3 Познакомиться с основными понятиями и терминами музееведения.
2 Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. 4 2 2 Иметь представление о предмете музееведения.
3 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. 4 2 2 Работать в группе, перечислять основные функции музея.
4 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ΧṾΙΙΙ в.) 5 3 2 Давать определение понятиям «коллекция», «коллекционирование». Ознакомление с развитием музейного дела за рубежом. 5 История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ΧṾΙΙ – первая половина ΧΙΧ в. )5 3 2 Ознакомление с развитием музейного дела в России. Иметь представление об известных музеях России, об истории их возникновения.
6 Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. 4 2 2 Знать, что собой представляет музейная сеть. Посещение краеведческого музея.
7 Фонды музея. Работа с фондами. 8 2 6 Иметь представление о фондах музеев. Как они пополняются.
8 Музейная экспозиция и её виды. 4 2 2 Рассказывать о музейных композициях. Уметь описывать композицию.
9 Поисково – исследовательская и научная деятельность музея. 6 2 4 Знакомиться с поисково-исследовательской деятельностью. Составлять план поисково - исследовательской деятельности.
10 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. 4 2 2 Посещение выставки. Знакомство с порядком проведения выставки.
11 Культурно – образовательная деятельность музея. 4 2 2 Формировать уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, воспитывать патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
12 Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея. 8 2 6 Знать методику проведения поисково-исследовательской работы
13 Организация краеведческой работы в экспедициях 4 2 2 Развитие настойчивого интереса к музееведческой деятельности, навыков самостоятельного творческого поиска, совместную деятельность, умение оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.
14 Подготовка и проведение итогового мероприятия 4 2 2 Систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу. Проведение итоговой выставки творческих работ.
Итого 68 29 39 3.Содержание программы
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно – общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела, составление словаря музейного дела викторина «Кто больше назовет музейных терминов?», составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями)
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Права и обязанности юных музееведов. Устав самодеятельного объединения юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;
поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей)5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVΙΙ — первой четверти XVIIΙ в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
8.Музейная экспозиция и её виды
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
11. Культурно-образовательная деятельность музея
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника , его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции .4.Предполагаемые результаты реализации программы
Внеурочная деятельность направлена на формирование следующих УУД: ученик научится понимать культуру родного края, музейное дело (познавательные УУД), проникнется уважением к прошлому, бережному отношению к реликвиям (личностные УУД и регулятивные УУД), ученик получит возможность научиться сохранять для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. У ученика будут сформированы теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края. Он получит возможность для формирования навыков самостоятельного творческого поиска, совместную деятельность. На втором уровне у ученика будут сформированы навыки работы: описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском.
Учащиеся будут знать быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и края, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Учащиеся будут уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
5.Формы и виды контроля
В рамках работы факультатива «Юные музееведы» проводится и организуется научно-исследовательская и поисковая деятельность. Дети совместно с родителями выполняют проектные работы об известных музеях зарубежья и знаменитых музеях России. Для реализации данной программы используются следующие формы контроля факультатива «Юные музееведы» являются:
экскурсии в краеведческий музей,
составление отчёта посещения музея;
умение описывать экспонат;
составление словаря музейных терминов;
просмотр видеофильмов об известных музеях;
подготовка и защита проектов.
6. Методические рекомендации
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской деятельности в школьном, краеведческом музее.
Разработка наглядных пособий , различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением
возможностей информационно компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы педагога и детей.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно – исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности , самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
7. Описание материально – технического обеспечения программы.
Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 2007.
Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2008.
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 2007.
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 2005.
Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сей-ненский. —- М., 2008.
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 2009.
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2001.