Статья для педагогов Установление партнерских отношений педагогов и родителей в процессе развития дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 257
городского округа Самара












«Установление партнерских отношений педагогов и родителей
в процессе развития дошкольников»





Воспитатель
Стеклова Ирина Алексеевна











Семья и детский сад – дают ребёнку определённый социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентиров.
Считаю, что установление таких взаимоотношений возможно только в случае обоюдного соблюдения партнерами интересов друг друга. В таком взаимодействии каждый из участников не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного профессионального и личностного развития. Установление партнерских отношений между педагогами и родителями требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
Для установления партнерских отношений с родителями с первого знакомства придерживаюсь следующих принципов:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон, ведь от ежедневных контактов зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому считаю, что позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, совместное обсуждение проблемных вопросов, искреннее желание помочь. Очень сближают совместные мероприятия: чаепития, совместные походы, поездки. Всегда обращаюсь к родителям, как к знающим специалистам, приглашаю помочь участием в мероприятиях. Родители чувствуют себя в группе как главные участники процесса воспитания детей, с удовольствием делятся друг с другом опытом воспитания.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. В общении с родителями чувствую ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь использую человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Готовимся вместе. Любое, даже самое небольшое мероприятие в группе тщательно и серьезно готовим вместе с родителями. Главное в этой работе – участие родителей во всех моментах жизни детей в группе: НОД, режимные моменты, организация совместных походов и поездок – всё это объединяет и сплачивает наш единый коллектив: дети-родители-педагоги.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Всегда учитываю современные подходы и привлекаю родителей к активному участию в жизни группы и дошкольного учреждения. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит меня, как педагога перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
На первом же родительском собрании мы совместно решаем, кто из родителей поможет в подготовке и проведении НОД, оформит группу, какие мероприятия актуальны для семьи. А как гордится ребенок, если его папа, по профессии стоматолог, рассказывает увлекательную сказку о приключениях маленького зубика, и о том, как нужно ухаживать за зубами. Или дедушка у памятника погибшим солдатам вспомнит о своем военном детстве
Мамы сами решают, каким образом будет оформлена группа для путешествия в Космос, а папы, тут же, в группе изготавливают шлемы для своих ребят. Вот где можно услышать полезный совет и поучиться жизненному опыту! Ведь важнее, когда родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Самое главное, что в группе царит атмосфера живого общения взрослых и детей, где нет главных и второстепенных, где мнение каждого учтено, и каждый услышан. Считаю, что именно в детском саду, в группе, родители могут посмотреть на своего ребенка не как на малыша, а как на личность и как на равноправного партнера общения.
   В нашей группе  проводим выставки совместных работ родителей с детьми: «Осенние фантазии», «Волшебный мир сказок», «Великой Победе посвящается». Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих задумок.                                          
 Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала, семейный проект, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в совместных делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в группе заранее вывешиваются  интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки,  готовят вместе с детьми интересные поделки.  Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
 Хотелось бы сказать об одном важном моменте: каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. В группе мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу. Особой популярностью пользуется наша «Доска почета», где педагоги вместе с детьми, администрация детского сада благодарят родителей за участие в тех или иных мероприятиях группы и детского сада. Традицией нашей группы стало поздравлять родителей в конце учебного года за участие в жизни группы. Так появились номинации «Самая творческая мама», «Самый умелый дедушка», «Самый сильный папа» и т.д. А поздравляют наши ребята, с каким упоением они готовят подарки для этих номинаций.
Популярностью среди родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. Вместо традиционных собраний проводим совместные чаепития, которые носят тематический характер: «Семейные традиции», «Творческая мастерская» (Знакомство с искусством квилинга), «Мой ребенок – некапризка!». В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
  Родители нашей группы принимают  активное участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Ежегодно  воспитанники ДОУ вместе с родителями участвуют в спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «А, ну-ка, мамы!» Участие в таких мероприятиях помогает родителям сблизиться вместе с детьми, активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Все совместные дела мы стараемся запечатлить и существует наш «Фотоархив».
 Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в НОД, праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
   Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Считаю, что её успех определяется интуицией, инициативой и терпением, умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать нам во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится!

Список использованной литературы
Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: - Топикал, 1994. – 608с.
Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: Сфера, 2005.-240с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. – 352с.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.





15