Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста


«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО »
Период адаптации – очень серьезный этап в жизни дошкольника. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Для ребенка это и первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Такой период требует особого внимания со стороны не только педагога, но и родителей. Опираясь на актуальность, а также на положения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:
в п. 1.6.4. о создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
в п. 1.6.9. об обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Нами сформулирована цель проекта: создание условий для обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста через установление партнерских отношений с семьей.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации, опыт работы педагогов с детьми раннего возраста, способы приобщения родителей к данной проблеме.
2. Определить условия для обеспечения успешной адаптации.
3. Разработать планирование совместной деятельности родителей и педагога для прохождения детьми раннего возраста успешной адаптации к ДОО.
4. Разработать рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.
Продолжительность проекта: период адаптации (3-5 месяца)
Участники проекта: педагоги, родители, дети раннего возраста
Ожидаемые результаты:
Педагоги и родители владеют психолого-педагогическими знаниями по проблеме адаптации.
Выявлены условия для успешной адаптации.
Разработано планирование совместной деятельности родителей и педагога для прохождения успешной адаптации.
Разработаны рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.
Проведя анализ психолог-педагогических источников, мы пришли к выводу, что на протяжении всего раннего возраста (до трех лет) в общении ребенка со взрослым, как отмечает Е.О. Смирнова, остается главной ситуативно-деловая форма общения. Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут создать благоприятные условия для его жизни в группе, зависит многое в его поведении, эмоциональном благополучии.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
2. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
3. Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации – взаимодействие- согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Социальное партнерство – это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Партнерство предполагает:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов;
- заинтересованность;
- свобода выбора при обсуждении вопросов;
- добровольность принятия на себя сторонами обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность исполнения договоренностей и соглашений;
- взаимовыгодностьДля обеспечения эффективного взаимодействия и установления партнерских отношений нами выделены следующие этапы:
•сбор информации о семье, изучение педагогических возможностей семьи, условий семейного воспитания ребенка
•изучение представлений, ожиданий, запросов родителей, планов относительно сотрудничества с д/с, степени готовности к взаимодействию
•актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка и повышении своей педагогической компетентности
•повышение педагогической компетентности родителей:
формирование знаний о развитии, воспитании и обучении ребенка
•повышение педагогической компетентности родителей:
развитие практических педагогических умений
•вовлечение родителей в диалог
•вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс
•качественный и количественный анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках данного направления деятельности д/с (с обязательной опорой на результат «обратной связи»).
На основе данных этапов разработали план работы по созданию успешной адаптации.
Реализацию проекта начали с подбора методического и дидактического материала по данной проблеме, а также с целью прогноза предполагаемой адаптации нами проведен анализ медицинских карт будущих воспитанников. Анализ карт и анкетирование родителей на организационном собрании показал, что адаптационный процесс в группе будет иметь среднюю степень тяжести, при которой состояние воспитанников нормализуется в течение месяца, присутствуют признаки психологического стресса. Анкетирование родителей помогло оценить проблемы в семье, связанные с периодом адаптации. Родительское собрание «Улыбка малыша в период адаптации» было организовано не только с целью проведения диагностики и выявления трудностей адаптационного периода, но и с целью установить психологический контакт с родителями. Для этого нами показан фильм «Наш детский сад», который мы создавали для родителей прошлых выпусков. В ходе бесед и консультаций «Ребенок в период адаптации», «Адаптация. Что это такое?» принято совместное решение активного сотрудничества в обеспечении успешной адаптации.
В ходе работы над первым условием (создание эмоциональной благоприятной атмосферы в группе) мы начали работу по оформлению не группового помещения, а раздевалки, так как это первое место, куда ребенок попадает, придя в детский сад. Мы обновили и дополнили оформление забавными пчелками, цветочками, солнышком. Затем в раздевалке появились разноцветный веселые листья, гирлянда из грибочков и листочков. Родители подхватили наши начинания и дополнили нашу осеннюю «картину» оригинальной композицией из осенних листьев. Активное участие родители проявили и в объявленной нами акции «Книжкин доктор», в ходе которой были приведены в порядок детские книги.
Девиз нашей группы «Чистота-залог здоровья», но этот слоган относится к внешнему виду воспитанников. Мы объяснили родителям, что необходимо приносить в детский сад сменную одежду в том количестве, чтобы ребенок всегда имел чистый и опрятный вид. Эта мера, применена с целью воспитания аккуратности и создания обстановки приближенной к домашней через соприкосновение к родным предметам одежды. С этой же целью, по инициативе родителей, в группе появились «домашние» игрушки и книжки.
К новогодним праздникам нами был создан и реализован проект «Чудо-снежинка». Его продуктом стали необычные разнообразные снежинки, которые украсили группу и раздевалку. Заданием для родителей было лишь изготовить одну снежинку, но творческие идеи родителей не остановились на одной, а реализовались на различных снежинках, изготовленных в разных техниках. Кроме этого в группе появились елочки, созданные руками родителей, празднично украсившие интерьер группы.
Для реализации 2 условия (Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности) успешной адаптации, нами проведено родительское собрание «Игрушки в жизни ребенка раннего возраста». В ходе собрания, мы познакомили родителей не только с содержанием проводимой нами образовательной деятельности, но и рассказали о пользе для развития детей имеющихся в группе игрушек и пособий.
А также нами создана настольная книжка «Консультация для родителей «Подбор игрушек для детей раннего возраста»», которая помогла определить родителям «полезные» и «вредные» игрушки. Итогом такой работы обозначилась проблема оригинального расширения развивающей среды. Воспитателями предложено изготовить развивающую игрушку. Определиться с выбором конкретного вида помогли родители, которые выбрали универсальный вариант- игровой мобиль. Данная работа еще не завершена, но есть уже готовые примеры: транспорт, фрукты… Такими мобилями можно вести работу по развитию речи и сенсорики, знакомить с окружающим миром.
Кроме этого, родители активно помогают нам в пополнении нашей аудио-и видеотеки. Так у нас появились диски с музыкальными композициями для детей и мультфильмы по мотивам любимых детских сказок для младшего возраста. С помощью родителей мы начали проект по оформлению и озеленению участка (принесли рассаду, вкопали колеса для фигур). Проект находится у стадии реализации.
В ходе такой работы, совместными силами, путем установления партнерских отношений с родителями нам удалось сделать адаптационный период наших деток более легким. Дети с удовольствием посещают детский сад, не хотят уходить. Родители довольны, что их дети комфортно себя чувствуют в дошкольных группах. А мы, в свою очередь, отмечаем, что это результат совместной работы. Спасибо за внимание.
17 Список использованных источников и литературы
1.Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2.Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
3.Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
4.Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
6.Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ "Сфера", 2006. – 128 с.
7.Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
8.Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.
9.Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
10.Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
11.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
12.Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
13.Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
14.Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
15.Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 с.