Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Дома в нашем городе


«Дома в нашем городе»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей среднего дошкольного возраста
Цель. Формировать у детей чувство сопричастности к родному дому, городу.
Задачи.
Образовательные. Обогащать представление детей об архитектуре родного города, знакомить со спецификой зданий и их устройства в городе (дома одноэтажные, деревянные и дома многоэтажные, кирпичные с балконами). Учить выделять части дома – стены, крыша, окна, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
Развивающие. Развивать у детей интерес к архитектуре родного города, способность чувствовать красоту архитектуры, эмоционально откликаться на нее. Расширять словарь детей: ставни, наличники, двускатная крыша, крыльцо, подьезд, балкон. Способствовать развитию познавательной и речевой активности.
Воспитательные. Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному дому, городу.
Планируемый результат. Ребенок проявляет интерес к игровому общению, инициативен в разговоре, охотно отвечает на вопросы, называет части дома и их образные названия.
Предварительная работа: целевые прогулки по улицам города (О. Кошевого, М. Горького); рассматривание иллюстраций изображений старинных и современных домов; рассказы детей по вопросам воспитателя о доме в котором они живут; строительство домов из конструкторов.
Оборудование: фотографии старинных и современных домов родного города; иллюстрации к дидактической игре «Что забыл нарисовать художник?»; набор геометрических форм; шапочка зайца, цветные карандаши и фломастеры.
Ход занятия
Вводная часть
Пальчиковая игра «Строим дом».
«Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук (стучать кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показать крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком, и с трубой (сложить ладони вместе).
Из трубы идет дымок (показать рукой волнообразное движение),
На двери висит замок (ладони рук сложить в замок),
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили
Постучали и открыли (соответственно словам выполняются движения руками).
Отворяйте ворота,
Проходите, господа (ладони рук разводятся в стороны).
Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, скажите, как называется наш город? (город Ревда).
- Где живут люди в городе? (в домах).
- Какие дома в нашем городе? (выслушать ответы детей). Да, дома разные, те, которые расположены в старой части города отличаются от домов, поостренных в новой части.
- Рассмотрим изображение старинного дома (рассматривание фотографии).
- Какой дом? (одноэтажный, деревянный). В старину дома строили деревянные, этот дом построен из бревен, бревна укладывали друг на друга плотно, чтобы не было щелей, такие дома были очень теплые. В старину в доме жили большой семьей: папа, мама, дедушка, бабушка и много детей. А самое интересное было знаете что? У старинного дома каждая его часть называлась по-особому, а как я сейчас расскажу.
- Та часть дома, которая смотрела на улицу (показ на фотографии), называлась «лицо дома».
- Как вы думаете, ребята, для чего нужны в доме окна? (ответы детей). Правильно, для того, чтобы в доме было светло, а люди, когда смотрели из дома в окно, видели, что делается на улице. Поэтому в старину окна называли «глаза дома».
- Обратите внимание, у окон с боков есть дверцы, которые назывались ставни, они открывались и закрывались. Когда из дома куда-то уходили или наступала ночь, то ставни закрывали, а утром, когда приходил рассвет, и вставало солнце, их открывали.
- У окон были наличники (показ на фотографии), давайте рассмотрим, что на них изображено? (да, это разные узоры)
- Из чего состоят узоры на наличниках? (из геометрических фигур, разных линий, цветов, листьев).
- С узорами дома были очень красивыми.
Воспитатель обращает внимание детей на крышу дома.
- Какая крыша у старинного дома, ребята? (выслушать ответы детей). Покажите ладошками. Такая крыша называлась двускатная, по скатам стекала вода, во время дождя, и скатывался снег зимой. У старинного дома крышу тоже украшали, вырезали из дерева коня или петушка и размещали их на самом верху крыши.
- С боку дома перед дверью ставили крыльцо, по нему поднимались и входили в дом, посмотрите, оно тоже украшалось разными узорами. Крыльцо называли «распахнутые руки» дома, оно связывало дом с улицей, соседями. Хозяин дома выходил на крыльцо и приглашал соседей в гости: «Вы, соседи, приходите, чаем с медом угоститесь!»
- Стоит дом перед нами, украшенный разными узорами, светится на солнце и столько в нем красоты, как интересно в нем все придумано.
- Ребята, а вы хотели бы пожить в таком доме? Почему? (ответы детей).
У такого красивого старинного дома давайте поиграем в народную игру.
Проводится хороводная игра «Заинька».
(Дети становятся в круг, берутся за руки, стороне ходит «заинька» - ребенок).
Дети. Заинька, заинька, где твой дом?
Заинька. Мой дом под кустом, под березовым листом.
Дети (хором). Заинька, заинька, выходи!
Заинька, заинька, попляши!
(Заинька выходит в круг и выполняет движения в соответствие со словами песни)
Дети. Заинька, заинька, короткие ножки, красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!
(Заинька подходи к одному из играющих и выводит его в круг, тот становится заинькой и игра продолжается).
Игра повторяется несколько раз.
- Сейчас еще поиграем.
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Показ детям карточки с изображением дома без окон (высказывания детей).
- Давайте вспомним, как в старину называли окна дома? (глаза дома).
- Зачем в старину нужны были на окнах ставни? (закрывать окна на ночь).
- Как украшали окна, чтобы он выглядел красиво? (на ставнях и наличниках вырезали различные узоры).
Показ карточки дома без крыши.
- Чего не хватает у дома? (крыши).
- Какую крышу у дома делали в старину? (двускатную).
- Почему крыши были такими? (чтобы стекала вод, а и не задерживался снег).
- Чем украшали крышу дома? (фигурами коня, петушка).
Показ иллюстрации дома без крыльца.
- Что забыл нарисовать художник у дома? (крыльцо).
- Как в старину люди называли крыльцо дома? (руки дома).
Со временем люди стали строить другие дома, такие, которые построены в новой части нашего родного города Ревда. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание фото).
- Из чего строят дома сейчас (из кирпича).
- Если старинные деревянные дома были одноэтажные, то современные дома какие (многоэтажные). Давайте сосчитаем, сколько этажей у современного дома (дети считают).
- У многоэтажного дома окон много, есть балконы. Для чего нужны балконы? (чтобы выходить и смотреть на город, выращивать цветы, чтобы было красиво).
- Как называется вход в дом? (подъезд). У современного дома несколько подъездов.
- Сколько людей живет в многоэтажном доме? (ответы детей). Да, ребята, в современном доме живет много людей. Они следят за тем, чтобы был порядок в подъезде и во дворе дома, сажают около дома деревья и цветы, чтобы было красиво и приятно жить в таком доме.
- Ребята, давайте построим свой дом.
Игровое моделирование «Строим дом».
(Детям загадываются загадки, они их отгадывают и согласно отгадке выкладывают геометрические формы).
«Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату,
И построили вдвоем
Два квадрата новый… (дом).
На квадрат кладем квадрат,
Получается одно
В доме светлое… (окно).
Треугольник видит – дом,
Можно поселиться в нем,
И залез повыше, дом накрыл он… (крышей).
Прямоугольник на крыше
Буквой «П» стоит всех выше,
Кольцами дымов клубы
Валят дружно их … (трубы).
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг,
И лучом в оконце
Постучалось… (солнце).
- Дома готовы, чтобы они стали красивыми, предлагаю взять карандаши ил фломастеры и украсить их узорами. (дети разрисовывают дома). Вот и получилась у нас целая улица красивых расписных домов, давайте придумаем ей название. (предложения детей).
3. Заключительная часть.
- Что сегодня мы узнали, ребята? (ответы детей).
- Совершенно верно, мы с вами узнали, что в нашем родном городе Ревда есть разные дома: старинные, одноэтажные деревянные и современные, многоэтажные кирпичные. Люди украшают свои дома, заботятся о чистоте и порядке в доме и около дома, чтобы город был красивым.