Проектная работа «Организация внеурочной деятельности по математике как механизм реализации ООП ООО»


ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема:
«Организация внеурочной деятельности по математике как механизм реализации ООП ООО»
Моисеева Нина Ивановна – учитель математики МБОУ «Школа №89» Ново - Савиновского района г.Казани
Кот Ольга – учитель математики и информатики МБОУ «Школа №85» Ново – Савиновского района г. Казани
Горбунова Людмила Павловна – учитель математики
МБОУ «Кильдюшевская СОШ» Тетюшский муниципальный район РТ
Люлина Марина Анатольевна – учитель математики МБОУ «Большеполянская СОШ» Алексеевского района РТ
Научный руководитель
Мингазова Г. Г. –
старший методист отделения общего
образования ПМЦ ПК и ПП РО КФУ

Казань – 2016
Содержание:
1.Введение _______________________________________________ 3
Постановка проблемы.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Предполагаемый проектный продукт
Целевая группа проекта
Срок реализации проекта.
Место реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
2.Основная часть._____________________________________________ 6
2.1.Кружковая работа по математике во внеурочной деятельности
учащихся 5-6 классов. _________________________________________15
2.2.Неделя математики_______________________________________20
2.3.Проектная деятельность___________________________________25
3.Заключение_____________________________________________30
4.Список использованных источников и литературы____________31
5.Приложения:____________________________________________33
5.1 Рабочая программа кружка по математике
5.2 План недели математики
5.3 Программа проектной деятельности
1.Введение
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь таким образом, чтобы определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельного поиска информации, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Являясь дополнением к урочной деятельности, внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД.
Одним из видов направления внеурочной деятельности является общеинтеллектуальное направление. Именно она позволяет реализовать внеурочную работу по математике.
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.
Внеурочная форма работы предусматривает разные формы: кружки, викторины, предметные недели, проектную деятельность, олимпиады. Основной целью занятий математического кружка для учащихся является предоставление дополнительных возможностей для индивидуального развития общих качеств личности обучающихся, улучшения их предметных и метапредметных результатов в обучении. Предметная неделя по математике способствует развитию личностных качеств учащихся, сближает учителя и ученика. Проектная деятельность школьников направлена на развитие личности и развитие творческого потенциала учащихся.
Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
1.1. Постановка проблемы
Реализация общеобразовательными учреждениями ФГОС общего образования определила необходимость организации в школах внеурочной деятельности учащихся как предоставления им возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
1.2.Цель проекта
Разработать рекомендации учителям математики по организации внеурочной деятельности по математике обучающимся 5 класса как одного из механизмов реализации ООП ООО
1.3. Задачи проекта
1. Изучить требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности.
2. Выявить и проанализировать проблемы, касающиеся внеурочной деятельности по математике в школе.
3. Рассмотреть виды внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах.
4. Разработать план внеклассных занятий учителям математики по внеурочной деятельности.
1.4. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей
обучающихся 5-6 классов.
2 Изучение различных форм организации внеурочной деятельности школьников.
3. Подготовить и реализовать программу кружка, план недели математики и программу проектной деятельности по математике как механизм основной общеобразовательной программы.
1.5. Предполагаемый проектный продукт
Программа кружка по математике для 5-6 классов
План недели математики в школе
Программа проектной деятельности.
1.6. Целевая группа проекта
Учащиеся 5-6 классов.
1.7. Срок реализации проекта: 2016-2018 гг.
1.8. Место реализации проекта:
МБОУ «Школа №89» Ново – Савиновского района г. Казани;
МБОУ «Школа №85» Ново – Савиновского района г. Казани;
МБОУ «Кильдюшевская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ;
МБОУ «Большеполянская СОШ» Алексеевского муниципального района РТ
1.9. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (17.10.16-28.10.16).
2. Основной (сентябрь 2017-май 2018г.).
2.Основная часть
Использование внеурочной деятельности, как механизма реализации основных образовательных программ основного общего образования.
В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая частью образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы мы не относим выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, считая это компонентом классно-урочной формы обучения.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования
Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения
реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного
образования и работу классного руководителя по следующим
направлениям развития личности:
1.Спортивно-оздоровительное
2.Духовно-нравственное
3.Социальное
4.Общеинтеллектуальное
5.Общекультурное.
Организация внеурочной деятельности строится:
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
с опорой на традиции и ценности воспитательной системы школы;
учитывая личные интересы и склонности ребенка.
Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеурочной деятельности и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения математики.
Внеурочная деятельность по математике рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по математике, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?
 Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься другими предметами в послеурочное время и т. д.
Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуют соответствующим принципам - научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.
Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (кружки, работа со средствами Интернет и СМИ) и эпизодические (викторины, предметные недели, проектная деятельность, олимпиады).
Цели и задачи организации внеурочной деятельности по математике.
Основная цель заключается в том, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:
-вырабатывание интереса к изучению математических дисциплин;
- углубление и расширение математических знаний, умений и навыков учащихся;
-развитие логического мышления, математической зоркости,
-математической интуиция и смекалки;
-выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
-оказание помощи в поисках «себя»;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-формирование системы математических знаний, умений, навыков;
-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширение рамок общения с социумом.
Формы организации внеурочной деятельности.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.
Рассмотрим лишь некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике, так как этот ряд незамкнутый и постоянно пополняющийся.
Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до 20 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет учитель математики.
По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю математики или вузовскому специалисту-математику, имеющему высокую научную квалификацию. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся.
В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы. В школах нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах, школах с углубленным изучением математики), где в старших классах вводятся предметные спецкурсы и спецсеминары, внеурочная работа творческой математической группы органически связана со специальными аудиторными формами учебной работы по математике. В тех школах, где внеурочная математическая работа поставлена основательно, где имеется несколько математических кружков, творческие математические группы, где активно внедряются формы аудиторных занятий по математике, в последнее время получило распространение создание научных математических обществ школьников (НМОШ).
К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.
Математический вечер имеет главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. Непременным требованием структуры математического вечера является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.
Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция, как правило, приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе). Важно, чтобы программа и ход конференции широко рекламировались, чтобы информация о работе секций, фамилии выступающих, итоги конференции своевременно публиковались в школьной печати. Это, во-первых, повышает чувство ответственности у докладчиков, во-вторых, привлекает внимание учащихся, еще не охваченных работой в этом направлении, вовлекая в ряды юных математиков новых членов.
В качестве источника для реферативных докладов могут быть использованы статьи из журналов «Математика в школе», «Педагогика» и т.д.
Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике. Достаточно сказать, что уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Являясь, по сути, диагностической формой, математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии.
Статус олимпиад настолько весом, что во многих вузах страны победители олимпиад получают существенные привилегии при поступлении на учебу по соответствующим специальностям. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.
Математический бой – это командный вид соревнования. Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет. Технология проведения математических боев неоднократно описывалась в различной методической литературе (см., напр., журналы «Квант», «Математика в школе»). Отметим здесь лишь некоторые моменты специфики этой темпоральной формы. Во-первых, матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов. Интересно, например, проходят матбои между сборными командами учащихся школы и сборной выпускников этой же школы. Во-вторых, матбои могут проходить как тренировочные соревнования и как официальные турниры, организованные по различным системам: круговой – каждая команда встречается с каждой, иногда в два круга; олимпийской – с выбыванием, выходом в финал двух команд; швейцарской системе – в подгруппах по круговой, далее по олимпийской и т.д. В-третьих, при всем многообразии содержательной стороны матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри. В таких случаях матбои по накалу страстей у участников команд и болельщиков приближаются к развлекательным формам внеурочной работы по математике.
Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы.
Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования. Так, например, в конкурсе поэтов может быть дано задание: «сочинить четверостишие, рифмующиеся слова в котором — математические термины», или в конкурсе художников возможно такое «шутливое» задание: «напишите картину по теме «Геометрия» и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.
Любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. Традиционная классификация форм внеурочной работы опирается на количественный признак (индивидуальные, групповые, комбинированные формы), однако возможно применение в качестве классификационного критерия временного признака. В этом случае константные (продолжительные, постоянные) формы имеют линейный характер, а темпоральные (непостоянные, временные) – точечный.
Различия форм, основанные на временном признаке, оказываются обусловленными дидактическими задачами и возрастными особенностями школьников. Кроме того, как увидим дальше, формы внеурочной работы по математике оказываются напрямую связанными с характерными для внеурочной работы методами обучения.
2.1. Кружковая работа по математике
Основной целью занятий математического кружка для учащихся является предоставление дополнительных возможностей для индивидуального развития общих качеств личности обучающихся, улучшения их предметных и метапредметных результатов в обучении. Предметная неделя по математике способствует развитию личностных качеств учащихся, сближает учителя и ученика. Проектная деятельность школьников направлена на развитие личности и развитие творческого потенциала учащихся.
В работе данного проекта особое внимание уделяется разработке программы математического кружка и примерного плана "Недели математики".
Рабочая программа математического кружка в 5 классе.
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку для 5 класса составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС ООО ,утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
Актуальность: данная программа обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Цель программы: развивать творческие и интеллектуальные способности обучающегося.
Задачи программы:
- развивать умение анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- развивать умение решать нестандартные логические задачи;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
- развивать логическое мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие любознательности, способности к самообразованию;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач, ребусов;
- решение нестандартных задач и задач на развитие логического мышления, творческого воображения;
- участие в математических олимпиадах различных уровней и видов, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Рабочая программа рассчитана на 26 занятий кружка, начиная со 2 недели сентября до мая месяца.
Срок реализации рабочей программы кружка– 2017-2018 учебный год.
Содержание
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, заглянуть в прошлое- в древнюю математику. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Натуральные числа: замечательные произведения, системы счисления, вычислительные машины, элементы теории чисел: простые и совершенные числа, циклы, последняя цифра степени, признаки делимости.
Десятичные и обыкновенные дроби: бесконечные десятичные дроби, "золотое число", многоэтажные дроби, целая часть числа, цепные дроби, разложение дробей, банковский вклад.
Геометрические фигуры: три классические проблемы геометрии, невозможные пазлы, задачи на построение, разрезание и складывание фигур.
Измерения в геометрии: старинные меры длины, измерение длины, кратчайший путь, теорема Пика.
История математики.
Теория игры: игра Ним, Пентамино, математическая игра "Кенгуру".
Планируемые результаты:
- В процессе обучения происходит интеллектуальное и нравственное развитие детей;
- Обучающиеся овладевают способами исследовательской деятельности;
- Формируется творческое мышление.
- Работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
- Обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
- Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- Приобретают опыт проектной деятельности
-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью
 -Обучающиеся должны уметь адекватно оценивать себя, других, осознают необходимость получения знаний.
Календарно тематическое планирование занятий составлено для учащихся 5-х классов на основе нового учебника "Математика" 5 класс автора М.И.Башмакова (издательство"Астрель", Москва, 2013 год), включенного в Федеральный перечень учебников. (Приложение №1.)
Примерные задания из учебника. (Приложение №2.)
2.2.Неделя математики в основной школе
Одной из форм организации внеклассной работы является проведение недели математики. В нашей школе ежегодно проходит Неделя математики в конце ноября месяца или в начале декабря, которая включает в себя различные конкурсы и состязания для учащихся разных возрастов и уроки математики, проводимые в нестандартных формах.
Девизом к Неделе математики в школе для педагога могут служить слова К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу настолько интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
Задачи проведения Недели математики в школе:
Учебные:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий
2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности.
4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
2. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации Недели математики:
1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
4. Принцип соревновательности (Ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
Формы организации учебной деятельности, используемые педагогами:
Индивидуальные – взаимодействие учителя с одним учеником консультации по со(держанию и оформлению творческих работ), решение задач занимательного характера, индивидуальная деятельность ученика по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.
Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта сценария мероприятия, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.
Коллективные – учащиеся класса занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики.
Ролевые и организационно – деятельностные игры.
Методы обучения, используемые педагогами:
Объяснительно - иллюстративные.
Частично – поисковые (частично - творческие).
Творческие.
Исследовательские.
Методы стимулирования и мотивации.
Коммуникативные, познавательные.
Репродуктивные.
Педагогические технологии, используемые при проведении Недели математики:
1. Объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Коменского).
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).
3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии).
4. Частнопредметные технологии (технология обучения математике на основе решения задач)
Ожидаемые результаты:
1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики.
2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
5. Расширение историко –научного кругозора учащихся в области математики.
6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения участников Недели математики:
1. Награждение индивидуальных победителей конкурса творческих работ (за лучший кроссворд, за лучшее стихотворение, за лучший ребус и т.д.) грамотами образовательного учреждения и призами.
2. Награждение классов за лучшие математические газеты (по содержанию и оформлению) грамотами образовательного учреждения и сладкими призами (тортами или конфетами, так как в работе участвовало большое количество детей и хочется, чтобы каждый был вознаграждён).
3. Награждение команд – победителей различных соревнований в рамках Недели математики грамотами образовательного учреждения и ценными призами.
4. Вручение благодарностей (благодарственных писем) наиболее активным участникам Недели математики из числа школьников, их родителей и педагогов.
Проведение предметных недель стало традицией почти во всех общеобразовательных учреждениях. Мероприятия не должны быть затянуты по времени, большая часть из них должна проводиться в течение учебного дня. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание Недели математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Неделя математики должна проходить под девизом: «Успех порождает успех!»
Предлагаю следующий сценарий предметной недели. При необходимости продолжительность предметной недели может быть увеличена до 10 -14 дней. В качестве эпиграфа в фойе школы можно повесить плакат со словами из стихотворения М. Борзаковского «Математика повсюду!»
Открытие Недели математики происходит на общешкольной линейке, где зачитывается весь план мероприятий. Затем этот же план помещается на информационный стенд. (Приложение 3)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
№ Мероприятие Основная цель Рекомендации
1. Творческие конкурсы стенгазет, кроссвордов, ребусов, стихотворений, сказок и т.д. Расширение и углубление знаний в области истории математики, исторических математических деятелях. Развитие творческих способностей учащихся. При объявлении конкурсов следует не только указать тему, но и порекомендовать литературу, электронные версии, сайты. Пригласить к сотрудничеству родителей, классных руководителей, библиотекаря ит.д2.
Уроки в форме игр, соревнований, викторин и т.д.
Развитие логического мышления, наблюдательности, любознательности. Выявление учеников, обладающих творческими математическими способностями. Уроки необходимо проводить без предварительной подготовки, деление на команды должен производить сам учитель с учётом способностей, чтобы получились равносильные команды. Оценка деятельности команды в целом и отдельного ученика должны быть озвучены в конце урока. Но следует проводить это очень корретно.
3. Командные соревнования во внеурочное время (КВН, игры, вечера и т.д.) Развитие творческих способностей, логического мышления, любознательности, умений добывать и обрабатывать информацию. Развитие коммуникативных способностей и чувства ответственности перед коллективом за свои действия. Необходима предварительная подготовка к внеклассным мероприятиям. Формированием команд желательно заниматься педагогу, так как он знает способности и возможности детей. Подготовку докладов, разучивание ролей и т.д. необходимо поручать ответственным ребятам и обязательно контролировать процесс подготовки во избежание срыва мероприятия.
4. Торжественная линейка подведения итогов Недели математики. Ознакомление всего коллектива школы с результатами прошедшего мероприятия. Пропаганда математических знаний. Поощрение творчества учеников и педагогов. Необходимо провести общешкольную линейку, где предоставить слово директору, заместителям директора, руководителю ВШМО учителей математики, родителям и ученикам. Необходимо отметить всех достойных грамотами администрации школы, сувенирами и призами. Это значительно повысит интерес к предмету, количество участвующих и качество мероприятий.

Одной из целей моей работы является улучшение результатов успеваемости по математике, но всё же более важным является улучшение отношения обучающихся к предмету. Ребята заинтересовываются предметом, развивают свои творческие способности и логическое мышление, с удовольствием работают с дополнительной литературой, учатся находить нужную информацию в Интернете и в книгах. В дальнейшем это помогает не только тем, кто связывает будущую профессию с математикой, но и всем ребятам.
2.3.Проектная деятельность
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, и воспитания, обновление содержания образования В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность имеет следующие особенности.
Цели и задачи учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
В ходе решения системы проектных задач школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.дПроекты отличаются друг от друга:
Результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
Числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающиеся
1. Проводят подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам вовремя его формулирования.  
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы. 
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5- 8 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». 
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

3.Заключение
Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Различные формы внеурочной деятельности по математике являются отличным средством развития творческих способностей учащихся; развития опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Разнообразие внеурочной деятельности позволит:
- активизировать учебную работу в классе, повысить инициативу школьников;
- дать ощущение свободы и раскованности, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
- улучшить взаимоотношения учителя с классом;
- повысить самооценку учащихся;
- избавить от негативного отношения к школе;
- развить самосознание учащегося и дать каждому выделиться в коллективе.
Активность, которую ребята проявили во время внеурочной деятельности, переносится на уроки. Если обучающийся показал себя «знатоком», то на обычном уроке ему уже не хочется быть «серым» учеником. Повышается интерес к предмету и возникает желание добиваться успеха в его изучении, наблюдается развитие логического мышления, памяти, речи, проявляется смекалка, любознательность. У обучающихся формируются умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой, воспитываются стремление к проявлению собственной инициативы и умение работать в коллективе; формируются новые, позитивные взаимоотношения между учителем и обучающимися.
А всё это является необходимым условием для успешного изучения такого непростого предмета как математика, а значит и для получения полноценных знаний по различным предметам в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Список использованных источников и литературы:  
    1) Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации.-2-е изд.-М., 2013;
3) Степанов П.Н., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе.- М: «Просвещение», 2014.
4) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
5)«Математика в школе». Ежемесячный научно-методический журнал.
6)И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов средних школ». Москва: «Просвещение», 2004 год.
7) Я. И. Перельман. Живая математика. Математические рассказы и головоломки.  Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
 8)А. В. Фарков.  Математические  олимпиады  в  школе. 5–11 класс. – 4-е изд. – Москва:  Айрис-пресс,  2005 год.
9) А. Фарков. Внеклассная работа по математике. 5–11 классы, Москва: «Айрис-Пресс», 2007 год
10) Т. Г. Власова. Предметная неделя математики в школе, 4-е издание Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г
11) И. К. Федотов . 500 задач по математике на сообразительность (с решениями); Казань издательство «Магариф» 1999г
12) М.И.Башмаков. Обучение в 5-6 классах по учебникам М.И Башмакова
АСТ Астрель Москва 2013г.
13) М.И.Башмаков. Математика 5 класс часть 1,2. АСТ Астрель Москва 2013г.
5.Приложения
Приложение №1 Календарно-тематическое планирование математического кружка в 5 классе Тема( страница учебника) Основное содержание и виды деятельности учащихся Планируемые результаты ДАТА
предметные УУД план. факт.
Двоичная система (Часть1,стр.17) Фронтальная- составление степени двойки до двойки в 15 степени включительно. Индивидуальная-запись чисел в двоичной системе.Групповая- решение задач на взвешивание. Научить представлять числа в виде сумм степеней других чисел. Вызвать интерес в изучении математики. Формировать ответственное отношение к обучению, умение работать в коллективе и находить согласованные решения 2 неделя сентября  
Исторические беседы "В мире цифр" и "Вычислительне машины"(стр.9,32) Выступления ребят с подготовленной информацией о древней нумерации. Диалог с учителем о вычислительных машинах с давних времен до наших дней. Познакомить с различной нумерацией. Выявить преимущества десятичной системы исчислений. Работать с научно-популярной литературой. Передавать информацию в сжатой форме. Слушать и анализировать выступлений своих товарищей 3 неделя сентября  
"Замечательные произведения"(стр.23) Работа в парах -"догадаться до ответа". Фронтальная-нахождение закономерностей, обобщение. Индивидуальная-вычисление произведений. Взаимопроверка. Погружаться в мир чисел с его многообразием удивительных свойств. Совершать открытия. Тренировать счет для осмысленной деятельности. Оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. 4 неделя сентября  
Игра Ним(стр.39) Работа в парах- сыграть в игру Ним в две кучки; в три кучки камней. Индивидуальная- записать числа в двоичной системе. Фронтальная- проверить два правила игры. Групповая-выработать стратегию игры. Познакомиться с теорией игр. Учиться выбирать правильную стратегию. Строить конструктивные отношения со свертстниками. Вырабатывать умение проигрывать. Уметь анализировать и обощать. 1 неделя октября  
Тест "Страничка Кенгуру"(стр.45) Групповая- решение заданий теста. Фронтальная- обсуждение решений, разных способов решений. Развивать логическое мышление. Работать в группе, искать правильное решение. Уметь доказывать правильность решения. 2 неделя октября  
Исторические беседы "Евклид" и "Три классические проблемы"(стр.51,69) Подготовленные сообщения об Евклиде и о трех вопросах, решение которых уходят в глубь веков(квадратура круга, трисекция угла, удвоение куба). Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития наук. Работать с научно-популярной литературой.Слушать и анализировать выступлений своих товарищей 3 неделя октября  
Задачи на построение(стр.64) Индивидуальная работа с взаимопроверкой. Строить с помощью циркуля и линейки треугольник по данным элементам. Развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы. 4 неделя октября  
"Невозможные пазлы"(стр.74) Наблюдение за демонстрациями учителя. Парная работа-практическим путем составляют пазлы, находят ошибку. Выполнять построения. Вычислять площадь. Обосновывать полученное решение. 2 неделя ноября  
Разрезание и складывание фигур(стр.80) Индивидуально-Пентамино, "на 2 части". Парная- "круги". Круговая-"квадраты". Вычислять площадь фигур путем разбиения на фигуры. Проявлять творчество, самостоятельность в поиске решения. Развивать мышление. 3 неделя ноября  
Тест "Страничка Кенгуру"(стр.83) Групповая- решение заданий теста. Фронтальная- обсуждение решений, разных способов решений. Развивать логическое мышление. Работать в группе, искать правильное решение. Уметь доказывать правильность решения. 4 неделя ноября  
Историческая беседа "Галилей". Круговое движение.(стр.88,100) Групповая- сбор информации о Галилее в Интернете, в Энциклопедии, в учебнике, выделение главного. Решение задач на круговое движение. Понимать смысл угловой скорости. Научиться решать задачи на круговое движение , используя круговую скорость. Находить нужную информацию в Интернете, в справочной литературе. Выбирать главное из выбранного. 1 неделя декабря  
Тест "Страничка Кенгуру"(стр.104) Групповая- решение заданий теста. Фронтальная- обсуждение решений, разных способов решений. Развивать логическое мышление. Работать в группе, искать правильное решение. Уметь доказывать правильность решения. 2 неделя декабря  
Историческая беседа "Одна десятая-La Disme". Бесконечные десятичные дроби(с тр.123,124) Индивидуальная-работа с текстом учебника, обобщение. Групповая- вывод записи десятичной дроби, перевод обыкновенной дроби в бесконечную десятичную. Выполнять деление столбиком-получение бесконечных дробей. Записывать числа новым способом(с периодом). Работать с научным текстом. Развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы. Умение работать в группе, доказывать свое мнение. 3 неделя декабря  
Историческая беседа "Что есть арифметика". Банковский вклад(стр.137,138) Групповая- сбор информации в Интернете, в Энциклопедии, в учебнике, выделение главного, обсуждение. Решение задач с банковскими операциями. Представлять суть банковских операций с вкладами. Научиться решать несложные задачи . Отбирать и сравнить материал по нескольким источникам.Работать в группе, искать правильное решение. 3 неделя января  
Тест "Страничка Кенгуру" (стр.141) Групповая- решение заданий теста. Фронтальная- обсуждение решений, разных способов решений. Развивать логическое мышление. Работать в группе, искать правильное решение. Уметь доказывать правильность решения. 4 неделя января  
Историческая беседа "Теория чисел". Последняя цифра. Циклы.(Часть 2, стр.7,18,19) Групповая- сбор информации в Интернете, в Энциклопедии, в учебнике, выделение главного, обсуждение. Фронтальна работа- поиск закономерности последней цифры или цикла цифр значения числового выражения. Углубить теорию чисел, установить закономерности последней цифры значения выражения. Отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам. Развивать умение исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. 1 неделя февраля  
Признаки делимости.(стр.25) Групповая- вывод признаков делимости на 7,11. Решение задач на доказательство делимости. Представлять числа в виде степеней и в виде разрядных слагаемых. Решать задачи, использующие для проверки делимости различные разбиения чисел. Выводить и доказывать формулы. 2 неделя февраля  
Исторические беседы "Простые числа" и "Совершенные числа".(стр.32,38) Работа в группах: 1-"Решето Эратосфена". 2- "Спираль Улама". 3- "Совершенные числа". 4- "Числа Мерсенна". Углубить и расширить знания о простых и составных числах. Обобщать и анализировать выступлений своих товарищей. 3 неделя февраля –
Тест "Страничка Кенгуру"(стр.41) Групповая- решение заданий теста. Фронтальная- обсуждение решений, разных способов решений. Развивать логическое мышление. Работать в группе, искать правильное решение. Уметь доказывать правильность решения. 4 неделя февраля  
Целая часть числа. Многоэтажные дроби.(стр.56,69) Слушают объяснение учителя. Накладывают полученные знания на решение задач. Работа в парах:преобразовать цепные дроби в обыкновенные. Работа в группе: разложить обыкновенные дроби в цепные. Применять символьную запись целой части числа.Вывести алгоритм нахождения числа одинаковых множителей в n! Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения. 1 неделя марта  
Историческая беседа "Золотое число". Цепные дроби.(стр.76,77) Сообщение учащихся о золотом сечении. Нахождение "Золотого числа" в архитектуре и искусстве. Последовательность дробей- числа Фибоначчи. Решать практические задачи на доказательство "Золотого числа".Закрепить умение преобразовывать обыкновенные дроби. Работать с научной литературой. Уметь отстаивать свою точку зрения,аргументируя её, подтверждая фактами. 2 неделя марта  
Историческая беседа "Дроби в Древнем Египте". Разложение дробей.(стр.85,86) Слушают выступления обучающихся, вносят свои дополнения. Работа в группах: представляют разные числа в виде суммы дробей. Решение задач повышенного уровня на разложение дробей. Находить необходимую информацию в Интернете о преобразование дробей в древности. Находить общие закономерности в частных случаях преобразования дробей. 3 неделя марта  
Тест "Страничка Кенгуру"(стр.89) Групповая- решение заданий теста. Фронтальная- обсуждение решений, разных способов решений. Развивать логическое мышление. Работать в группе, искать правильное решение. Уметь доказывать правильность решения. 1 неделя апреля  
Историческик беседы "Старинные меры длины" и "Измерение длины". Кратчайший путь (стр.109,110,117) Выступления ребят с подготовленной информацией о старинных мерах длины. Находят кратчайший путь в различнх ситуациях. Находить наименьшее расстояние между точками и проверять на частных примерах, практически. Работать с научно-популярной литературой.Слушать и анализировать выступлений своих товарищей. 2 неделя апреля  
Теорема Пика.(стр.124) Защита проекта обучающегося "Теорема Пика". Групповая: работа с готовыми чертежами. Закрепить навыки вычисления площади фигуры разбиением на прямоугольникии прямоугольные треугольники.Применить новый метод вычисления площади фигуры(теорема Пика). Принимать и осваивать социальную роль, проявлять мотивы своей учебной деятельности, давать адекватную оценку своей учебной деятельности. 3 неделя апреля  
Тест "Страничка Кенгуру"(стр.134) Самостоятельное решение теста. Взаимопроверка. Работа над ошибками. Развивать логическое мышление. Искать правильное рациональное решение. Уметь доказывать правильность решения. 4 неделя апреля  
Приложение 2
План проведения Недели математики.
Дата Мероприятие Кто участвует
Понедельник 1.Торжественная линейка, посвященная открытию Недели математики.
2. Объявление конкурса творческих работ по математике (сказки, стихотворения, ребусы и т.д.).
3. Объявляется конкурс математических газет. Учащиеся 5-11 классов
Индивидуальное участие учеников (по желанию)
Классные коллективы
Вторник
Вторник 1.Игра «Мир математики» (внеклассное мероприятие для 5-6 классов).
2. «Геометрический съезд» (театрализованное представление для 8-9кл.)
3.Открытый урок – сказка в 5 классе по теме «Решение уравнений».
4. Открытый урок – викторина в 6 классе по теме «Мир цифр и чисел». Команды учащихся 5-6 кл.
Учащиеся 8-9 классов
5 класс
6 класс
Среда 1 Математический КВН (внеклассное мероприятие для 9-11 классов).
2.Математический утренник для 5-7 классов
3. Открытый урок – КВН по алгебре в 7 классе по теме «Функции» Команды учащихся
9-11классов
Учащиеся 5 -7 классов
7 класс
Четверг 1.Игра «Счастливый случай» (внеклассное мероприятие для 7-8 классов).
2.Вечер «Поле математических чудес» (внеклассное мероприятие для 8-11 классов)
3. Открытый урок – соревнование по геометрии в 8 классе по теме «Четырёхугольники. Свойства. Признаки»
4.Открытый урок – игра по алгебре в 9 классе по теме «Определение арифметической прогрессии» Команды учащихся
7-8классов
Учащихся 8-11 классов
8 класс
9 класс
Пятница 1.В коридоре школы вывешиваются математические газеты, выставляются стенды с творческими работами учащихся.
2.Оценка жюри предоставленных творческих работ и математических газет.
3. Открытый урок – исследование по алгебре в 8 классе по теме « Решение уравнений 2-ой и 4-ой степеней»
4. Открытый урок – деловая игра по геометрии в 9 классе по теме «Площади многоугольников»
Учащиеся 5 -11 классов
Жюри
8 класс
9 класс
суббота 1. Торжественная линейка закрытия Недели математики в школе
(Подведение итогов, награждение) Учащиеся школы, педагоги, родители
Предлагаю сценарий игры для 5 – 6 классов по теме «Мир математики».Для участия в игре составляются смешанные команды из числа обучающихся. Игра проводится после занятий, чтобы не быть ограниченной во времени. Желательно проводить игру в актовом зале школы, куда пригласить в качестве зрителей всех желающих, а не только обучающихся 5-6 классов. В качестве членов жюри могут выступать педагоги, родители обучающихся и старшеклассники. Всё это способствует формированию здорового духа соревнования, сплочению классных коллективов.
ИГРА «МИР МАТЕМАТИКИ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Цель: воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.
КОНКУРС 1: математическая разминка
Сколько хвостов у семи котов? (7)
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10хвостов)
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему?(Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа?
(одинаковый вес)
КОНКУРС 2. Спортивная математика.
ВЕДУЩИЙ 1: Вы, наверное, засиделись и хотите размяться? Сейчас вам будет представлена такая возможность. (Помощники на спины участников прикрепляют карточки с номерами. Числа могут быть различными. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину.) Задача команды: как можно скорее построиться по возрастанию номеров.
Например:
КОМАНДА 1: 4; 12; 27; 78; 100; 213
КОМАНДА 2: 7; 16; 38; 92; 119; 200.
КОНКУРС 3. Расшифровать ребусы.
КОМАНДА 1: МЕ100 ; 40А (место; сорока)
КОМАНДА 2: 3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)
КОНКУРС 4 . Весёлое умножение.
ВЕДУЩИЙ: кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 *12 =
КОНКУРС 5. МАТЕМАТИКА + ЛИТЕРАТУРА.
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
КОНКУРС 6. Блицтурнир.
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка «Словесная запись», а ребятам необходимо заполнить колонку «Символическая запись».
КОМАНДА 1 КОМАНДА 2
Словесная запись Символическая запись Словесная запись Символическая запись
а на 70 больше, чем в а – в = 70 в на 4 меньше, чем а а – в = 4
а в 3 раза больше, чем в а : в = 3 или а = 3в а в 5 раз меньше, чем в в : а = 5 или
в = 5а
Сумма чисел а и 18 равна 25 а + 18 = 25 Разность чисел в и 23 равна 14 в – 23 = 14
КОНКУРС 7. Пантамима.
Командам предлагается придумать и показать пантамиму на тему « Двоечник у доски». А пока команды готовятся к соревнованиям. Предлагается ещё один конкурс для болельщиков.
КОНКУРС 8. Конкурс болельщиков.
Болельщикам вновь предлагается помочь командам и написать как можно больше названий фильмов, в названиях которых есть числа. Например, « Три мушкетёра».
Предоставляется слово жюри для подведения итогов игры, награждения победителей.
КОНКУРС 9: БЛИЦТУРНИР.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
- 1 ученик- расставляет порядок действий,
- 2 ученик- выполняет первое действие,
- 3 ученик- выполняет второе действие,
- 4 ученик- выполняет третье действие,
- 5 ученик- выполняет четвертое действие,
- 6 ученик- выполняет пятое действие и записывает ответ.
КОМАНДА 1: КОМАНДА2 .
5,2 * (6,2 + 3,28) – 0,28 : 0,7 + 1,1= 6,2 * (2,24 + 5,7) – 2,2 + 0,63 : 0,7 =
КОНКУРС 10: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ.
Каждая команда поочередно задаёт вопрос соперникам. В случае, если команда не может ответить, то ей могут помогать болельщики. Вопросы готовятся участниками заранее. Желательно, чтобы учитель ознакомился с подбором вопросов заранее. Можно предложить вопросы следующего содержания.
Как нужно расставить знаки «+» в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100 ?(Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля ?(Ответ: число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ : 2 и 2 , 2+2 =4, 2*2 = 4 )
Когда делимое и частное равны между собой?
(Ответ: когда делитель равен одному)
Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка?(Ответ : 20 рублей )
Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87?
(Ответ : нулём. )
Что больше : произведение всех цифр или их сумма ?
(Ответ: сумма, 0*1*2*3*4*5*6*7*8*9= 0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
Кирпич весит 2кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ:4кг)
КОНКУРС КАПИТАНОВ 11.
Капитанам предлагается исключить лишнее слово
КОМАНДА 1: ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР (периметр, это не геометрическая фигура)
КОМАНДА 2: ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ,
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
КОНКУРС 12: ГРАМОТЕИ.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: БИССЕКТРИСА, СЕКУЩАЯ, ДЕЦИМЕТР, ЧАСТНОЕ, ТРАНСПОРТИР, УРАВНЕНИЕ, АБСЦИССА, ОРДИНАТА, КООРДИНАТА.
Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Грамотами награждаются команда –победитель и лучшие игроки обеих команд. Педагоги нашей школы всегда являются спонсорами таких соревнований и покупают сладкие призы ( торты, шоколадки, конфеты) и символические подарки всем участникам (ручки, блокноты, записные книжки)

УРОК – СКАЗКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ».
ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация материала в форме игры, установление связи между теорией и практикой, воспитание чувства сопереживания и взаимопомощи.
Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих. Предлагаю следующий сценарий урока- сказки для 5 класса по теме «Действия с десятичными дробями». Игра ведется на основе сказки об Иване- Царевиче и Кощее Бессмертном.
ОФОРМЛЕНИЕ: рисунки с изображениями Ивана- Царевича, Василисы Прекрасной, Бабы Яги, Кощея Бессмертного.
УЧИТЕЛЬ: В некотором царстве, в некотором государстве жил- был Иван- Царевич. Повстречал он как- то Василису Прекрасную. Полюбили они друг друга, но злой Кощей Бессмертный похитил Василису. Иван- Царевич собрал верных воинов и поехал выручать свою невесту из неволи. Долго ли , коротко ли двигались они и подошли к реке. Через реку – мост. Но огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три примера (по количеству рядов в классе). Если правильно решить примеры, то камень отодвинется и освободит дорогу. Ребята, давайте поможем Иванушке!
28,53 * 0,8 + 1,46 : 2 =
34,47 * 0,9 + 5,55 : 5 =
24,12 * 0,7 + 3,24 : 3 =
Преодоление первой преграды приносит очки командам. Учитываются скорость, правильность решения. Учащиеся на местах решают пример своей команды в рабочих тетрадях и при необходимости могут помочь своему игроку.
УЧИТЕЛЬ: Вот и преодолели воины мост благодаря вам, ребята. Затем они долго- долго ехали по лесу, пока дорога не привела их к избушке на курьих ножках. Баба Яга давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Иванушке, но только в том случае, если его воины решат уравнения, написанные на стенах избушки (по 2 уравнения для каждой команды).
1).3,5х – 2,4х + 3,8 = 4,28 1) 4,7 у – ( 2,5 у + 12,4 ) = 1,9
2). 4,2 * ( 0,8 + у ) = 8,82 2) 5,6 х – 2х – 0,7х + 2,56 = 7
1). 0,2х + 1,7х – 0,54 = 0,22
2). 2,136 : ( 1,9 – х ) = 7,12
УЧИТЕЛЬ: Прощаясь с Иваном- Царевичем, Баба Яга рассказала о силе корней уравнения: «Коль нужно тебе какой запор открыть или запереть накрепко, то произнеси вслух корни уравнения и мигом желание исполнится».Чёрный Ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана с воинами и запер их в глубокое подземелье на шесть замков. (На доске появляются новые 6 уравнений). Узники должны решить их. Заняты работой и члены команд, готовые придти на помощь своим «воинам».
1). 0,3х + 2,4 х = 270 1) 2х +х + 0,6 = 4,2
2). ( х – 5,6 ) : 12 = 3,7 2) ( х + 2,1 ) *4 = 15,2
1) 0,8х + 0,2 х = 12
2) 9,88 : ( 6,7 – х ) = 2,6
УЧИТЕЛЬ: Иван- Царевич произнёс волшебные слова – корни решённых вами уравнений, ребята и двери подземелья открылись. И встали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых была написана задача: « 860,4 кг апельсинов уложили в ящики двух размеров. В одни ящики укладывали по 24,5 кг апельсинов, а в другие – по 35,4 кг. В результате оказалось, что в больших ящиках на 272,4 кг апельсинов больше, чем в маленьких. Сколько больших и сколько маленьких ящиков заполнили апельсинами?» Предлагается всем ученикам на местах решить эту задачу. Её решение у доски объяснит та команда, которая быстро и правильно решит на месте.
УЧИТЕЛЬ: Ворота открылись и воины во главе с Иваном-Царевичем освободили Василису Прекрасную. В тот же день сыграли они свадьбу и стали жить- поживать, да добра наживать, а вас, ребята, благодарить за оказанную помощь.
УЧИТЕЛЬ: Благодарит ребят за работу и может выставить комментированные оценки за работу. Для поддержания уверенности обучающихся в свои силы, «плохие» оценки на этом уроке не выставляются.