Осень в красках и звуках





Урок-мастерская
"Осень в звуках и красках"

План-конспект открытого урока по развитию речи в 6 классе



учителя русского языка
и литературы
МОУ «СОШ № 56»
г.Махачкалы
Исаевой Э.Ш.




Махачкала – 2009


Урок-мастерская
"Осень в звуках и красках"
6 класс (2часа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель:
- развитие творческих способностей,
- развитие речи учащихся,
- обучение работе в коллективе
Оборудование:
- репродукции картин осени русских художников,
- стихотворения об осени русских поэтов,
- диск с музыкой А. Вивальди "Времена года" (композиция "Осень"),
- листы бумаги формата А-4,
- карандаши и краски.
- компьютер и проектор.
Ход урока:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя;
- знакомство с работами художников (слайды)
- Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.
На доске:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
- Какое слово чаще всего встречается? А звук? Что же шуршит?
Представим себе осень. При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
- прослушивание стихотворений и анализ
У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Самый известный русский поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении "Осень" признается в своей нелюбви к весне:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...
Не любит он и лето:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
К зиме поэт относится более благосклонно:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега...
И только осень действительно мила его сердцу:
Люблю я пышное природы увяданье...
А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.
На экране спроецированы строки пушкинских стихов:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт Федора Ивановича Тютчева принято называть "певцом природы". Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
- Ребята, давайте продолжим стихотворение. Какой момент осени описывает Тютчев?
В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда "далеко еще до первых зимних бурь". Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, "птиц не слышно более". Замечается только блестящий на солнце "тонкий волос" паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только "чистая и теплая лазурь", льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту. О лазури голубой упоминает в своем стихотворении "Листопад" другой русский поэт - Иван Алексеевич Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки ёлочки темнеют
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной...
И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 - 1942)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.
Чаще всего строки об осени написаны с тоской, унынием, но у Н.А.Некрасова:
" Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит ... "
- За что мы любим осень? За красоту ! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.
Это всего лишь зима настает,
Это всего лишь кончается осень,
Грустную песню нам скрипка поет,
Песню надежды о лете доносит...
Наталья Иванова

Прослушивание в аудиозаписи стихотворения «Осень» Лермонтова М.Ю.
Осень - Лермонтов М.Ю.
1828
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

- Ребята, мы послушали стихотворения в исполнении мастеров слова. Многие из вас сами пишут стихи, об осени в том числе, и сегодня готовы их прочитать.

Стихотворения учащихся об осени.
- Но у нас сегодня необычный урок, урок-мастерская. И вторая часть урока будет практической. Мы познакомились с осенью в звуках. А кто изображает картины природы не словами? Конечно, художники. Они красками умеют передать красоту живого.
Одним из выдающихся русских пейзажистов является Исаак Ильич Левитан. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
На экран проецируется репродукция картины художника «Золотая осень»
На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей.
Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- У вас, ребята, было домашнее задание по группам. И оставшуюся часть урока мы тоже будем работать в группах.

Презентация «Мое признание в любви осени» (домашнее задание).
Сочинение-миниатюра («Мой любимый уголок природы осенью», «Мой город в осеннем убранстве», «Люблю я пышное природы увяданье»)
Иллюстрации и рисунки к сочинениям.

- Художники кисти и пера, как мы сегодня убедились, могут выразить свои чувства. Есть еще один вид искусства, который без слов может передать нам величие и красоту природы. Это музыка, посредством которой композиторы выражают свое восхищение природой.

Прослушивание композиции «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

- А теперь, ребята, попробуем, слушая музыку, нарисовать картины осени, передать красками то, что вы почувствуете, увидите, слушая «Осень» Вивальди.

- прослушивание музыки;
- выполнение творческой работы (дети рисуют, звучит музыка)
- за 15 мин. до окончания урока сдают работы на отдельный стол и берут для знакомства чужие работы. Задача - как можно больше прочитать работ.
По окончанию работы учащиеся демонстрируют нарисованное и комментируют.

Заключительное слово учителя.

- Каждый из нас может по-разному относится к осени и другим временам года, но надо помнить уже ставшую крылатой фразу: «У природы нет плохой погоды», надо с благодарностью принимать всё, что дает нам природа, научиться говорить ей спасибо.
Рефлексия:
- понравился ли урок?
- что запомнилось?
- для чего нужны подобные уроки?









13PAGE 15


13PAGE 14315




src="https://www.uroki.net/br/adx.js" type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/br/adjs.php?n=013720999&what=zone:72&exclude=,&referer=http%3A//www.uroki.net/docrus.htm" type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/br/adx.js" type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/br/adjs.php?n=515145043&what=zone:72&exclude=,&referer=http%3A//www.uroki.net/docrus.htm" type="text/javascript" Заголовок 115