Конспект урока обществознания в 10 классе на тему Наука и образование


Конспект урока на тему: «Наука. Образование».
Цель урока: Сформировать у учащихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.
Задачи урока: образовательные: рассмотреть особенности развития науки и образования;сформировать у учащихся мотивацию к получению образования.
развивающие:
развивать навыки самоанализа, продолжить формирование умений аргументировать свои ответы при решении философских задач;
развивать умения продуктивно работать с текстом учебника;
воспитательная: воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап 1.Учитель приветствует класс.
2.Проверка подготовки к уроку (посещаемость учащихся, наличие у них учебников, атласов, тетрадей и т.п.) Учащиеся взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе на уроке.
2. Проверка домашнего задания
Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):
- Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества. Надеюсь, все прочитали заданный параграф. Ученики открывают свои учебники, тетради.
3.Всесторонняя проверка знаний - Давайте попробуем ответить на вопросы:
- Что такое культура?
- Виды культур?
- Ее функции?
- Массовая культура?
- Молодцы, а теперь записываем новую тему урока. Учащиеся отвечают:
-Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
- Народная, массовая, элитарная.
- Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.
- Массовая культура, поп-культура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртсткой социологической школой.
4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний На доске В тетрадях
Запись:
§9 «Наука. Образование».
Вводное слово учителя:
- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки. 5.Этап усвоения новых знаний.
I.Наука в современном обществе.
- Ребята, запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Учащиеся записывают термин в тетрадь.
На доске В тетрадях
Запись:
Черты современной науки

универсальность безграничность
- Основные характеристики «большой науки»:
1. Резко возросшее количество ученых
2. Рост научной информации
3. Изменение мира науки
4. Превращение научной деятельности в особую профессию
Цели науки:
Описание
Объяснение
Предвидение явлений и действительности.
- Поработаем немного с учебником стр.95, попробуем письменно выделить функции науки.
Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
II.Этика науки.
- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, — это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.
III.Век живи, век учись.
- Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.
- Что такое образование?
- Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.
- Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п. Учащиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:
функции науки:
Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).
Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).
Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).
Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования. производства).
Коммуникативная.
Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).
Учащиеся отвечают:
- В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Учащиеся записывают термин в тетрадь.
На доске В тетрадях
Запись:
Функции образования:

компенсирующая адаптивная развивающая.
6.Этап закрепления новых знаний.
Давайте повторим:
- Что такое наука?
- В чем заключается этика науки?
- Назовите цели науки.
. Учащиеся отвечают:
- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.
- Цели науки:
Описание
Объяснение
Предвидение явлений и действительности.
7.Этап информатизации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. -Записываем домашнее задание: §9(читать). Ученики записывают в дневник или в тетрадь Д/З.
1.Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов ( справочник П.А.Баранова)
Наука- творческая деятельность, направленная на……..
3.Главная задача науки-…….
4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
5 .Три функции науки
Познавательная…..
Практическо- действенная-… Прогоностическая6. Классификация наук 1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
2-По связи с практикой- фундаментальные ( отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные(результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
7.Перечислите первые академии наук.
8. Что такое «большая наука»?
10 Основные черты большой науки
Универсальность Безграничность
Дифференциация Интеграция
16. Образование- получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов- семья, школа, СМИ. ( справочник П.А.Баранова)
Функции образования ( справочник Баранова)
Экономическая Социальная Культурная
21.Почему образование является национальным богатством страны?
22.В чём заключается особенность непрерывного образования?
23. Почему самообразование- непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?