Разработка урока ИЗО 6 класс Тема Анималистический жанр


Тема урока: Анималистический жанр. Изображение домашних животных по памяти и представлению.
« Кто живет в нашем доме?»
Художественное название:
«С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных»
В ВатагинЦель урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с анималистическим жанром и историей его возникновения, а также с его представителями;
Показать неразрывную связь человека и животного.
Развивающая:
1.Способствовать формированию знаний об анималистическом жанре в изобразительном искусстве;
2.Способствовать совершенствованию графических уменицй и навыков у учащихся при изображении птиц и животных от общего к деталям;
3. Умение определять и передавать пропорции, особенности формы,
делать наброски животных в движении;
Воспитывающая:
1.Показать неразрывную связь человека и животного, формировать понимание необходимости защищать и изучать природу.
2.Воспитание чувства за тех, кого приручили, любви и доброго отношения к нашим четвероногим.
3. Приобщение учащихся к эстетической культуре.
Тип урока: Введение и закрепление знаний
Форма урока: урок - занятие с результативно- творческой работой; (путешествие в мир анималистического жанра)
Оборудование для учителя:
Презентация №1. «Из истории анималистического жанра» с изображением животных – бизоны из пещеры Альтамира, раненный бык из пещеры Ласко, изображения животных в Каповой пещере, графика-
А. Дюрер «Кролик», Рембрандт « Лежащий лев»;
Презентация №2. «Изображение птиц и животных»;
2. Музыкальный видеоклип « В мире животных»;
3. Компьютер, проектор;
4.Карточки оценивания№1; №2 «Сделай соответствие»
5. Музыкальное сопровождение, музика Й. Штрауса: Вальс «Весенние голоса», вальс Венского лесаОборудование для учащихся:
Альбом
Тетрадь - словарь
3. Карандаши простые, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося);
4. Кисти, поролон, ватный тампон, акварельные, гуашевые краски.
Эпиграф: Мы в ответе за тех, кого приручили
Антуан де Сент – ЭкзюпериХод урока
І. Просмотр видеофильма «В мире животных» (Беседа)
Учитель: Ребята, вы сейчас просмотрели фрагмент видеофильма «В мире животных». Он поможет разгадать вам тему нашего сегодняшнего урока.
- И что же вы увидели интересное?
- Постарайтесь определить название: чему или кому будет посвященный урок фильм?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
II. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы познакомимся с новым жанром в изобразительном искусстве- анималистическим жанром. Совершим путешествие в прошлое и пополним наш багаж знаний, умений и навыков, познакомимся с художниками – анималистами, а также сделаем наброски своих любимых домашних животных и попробуем их изобразить нетрадиционной техникой работы - работы с поролоном и ватным тампоном для передачи фактуры (шерсть) животных. Но прежде, чем продолжить урок, нам необходимо повторить жанры живописи.
Таблица: Жанры живописи. «Убери лишнее!»
Портрет
Пейзаж
Зооморфный
Натюрморт
Интерьер
Батальный
Исторический
Анималистический
Бытовой
Мифологический
Ученики работают по таблице, отвечают на вопросы. Слайд №1.
ІІІ. Мотивация обучающей деятельности учащихся.
1.Работа в словарях – тетрадях:
Презентация № 1. Слайд №2.
Анималистический жанр – (лат. Animal- животное) – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.Художники, рисующие животных – являются художниками – анималистами.
Учитель: К уроку приготовлена для вас презентация, которая поможет узнать, над чем работают художники - анималисты, какие техники применяли в своих работах. Но сначала мы вновь обратися к эпиграфу.
2. Обращение к теме урока :
Кого же мы свами будем сегодня рисовать на уроке? Для этого
попробуем разгадать загадки:
1.Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
2.Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Учитель: Обращение к теме и художественному названию урока: Сегодня на уроке мы попробуем выполнить зарисовку домашних животных.
«Кто живет в нашем доме?» нетрадиционной техникой : методом печатания поролоном, ватным тампоном, сухой кистью (по выбору). Но для начала мы с вами отправимся в увлекательное путешествие - в мир наскальных рисунков первобытных людей.
3.Изучение нового материала
Рассматривание презентации: Презентация №1. «Из истории анималистического жанра».
Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII-XVIIIв.
Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.
Пещера Ласко. Презентация №1. Слайд № 6.

Пещера Ласко находится во Франции, близ Монтиньяка (Дордонь) в сорока километрах от Перигё, на краю плато, над левым берегом р. Везер. Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под Везер к поместью Ласко проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад - великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. Это изображения различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые полны движения и гармонии. На стенах пещеры аббатом Глори, работавшим здесь с 1952 по 1963 год, было обнаружено более 2000 изображений.
Ласко всегда представляла большой интерес не только для ученых, но и для многочисленных туристов. Частые посещения больших туристических групп привели к изменению микроклимата пещеры, что губительно сказывалось на изображениях. В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ласко была выкуплена государством и закрыта для посетителей на 14 лет. Благодаря долгой и кропотливой работе целого коллектива археологов, биологов, химиков, спелеологов и геоморфологов живопись и графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ласко закрыт для туристов.
Второй не уступающей пещере Ласко по своей значимости является пещера Альтамира.
Пещера Альтамира. Презентация №1. Слайд №3- №4


Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Обнаружена графом Марселино Санз де Саутуолом. Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон - роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа. Общая площадь плафона - около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. Открыта была в 19 веке.
Каповая пещера. Презентация №1. Слайд №5.

На этом история анималистического жанра не закончилась, а приобрела широкую популярность, как зарубежном, так и в России. Представителями данного жанра в России являются: В. Ватагин, И. Ефимов, А. Сотников, В.М. Васнецов. За рубежном –это А. Дюрер, Рембрандт и многие другие. Вот их картины: А. Дюрер «Кролик» и В. Ватагин«Лежащий лев»
В. Ватагин «Лежащий лев».Презентация №1. Слайд № 10
.
А. Дюрер «Кролик». Презентация №1. Слайд №8.

ІV. Практическая работа (10-15 минут)
В настоящее время, к величайшему сожалению, многие известные птицы и животные находятся на гране исчезновения, они занесены в Красную книгу, чтобы человечество знало, что на Земле их осталось мало, и предпринимало меры для их сохранения.
- Какие животные живут у наших крымских лесах?
- Что вы знаете о них?
Кроме этого каждый из вас побывал в нашем знаменитом Парке Львов, который расположен в 3-х километрах от г. Белогорска.
- Каких животных вы там видели?
- Какие больше всего запомнились и почему?
Каждый из нас знает, каких животных относим к домашним.
- Есть ли у вас дома кошка, собака, попугай?
- Как вы к ним относитесь?
Учитель: Сейчас, когда утрачены традиционные связи человека и природы, доброе отношение к животным стало редкостью. Таков наш век! Не случайно проблемы взаимосвязи человека и природы , человека и животных занялась не только наука, но и искусство, стремясь передать эстафету любви.
Вы просмотрели видеофильм, презентацию, и каждому из вас запомнилось: в котятах, собаке, зверятах - их детскость, доверчивость и неуклюжесть, в слоне, бизоне – огромность, силу и покатость спины, крупная голова и короткие ноги, у зубра сравнительно небольшую голов и высокие ноги. На данном этапе работы вы должны подумать и изобразить вашего любимого животного и подчеркнуть главное.
Как вы знаете набросок - это произведение графики, живописи, бегло и быстро исполненное. Главная назначение наброска - фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы. Он может исполняться с натуры, по памяти или воображению. Ваш набросок будет исполнен при помощи вашей памяти и воображения. Каждое животное должно находиться как в движении, так и статике. Для этого в первую очередь обратите внимание на выполнение наброска корпуса животного и его головы. А позже, когда будет нарисован общий контур, можете приступать к изображению наиболее мелких деталей.
Учитель: - Какие породы кошек и собак вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Возможно вы заметили, что некоторые четвероногие друзья похожи на своих хозяев.
- Вспомните их внешность и попробуйте придать им черты сходства.
Презентация№2. Слайд №2.

Слайд №6.

Задание: Выполнить набросок домашнего любимца: кошку, собаку, попугая карандашом, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося), а затем нетрадиционным способом завершить работу.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль качества выполняемой работы.
V.Обьяснение последовательности выполнения работы.Рассматривание таблиц с изображением животных: собаки, кошки, птиц(попугая). Обратите внимание на схему. Презентация №2
- Представить все составляющие фигуры животного, его повадки, привычки.
- Как ведет себя кошка при встрече с собакой.
- Правильно закомпоновать объект.
- Нанести общие начертания изображаемого объекта.
- Выполнить детализацию.
-Конструктивные оси тела животного совпадают с костями скелета, которые определяют его внешний вид.
- Скелеты разных животных отличаются только пропорциями.
-Рисовать начинают с четко обозначенной продольной оси, совпадающей с позвоночником и проходящей через голову и хвост.
-Потом определяют направления ног, головы, хвоста, формы тела, стараясь точнее уловить характер, движение и пропорции животного.
Изображение кошки
Легкими движениями намечаем границы рисунка. Устанавливаем размеры головы, туловища, шеи, лап и хвоста. Выполнение первоначального наброска общей формы намечаем с туловища как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище. Шерсть короткая и гладкая.
Слайд №7.

Изображение собаки.
При выполнении рисунка собаки обозначают туловище удлиненным овалом. Отмечают двумя линиями трапецевидную шею, голову – голову овалом или треугольником, а положение ног – линиями. В овале туловища очерчивают несколькими разноправленными штрихами грудь, вогнутое брюхо и волнистой линией спину, внимательно наблюдая над тем, как получается форма. Затем линией определяют от шеи плечевой пояс, отмечают толщину ног, находят характер контура головы и ее частей, ног и хвоста.
Презентация № 2. Слайд №4.

Презентация №2 Слайд №3.

VІ. Самостоятельная работа учащихся
(Учащиеся выполняют упражнения предложенные учителем.)
VІІ. Оформление работы. Нетрадиционный метод:
1.Тычек толстой полусухой кистьюСредства выразительности: имитация фактурности пушистой поверхности. Толстой клеевой кисточком легкими тычками заполнить силуэт рисунка.
Опустить в гуаш кисть и ударять ею по бумаге вертикально. Кисть в воду не опускать. Таким образом заполнить контур , силует рисунка.
2.Оттиск поролоном.
Способ получения изображения:
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Капроновая крышечка (мыльница), в которую вложена поролоновая подушечка , пропитаная гуашью. Поролон прижать к подушечке с краской и нанести оттиск на рисунок. Можно сочетать эту технику с техникой
«Трафарет».
Презентация №2. Слайд №8.

Презентация №1. Слайд№9.

(Учащиеся выполняют набросок животного).
VІІІ. Закрепление материала:
Игровая технология «Лото». Поставить цифрами соответствие: автор – название его произведения.
1. В. Васнецов Утро в сосновом бору
2. И. Шишкин Грачи прилетели
3. Саврасов Март
4. И. Левитан Тройка
5. В. Перов Опять двойка
6. Решетников Петушки7. М. ПриймаченкоРысь
8. В. ВатагинИван Царевич на Сером Волке
Ответы на вопросы.
Презентация №2. Слайд 15.

1.. Знаешь ли ты автора? Назови.
2. Кто на ней изображен?
3. Где находится семья медведей?
4. Сколько медвежат?
5. Кто забрался на деревья?
6. А кто сидит около медвежат?
7. Что делают медвежата?
8. Какие деревья в этом лесу?
9. Какие деревья ты знаешь в наших крымских лесах?
9. Какие средства выразительности использовал художник?
10. Как ты думаешь, о чем могут размышлять данные животные на картине?
11. Какое настроение вызывает картина?
12. Понравилась ли тебе картина?
(Учащиеся описывают картиныу при помощи предложенной схемы.)
ІХ. «Микрофон»
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
-Что понравилось?
- Что удивило?
Х. Выставка рисунков. Конкурс
ХІ. Итог урока: Обращение к эпиграфу.
Запомните, ребята, что Земля в человека только одна. Что же дорого человеку на на шей Земле? Все! Ее синева. Ее воздух и запахи. Ее снег и цветы. И все живое, что на ней обитает: люди, стрижи, муравьи, кошки, собаки, верблюды, слоны – все, что дышит, подает голос, что называется очень хорошим словом жизнь. Она так сложна, так прекрасна, так интересна и так загадочна. Вот только надо беречь эту жизнь. Помните, ребята, все нужны на Земле! Нужно научиться беречь и любить мир, уважать то, что сохранено и создано для нас. Вы учитесь в школе, у своих родителей, учитесь за порогом дома - в поле, лесу, на речке. Вас не оставим ни за что на свете.
Звучит стихотворениеКогда вам больно - нам еще больней.
Мы – рядом с вами,
вы нам словно дети.
Нас делаете чище и добрей.
Доверчивые, милые, родные –
Не просто уши, лапы и хвосты.
В суровом и жестоком этом мире
Вы – островки тепла и доброты.
ХІІ. Домашнее задание:
Почти у каждого из вас дома живут животные. Вы их любите, заботитесь о них. Каждые день они с радостью встречают вас, когда вы приходите домой из школы. Поэтому вам нужно написать сочинение – эссэ о своем любимом питоме на тему: «Мой ласковый друг» (5-6 предложений)
ХІІІ. ПоследействиеУчитель: А знаете ли вы, ребята, что картину «Утро в сосновом бору» писал не только Шишкин. Предполагается, что «сюжет» этой картины подсказал И. Шишкину русский художник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того , первоначально на картине стояло две подписи – Шишкина и Савицкого. Но П. Третьяков, купивший эту картину, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина.