Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса «Здоровым быть здорово!»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ст. №2»
Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса
«Здоровым быть здорово!»

Проект разработала:
учитель начальных классов
Грачёва Инна Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция модернизации образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня, так как она связана с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей. Чтобы ребёнок мог хорошо учиться, он должен быть, прежде всего, здоровым. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и мы педагоги. Как видим, на школу и педагогов легла очень трудная задача – задача сохранения здоровья ребёнка. Поэтому одним из ведущих направлений моей программы является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе воспитательного процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности, и я согласна с этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленные жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» среди одноклассников или растворится в толпе «серой мышкой»? Каждому ребенку дан бесценный дар – творить. Ведь недаром великие педагоги прошлого верили, что стоит только создать условия, и талант обязательно проявиться. Особенно важно, чтобы это произошло как можно раньше и наиболее полно. Я стараюсь увидеть в каждом ребенке маленького творца.
Для маленького ученика все важно в школе: и уют в классе, и красота его оформления, и взгляд, и слово учителя, и сосед по парте, даже одежда учителя. Прав оказался В. П. Шереметевский в своем высказывании: «Все дело воспитания маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание воспитания и шатко и валко, и на сторону».
Главное в работе, не только знание материала, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Их радостное, коротенькое приветствие «Привет!», тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нём проснётся желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать всё больше и больше.
Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в начальной школе. Народная мудрость гласит: « Здоровье дороже золота», «Здоровье на деньги не купишь» и поэтому я в начальных классах большое внимание уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
ЦЕЛИ:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ:
- укреплять тот уровень здоровья, с которым ребенок пришел в школу;
- воспитывать у детей ценностное отношение к собственному здоровью;
- познакомить детей и с основами здорового образа жизни;
- научить строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни (просветительская работа собучающимися);
Объект проектирования:
процесс организации здоровьесберегающих технологий в учебном и
воспитательном процессе для младших школьников.
Предмет исследования:
методика организации и содержания здоровьесберегающих технологий.
Методы исследования:
теоретические: изучение, анализ и синтез научной литературы по темеисследования; беседы, изучение опыта работы коллег.
имперические: наблюдение, изучение продуктов и процессов деятельности
обучающихся.
Этапы подготовки осуществления проекта:
Информационно – диагностический;
Деятельностный; Аналитический.
Основные направления работы:
1 класс – «Здоровье – это радость!».
Цель: ознакомление обучающихся с правилами ЗОЖ;
содействовать сплочению детского коллектива;
2 класс – «Здоровье – это успех!».
Цель: формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
3 класс – «Здоровье — это быть свободным и нужным!».
Цель: обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
4 класс – «Здоровье – это победа над собой!».
Цель: сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровомуобразу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Проект рассчитан на 4 года.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методические занятия являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, походы, экскурсии, проектная деятельность, игры – инсценировки, акции и т.д..Условия реализации:
Проект будет успешно реализован если:
- будет изучен, предусмотренный программой, весь теоретический материал
и проведены все практические занятия;
- будут учтены возрастные, личностные и психофизические особенности
младших школьников.
Условия организации проведения занятий:
Наличие спортивного зала;
Наличие спортивного инвентаря;
Сотрудничество с медицинским работником и учителем физкультуры;
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта:
Осознание личной причастности к состоянию своего здоровья;
Включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к ЗОЖ;
Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;
Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
Повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик – учитель»;
Ученики получат возможность:
узнать и применять на практике правила поведения за столом;
познакомятся с культурой питания;
познакомятся с правилами оказания первой помощи при солнечном ударе, ожоге, обморожении, при спасении утопающих;
Должны уметь (быть):
преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
проявлять хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье);
уравновешен (эмоционалный аспект здоровья).
Формы контроля:
административный контроль;
медицинский мониторинг;
психологический мониторинг;
педагогический мониторинг.
Реализация программы осуществляется на базе ГБОУ Стахановской
средней общеобразовательной школы №2.
Реализация проекта осуществляется на базе ГБОУ Стахановской
средней общеобразовательной школы №2.
Тематическое планирование мероприятий по проекту
«Здоровым — быть здорово!»
1 класс —«Здоровье – это радость!»
1 час в неделю, 33 часа в год, 11 теоретических занятий, 22- практических.
1. Поход в осенний лес.
2. От улыбки хмурый день светлей…
3. Игры на свежем воздухе.
4. Осенний кросс.
5. Режим дня.
6. Подвижные игры с мячом.
7. «Джунгли зовут».
8. Учимся правильно дышать.
9. Утренняя зарядка.
10. Прыжки на скакалке.
11. Сон – лучшее лекарство.
12. Комплекс упражнений с обручем.
13. Упражнения в висе.
14. Чтобы зубы не болели.
15. Катание на санках.
16. Экскурсия в зимний лес.
17. Гимнастика для глаз.
18. Снежные старты.
19. Упражнения с гимнастической палкой.
20. Гигиена кожи.
21. Экскурсия в зимний лес.
22. Папа, мама, я- спортивная семья.
23. Чтобы уши слышали.
24. Весёлые старты.
25. Подвижные игры с мячом.
26. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
27. Весенний кросс.
28. Прыжки в длину.
29. Осанка – стройная спина.
30. Подвижные игры на спортивной площадке.
31. «Классики»
32. Викторина «Секреты здоровья».
33. Экскурсия к реке.
2 класс —«Здоровье – это успех!»
1 час в неделю, 34 часа в год, 12 теоретических занятий, 22- практических (то (те, что в 1 классе).1. Настроение в школе и дома.
2. Лекарства в лесу.
3. Самые полезные продукты.
4. Рабочие инструменты» человека.
5. Болезни глаз. Как их предупредить.
6. Слух — большая ценность для человека.
7. Профилактика кариеса.
8. Режим питания.
9. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
10. Гигиена тела и души.
11. Спорт в жизни человека.
12. Игра «Учимся не болеть».
3 класс —«Здоровье – это быть свободным и нужным!»
1 ч 1 час в неделю, 34 часа в год, 17 теоретических занятий,17- практических. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
В поход на природу.
Азбука питания.
Осенний марафон.
Как избежать отравлений.
Спортивные эстафеты.
4 класс — «Здоровье – это победа над собой!»
1 ч11 час в неделю, 34 часа в год, 17 теоретических занятий,17- практических
(те же, что в 3 классе).
1. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
2. Какие лекарства мы выбираем.
3. Домашняя аптечка.
4. Отравления лекарствами.
5. Пищевые отравления.
6. Умей предупреждать болезни.
7. Здоровый образ жизни.
8. Молодой старичок.
9. Секрет долголетия.
10. Викторина «Тело человека и секреты здоровья».
11. Основные виды травм у детей школьного возраста.
12. Первая медицинская помощь при кровотечении.
13. Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
14. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.
15. Оказание первой помощи при отравлениях.
16. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).
17. Деловая игра «Здоровым быть здорово!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Данный проект рассчитан на 4 года и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Опыт показывает, что использование проекта «Здоровым- быть здорово» в воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в воспитание данного проекта ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема дисциплины.
Я хочу сказать, что если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять самим своё здоровье и сами будем в этом примером, то только в этом случае можно быть уверенными в том, что будущее поколение будет здоровым и развитым интеллектуально.
Используемая литература
1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы» М.: «ВАКО», 2004.
2. Павлова М.А. «Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов» САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
3. И.А. Телякова «Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы»http://www.saripkro.ru/konf_psi/p11aa1.html

Внеклассное мероприятие "Здоровому всё здорово"
Грачёва Инна Анатольевна  учитель начальных классов
Форма проведения: представление и защита минипроектов.
Цели:
развитие ответственного подхода к здоровью своему и окружающих,
к внедрению здоровосберегающей педагогике.
Задачи:
воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
повышение компетентности учеников в вопросах здоровья и ЗОЖ;
овладение умениями противостоять негативному давлению социума;
привлечение к физической активности;
Оборудование: 4 плаката для защиты мини проектов , музыкальное сопровождение для проведения комплекса зарядки.
Ход мероприятия
Ученик:
Приветствуем всех, кто время нашелИ в школу на праздник здоровья пришел. Зима улыбается пусть нам в окно,Но в классе у нас уютно и светло. Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь. И набираем, естественно, вес. Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны. А с ними порядок, уют, чистота. Эстетика. В общем, сама красота. Здоровье свое бережем с малых лет,Оно нас избавит от болей и бед.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья. Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Очень надеюсь, что сегодня наши групповые работы, которые ребята представят в виде мини проектов, не пройдут даром и вы многое почерпнете из них. Не зря говорят: "Здоровому все здорово". “Здоровый образ жизни” – это словосочетание в последнее время слышится очень часто. А как вы думаете, ребята, что значит вести здоровый образ жизни?
Учитель: Правильно ребята, “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов: правильное питание, занятие физкультурой и спортом, лечение народной медициной и т.д. Прошу участников представить визитки своих команд.
I. Визитки команд
Визитка команды «Вкусняшки»
Учить уроки, чтоб на «пять»и спортом заниматься,Чтоб мозг и мышцы укреплятьнам надо правильно питаться.
Визитка команды «Витаминки»
Каша – это хорошо, а с витамином – лучше.Как поесть и что поесть, вас сейчас поучимВитамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся.Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.
Визитка команды «Зеленые лекари»
Много трав на свете, можно пить их, дети,чтоб здоровым стать, организм свой укреплять.
Визитка команды «Физминутки»
Мы бежим быстрее ветра!Кто ответит, почему?Ваня прыгнул на два метра!Кто ответит, почему?Оля плавает, как рыбка!Кто ответит, почему? На губах у нас улыбка!Кто ответит, почему?Может «мостик» сделать Шура!По канату лезу я,потому что с физкультурой Мы давнишние друзья!
II. Актуальность проектов
Выступают участники мини проекта «Вкусняшки».
Участник 1: Ещё афинский философ Сократ сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.В школьный период здоровье человека формируется на всю последующую жизнь. Общественное движение «За сбережение народа» начало осуществлять Общероссийскую программу с названием «Территория здорового питания». Данная акция направлена на сохранение здоровья учащихся, начиная с младших классов. Мы, «Вкусняшки», хотим тоже привлечь ваше внимание к этой проблеме. И просим серьезно отнестись к информации и нашим советам.
Участник 2: Современный человек в сутки потребляет около 800 граммов пищи и 1,5-2 литра воды. Суточный рацион населения планеты (а это свыше 6 миллиардов человек!) составляет около 5 миллионов тонн пищи. Подсчитано, что за 70 лет жизни человек выпивает 70 тонн воды, съедает 17 тонн углеводов, около 3 тонн белков, 2 тонны жиров, 2-3 центнера соли, 38 килограммов фосфора. Около 150 миллионов детей в возрасте до пяти лет во всем мире страдает от тяжелой недостаточности питания, что делает их более уязвимыми перед лицом болезней и ранней смерти.
Выступают участники мини проекта «Витаминки».
Участник 1:
Боли, доктор, в голове.Помогите, доктор, мне,У меня такая слабость –Не хочу я даже сладость!
Участник 2:
Сейчас осмотр проведу,Чем смогу – тем помогу.Ручки слабые, ножки тоже...Та-ак, на что ж это похоже?Ну-ка, рот открой пошире:Раз и два, и три, четыре.Мне понятно, в чём вопрос! Это АВИТАМИНОЗ!Витаминов не хватает! Витамины в теле тают!
Участник 3:
Если часто устаете, целый день у вас в дремоте, Если зрение упало и учеба «захромала»Вы задумайтесь всерьез: это авитаминоз.
Участник 4: Витамины необходимы человеку в любом возрасте, но особенно важную роль они играют в развитии растущего детского организма. Витамины должны поступать в организм вместе с пищей. Детям надо съедать в день 500-600 г. овощей и фруктов, так как в них больше всего витаминов.
Выступают участники мини проекта «Зеленые лекари».
УЧАСТНИК 1:
У тебя ужасный вид.Визит к врачу не повредит.
Участник 2:
Надо дать ему таблетки! В нос закапать из пипетки!
Участник 3:
Надо выпить порошок!Антибиотиков – мешок!
Участник 4:
Надо дать ему микстуры! Справку дать от физкультуры!
Участник 5:
Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!Ваши знания видны,но таблетки вам вредны!
Издавна на Руси лечились травами. Их нам и сегодня выписывают врачи. Но мы не собираем их сами, как делали люди раньше, а покупаем уже готовыми в аптеках. А почему? Очень мало, мы знаем о народной медицине. Лечение травами – это своего рода наука. Нужно знать, какое растение, от каких болезней помогает, когда и какие его части надо собирать, как правильно сушить, настаивать или заваривать. Как лечится самостоятельно с помощью «зеленых лекарей» наша группа вам и расскажет.
Выступают участники мини проекта «Физмунитки».
Участник 1:
Быть здоровым – это классно!Чувствовать себя прекрасноКаждый день и каждый часМожет каждый ведь из нас!
Участник 2: Физически зрелыми рождаются не более 14%. А 25-35% детей пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания. Поэтому физкультура так же важна, как и здоровое питание, поскольку она способна в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний.
Участник 3: Спортивные занятия улучшают обмен веществ, состав крови, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. А,самое главное, физическое развитие нераздельно связано с интеллектуальным развитием.
III. Защита проектов
Выступают «Вкусняшки»
Участник 1: Здравствуй, Карлсон!
Карлсон: Привет.
Участник 1: Что грустишь ты? Дай ответ.
Карлсон:
Я обкушался варенья! А еще было печенье. Торт и множество конфет: Очень вкусным был обед. А теперь мотор заглох. Ох, зачем я ел пирог?. .Участник 1: Где же ты сегодня был?
Карлсон:
Слон обедать пригласил,отказать ему не смог.Ох, зачем я ел пирог?
Участник 1:
Да, друзья, на первый взгляд, Стал Карлсончик толстоват. Разве можно столько есть?На диету нужно сесть!
Карлсон:
Чтобы сесть, нужна кровать, а до дома не достать. Кто б на крышу влезть помог. . . Ох, зачем я ел пирог. . . Если б я пирог не ел,то, конечно же, взлетел! У меня горячий лоб,а все жадности микроб. Если бы не было его:не случилось б ничего!
Участник 1:
Карлсон! Ты не ворчи!Лучше о еде молчи! Сам во всем ты виноват: Ел и ел ты все подряд!
Карлсон:
Я мужчина в цвете лет, Ну, а вам и дела нет! Все – настал последний вздох!Ох, зачем я ел пирог. . .
Участник 2:
Ребята, мера нужна и в еде,Чтоб не случиться нежданной беде, Нужно питаться в назначенный час В день понемногу, но несколько раз. Этот закон соблюдайте всегда, И станет полезною ваша еда. В питании тоже важен режим, Тогда от болезней мы убежим. Надо еще про калории знать, Чтобы за день их не перебрать! Плюшки, конфеты, печенье, торты В малых количествах детям нужны. Запомни, Карлсон, простой наш совет: Здоровье одно, а второго-то нет!
Карлсон:
Спасибо, ребята! Теперь буду знать И строго питанья режим соблюдать. Без помощи вашей совсем бы засох. Ох, зачем же я съел тот огромный пирог!
Участник 2: Ребята, какой вывод можно сделать из истории, произошедшей с Карлсоном? (Питание должно быть регулярным). Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.
Участник 3: А еще питание должно быть умеренным. Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод. (Вывешивают табличку на плакат Здоровое питание:)Разнообразное.
Регулярное.
Умеренное.
Участник 4: Так же мы выяснили, что не все продукты полезны, нельзя есть кириешки, чипсы. Вред чипсов и сухариков заключается в том, что они обжариваются в большом количестве масла. Добавляют специи. Можно набрать лишний вес, а специи сильно раздражают желудок.Вредно пить газированную воду, такую как: “Кока-Кола”, “Пепси-Кола”, “Фанта” “Спрайт”,“Тархун”, “Колокольчик”, “Крем-сода” и многие другие .В газированной воде очень много газов, если встряхнуть бутылку, то можно увидеть, как пузырьки цепляются за стенки бутылки. Вот и за стенки нашего желудка они цепляются, делают ему больно.Возникает отрыжка. Если это будет происходить часто, желудок на нас обидится и заболит. А ещё добавляют в «газировку» подсластители. Газированная вода не утоляет жажду, т. к. во рту у нас остаётся сладость. Часто у детей бывает аллергия на многие из этих добавок.
Участник 5: Ребята, в состав жвачек тоже входят подсластители, красители ,ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки. У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
Оформляют свой стенд пословицами и рисунками о правильном питании:
Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.
Умеренное употребление пищи – мать здоровья. (М.В. Ломоносов)
Из-за стола нужно вставать с лёгким чувством голода.
Гречневая каша – мать наша, хлебец – кормилец.
Выступают «Витаминки»
Участник 1: Витамины – это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.
Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я – витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.
Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я – витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.
Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я – Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.
Витамин Д: Ну, а я всегда в бобах, рыбьем жире, молоке, В масле, сыре, рыбе, чтоб вы съесть могли бы.
Участник 2: Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней.
Участник 3:
Чтоб зимою не болеть – витамины надо есть: Клюкву модно разморозить – и с песочком растереть, И лимончик, словно пончик, деткам тоже нужно съесть. Друг чеснок лежит и ждет, чтобы к нам попасть в живот – ОРЗ или простуда не страшны тогда нам! ВОТ!
(Вывешивают рисунки овощей, фруктов и ягод, а также полезные советы).
Загадки
«Вкус ажурный, лист фигурный, запах ароматный, чай приятный.Черные ягоды всем ребятам надобны». (Черная смородина – это растение очень богато витамином С)
.«Ягодки на ветке, как солнышко, горят. Птичкам-невеличкам съесть себя велят». (Рябина – это витаминное средство, ее ягоды повышают аппетит)
Участники все:
Все, и взрослые, и дети,Помните вы наш совет:Круглый год – зимой и летом –Без витаминов жизни нет!
Выступают «Зеленые лекари»
Участник 1: Если мы недостаточно следим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и … лечимся. А чем лечимся? В основном принимаем таблетки, а они очень опасны и вредны. Поэтому, ребята, если вы простудились, не спешите пить таблетки, попробуйте использовать народные рецепты, проверенные временем.
Участник 2:
Организм ваш молодой –Сам он справиться с бедой. Только чуда вы не ждите –Себе сами помогите. А помощников не счесть!Травы лечащие есть. Отвари и пей, когдаПодойдет к тебе беда.
Участник 3:
Баня с паром, кипятком, веником и лежаком. Заболел? Тогда скорей чая с медом ты попей,Иль с вареньем из малины, или с соком из рябины. У природы есть секрет,как быть здоровым много лет.
Участник 4: Русский народ знает много секретов здоровья, вот с одними из них мы вас познакомим. Какие же лекарственные растения могут заменить таблетки?
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,В середине золотистая.Кто она такая чистая? (ромашка)
Что вы знаете о цветке ромашка, при каких заболеваниях её применяют? Слово «ромашка» переводится как милая. Родина ромашки – Америка. Давным-давно, как сорняк, ромашка вместе с зерном попала в трюм пароходов, затем ехала по железной дороге, на машинах и лошадях по всей России. Её мелкие семена рассыпались и разносились ветром. Душистым отваром из цветков ромашки лечат кашель, поласкают рот, когда болят дёсны.
Участник 5:
Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки.На земле лежат листки – маленькие лопушкиНам он, как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (подорожник)
– Расскажите, что вы знаете о подорожнике? Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а друга нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла во рту раненой подруге листик подорожника. И через некоторое время они вместе скрылись их глаз.Чтобы вылечить ранку или ссадину, необходимо промыть водой не менее семи листочков подорожника, протереть их насухо и все сразу приложить к ране. Повязку следует оставить на 2-3 дня.
Участник 6: Жжется, а не огонь; злая, а людей лечит. (крапива)
Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семена крапивные смешанные с мёдом надёжно лечат колики».
Участник 7:
Есть волшебная аптечка: там красные таблеткиРазвешаны на ветке. Меня зовут царём кустовЗа цвет мой и за запах моих лепестков.Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,Я помогу всем больным и тем, кто здоров. (Шиповник)
– Чем славятся плоды шиповника? В шиповнике много витаминов. Настой шиповника пьют для профилактики простудных заболеваний. Он очень вкусный и полезный. В нём много витамина С.
(Вывешивают свои творческие работы – советы с иллюстрациями).
Выступают «Физминутки»
Участники:
Физкультура – вот рецепт!Больше двигайся, давай!Бегай, прыгай, приседай!Мяч лови и мяч кидай!
Участник 1: Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.
Участник 2: Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба, отдых, труд, питание, сон. Если вы правильно чередуете виды своей деятельности и отводите должное количество времени на учёбу, отдых, труд и сон, то ваш организм будет меньше ощущать усталость, а значит, останется здоровым.
Участник 3:
Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый день Нужно ровно в семь часов, отворив окна засов. Сделать лёгкую зарядку и убрать свою кроватку. Душ принять, и завтрак съесть, а потом за парту сесть!После школы отдыхай, но только не валяйся. Дома маме помогай, гуляй, закаляйся! Пообедав, можешь сесть выполнить задания. Всё в порядке, если есть воля и старание. Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня. В час положенный ложимся, в час положенный встаём.Нам болезни нипочём!
Участник 4: Итак, мы знаем, что наш день начинается с подъёма и зарядки. А для чего мы делаем зарядку? Для того, чтобы быстрей прошёл сон. Когда делаешь зарядку, чувствуешь себя сильным.
Участник 5: Да, во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, она согревает наше тело, добирается до клеток головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, а значит, и мы чувствуем себя здоровыми и сильными. Такими сильными и здоровыми, как ребята из спортивной секции.
(Оформляют стенд памятками, фотографиями и всем классом выполняют комплекс гимнастики под музыку).
Участник 6: Комплекс утренней гимнастики для начальных классов.
Ходьба на месте с одновременным похлопыванием рукой по поднимаемому колену. Продолжительность 20-30 с.
«Вырастем большими». Поднять руки вперёд вверх, встать на носки и потянуться (вдох); опустить руки через стороны (выдох). Повторить 4-6 раз.
Присесть на носки, разводя колени в стороны (выдох); встать (вдох). Повторить 4-6 раз.
«Насос». Ноги расставить на ширину плеч, руки на затылке. Наклониться вправо, одновременно правой рукой коснуться ноги ниже колена (выдох). Вернуться в исходное положение (вдох). То же влево. Повторить 4-6 раз.
«Собираем яблоки с высоких ветвей и осторожно кладём в корзину». Поднять руки вперёд вверх, встать на носки, потянуться, «сорвать яблоко» (вдох), наклониться вперёд, руки свободно опустить вниз, «положить яблоко» (выдох). Повторить 4-6 раз.
Прыжки на месте. Повторить 6-12 раз. Перейти на ходьбу – 20-25 с.
Развести руки в стороны (вдох) и опустить вниз (выдох).
Заключение.
Учитель: Сегодня мы говорили о нескольких видах здорового образа жизни. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы – наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
Желаю вам цвести, растиКопить, крепить здоровье,Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.
– Помните, ребята, что есть еще доктор, без которого нам всем свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Этот доктор – Любовь. Любите друг друга, своих родных и близких. Будьте здоровы!
Классный час на тему «Здоровым быть здорово!»
для учащихся 1 - 4класов
Введение
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Умение вести здоровый образ жизни — признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
 Временный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная,  важная задача педагога - создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.
Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Методическая разработка классного часа может быть рекомендована к использованию при проведении классных часов по «Здоровому образу жизни» для учащихся  1 - 4 классов.
Методическая разработка классного часа «Здоровым быть здорово!» содержит следующие разделы:
Введение. Содержание классного часа
Цели и задачи
Ход классного часа
Выводы и рекомендации
Ожидаемые результаты
Список используемой литературы.
Цель: формировать устойчивую мотивацию к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.  
Задачи:
Актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
 Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации, пропагандировать здоровый образ жизни;
 Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
Актуальность:
Методическая разработка классного часа по теме «Здоровым быть здорово!» относится к разделу тем о здоровом образе жизни. Выбранная тема актуальна и представляет интерес для обучающихся школы. Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье школьников характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной проблемой. Содержание методической разработки направлено на достижение таких целей как формирование здорового образа жизни, самостоятельности, успешной социализации, самореализации. В разработке данного классного часа, подготовке материала активно принимали участие обучающиеся т.к. данная тематика представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и является частью дополнительных знаний, которые они будут использовать в своей деятельности. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации - воспитание. Методическая разработка содержит следующие разделы: содержание классного часа, цели и задачи, ход классного часа, выводы и рекомендации, список используемой литературы.
 Методическая разработка классного часа может быть рекомендована к использованию при проведении классных часов по «Здоровому образу жизни» для учащихся  1- 4 классов.
Оформление: 1. Плакаты с изречениями о здоровье и рисунки учеников по теме
Предварительная подготовка: Детям заранее дается задание: разделиться на 2 команды и определить название и девиз команды, подготовить инсценировку, подобрать стихи и пословицы, поговорки на тему “Здоровье”.
ПЛАН
Приветствие. Введение в тему классного часа.
Конкурс команд:
1 конкурс - «Приветствие».
2 конкурс «Здоровье»– ролевая игра
3 конкурс «Режим дня школьника».– создание мини-плаката
4 конкурс – аналитический «Факторы здоровья»
Релаксационная пауза.
5 конкурс «Спорт – это здоровье!» – спортивное пантомима
6 конкурс «Продолжи пословицу/поговорку» – интеллектуальное сражение
7 конкурс «Правда ли, что….» – конкурс капитанов
8 конкурс «Будьте здоровы!»– литературное чтение стихотворений
Игра со зрителями – игра «Рифмы» (Правила заботы о здоровье)
9 конкурс «Здоровье» – словесный атака
Конкурс со зрителями - «Самый эрудированный зритель» (Правила заботы о здоровье)
Подведение итогов (рефлексия). Выводы и рекомендации.Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте гости нашего мероприятия! Я говорю вам “Здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете реализоваться в современном мире. Поэтому девизом сегодняшнего мероприятия будет фраза «Здоровым быть здорово!».
Ведущий: Итак, мы начинаем наше конкурсное мероприятие. Первое задание нашего конкурса называется «Приветствие». Команды представляют своё приветствие и свой девиз.
Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на праздник здоровья пришел!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И, набираем, естественно, вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны.
Здоровье свое бережем с малых лет
Оно нас избавит от болей и бед!
Ешьте больше витаминов –
Яблок, слив и апельсинов!
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
И режим необходим,
Хоть не всеми он любим!
А
Чтоб ты не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку!
Б
Позабудь про телевизор,
Mapш нa улицу гулять –
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.
В
Нет плохому настроенью!
Не грусти, не хнычь, не плачь!
Пусть тебе всегда помогут
Лыжи, прыгалки и мяч!
Г
Хоть не станешь ты спортсменом,
Это право не беда –
Здоровый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда!
Д
В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом не разлучен.
Проживешь ты до ста лет!
Вот и весь секрет!
Ведущий: Переходим ко второму заданию. Команды должны представить сценку на тему «Здоровье» Теперь вам предстоит проявить свои артистические способности. Слово предоставляется первой команде. Сценка « Режим».
«Режим».
(Действующие лица: учитель и ученик Вова.)
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
-Конечно! Режим... Режим – куда хочу туда скачу!
-Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
–Как же это?
-По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!
-Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь. Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
-Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.
-Хорошо... А можно еще лучше!
-Как же это?
-Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка и сон.
-Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
-Не вырастет!
-Это почему же?
-Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
-Как это с бабушкой?
-А так: половину я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
-Не понимаю – как это?
-Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я...-И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный...
Ведущий: Сделайте вывод по первой сценке.
Если будешь ты стремиться распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать.
Сценку «Сейчас» представляет вторая команда.
«Сейчас»
(Действующие лица: мама и дочь Наташа)
- Наташенька, вставай!- Сейчас. - Уж день, взгляни в окно! Ведь ты задерживаешь нас! Ведь ты не спишь давно!
- Ну маменька, ну чуточку, Еще одну минуточку! - Наташа, сядь к столу! - Сейчас! - Ну сколько можно ждать? -Твой чай уже в четвертый раз Пришлось подогревать! - Ну мамочка, ну чуточку! Еще одну минуточку! - Наташа, спать пора! - Сейчас! - Ну сколько раз просить? Ведь завтра утром снова Не сможешь глаз открыть! - Ну мамочка, ну чуточку! Еще одну минуточку!
Ведущий: Вы, наверное, догадались, что вместо слова «сейчас» нужно отвечать «сию минуту» и сразу выполнять все, о чем просят старшие. А чтобы научиться беречь свое время, нужно правильно организовать свой режим дня. Надо помнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха улучшает работоспособность, дисциплинирует человека, укрепляет здоровье.
А теперь прошу подойти по одному представителю от команды. Вам задание – составить примерный режим дня школьника и красочно оформить.
(Учащиеся получают заготовленные листы и фломастеры)
Учитель: Некоторое время считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или еще пример: пьяный человек, у которого тоже ничего не болит, но можно ли его считать здоровым? Так что же такое здоровье?
(Прослушиваются ответы участников команд)
Да, вы правы. Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического, социального благополучия. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья – употребление алкоголя, курение, наркомания. От чего же ещё зависит здоровье человека? Внимательно послушайте.
Ученица: В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – дети часто болели. Правитель пригласил во дворец мудрецов и спросил: “Почему дети болеют? Что сделать, чтобы дети были здоровыми, жили долго и счастливо?”
(Выслушиваются ответы участников команд)
Вы правы, ну а теперь послушаем, что ответили мудрецы. Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту”.
Учитель: И ещё один совет. Необходимо радоваться жизни. Радость – особая мудрость, и болезни ее боится. Радостный человек много смеется. А смех снимает нервное напряжение, стресс. Люди, обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстро выздоравливают. Во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки, брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы.
Грусть, уныние, неверие в свои силы, обман, жестокость, неправильное питание – это путь к болезням.
Давайте проведем релаксационную паузу. (Звучит спокойная музыка)
Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи могучих деревьев. Природа вызывает восторг в моей душе, она воздействует на мои силы. Я обретаю успокоение, радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко и радостно. Я дышу свободно и наслаждаюсь ароматом листвы и цветов. Всё окружающее с любовью смотрит на меня. Я – частица природы, я тоже по- своему прекрасен. Куда бы я ни посмотрел, везде вижу красоту. Сегодня красота жизни находит отклик в моей душе.. . А теперь медленно открываем глаза.
Ведущий: При однообразной работе наши мышцы быстро устают. Эту усталость помогают преодолеть движения, которые восстановят ваше кровоснабжение в голову, в конечности. Развитие рук способствует развитию мозга. Прослеживается связь между частями руки и внутренними органами. Если массировать большой палец, который отвечает за головной мозг, то мы снимаем головную боль, массируя указательный – укрепляем желудок, средний – кишечник, мизинец – сердце.
Ведущий: Спорт – это здоровье! Так называется наше следующее задание.
А теперь посмотрите пластику –
Чудную гимнастику!
Гибкость, точность красота –
У девочек неспроста!
Много сил пришлось вложить
Прежде чем такими быть!
(Подготовленные девочки выполняет гимнастические упражнения под музыку)
Ведущий: Сейчас мы узнаем, дружны ли вы со спортом? Вам предстоит изобразить походку спортсмена, но не любого, а того, который достанется вашей команде. (Карточки с заданием – изобразить походку штангиста, бегуна, пловца, лыжника)
Ведущий: переходим к следующему заданию “Конкурс пословиц и поговорок”.
(Одна команда начинает, а другая продолжает).
В здоровом теле (здоровый дух)
Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
Заболел живот, держи (закрытым рот)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека (болезни)
К слабому и болезнь (пристает)
Любящий чистоту (будет здоровым)Кто курит табак (тот сам себе враг).
Здоровье дороже всякого …(золота)
Здоровье всего …(дороже)
Здоровье приходит днями, а уходит …(часами)
Чисто жить – … (здоровым быть)
Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – … (всё потерял)
Чистота – … (залог здоровья)
Богатство – на месяц, здоровье …(на годы) Кто аккуратен, тот ….(людям приятен) Чистота – лучшая …(красота) Не думай быть нарядным, а …(думай быть опрятным). Чистая вода – …( для хворобы беда)
(Данный конкурс можно провести в форме игры “Ромашка” На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.)
Ведущий: Итак, начинаем конкурс капитанов, он называется «Правда ли, что..»Правда ли, что …
Молодые люди менее стойки , чем взрослые, к искушению наркотиками (да). Никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание (да) Наиболее часто употребляемый наркотик – алкоголь (да) Табак является наркотиком (да). Правда, ли что бананы поднимают настроение? (да) Отказаться от курения легко? (нет) Взрослые чаще, чем дети, ломают ногти? (да) Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да) Согласны ли вы, что зарядка- это источник бодрости и здоровья? (да) Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет) Верно ли, что кактусы поглощают излучение от компьютера? (нет)
Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
Правда ли что, надо ежедневно выпивать по два стакана молока? (да)
Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (нет)
Чтобы сохранить зубы здоровыми, надо есть много сладкого? (нет)
Чтобы сохранить зубы здоровыми надо чистить зубы два раза в день. (Да)
Правда ли, что закаливанию способствует контрастный душ? (да)
Правда ли, что для закаливания горла нужно в жаркий день пить ледяную воду? (нет) Чтобы сберечь глаза надо читать лежа? (нет)
Чтобы улучшить зрение надо смотреть телевизор, сколько хочешь (нет).
Ведущий: Следующее задание нашего конкурса – “Будьте здоровы!”
Каждая из команд читает стихотворение о здоровье.
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься.
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь.
Резвишься на катке,
А летом загорелый,
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом,
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом!
Ведущий: Слово предоставляется второй команде.
Дети, слушайте наказ,
я сейчас вас удивлю:
Нет – болезням, нет – заразе,
Витаминный комплекс пью!
Хвори наши исцелит
Вкусный, детский “Компли вит”
Там и кальций и железо,
Для здоровья так полезно!
И зимой и теплым летом
Овощи и фрукты ешьте
ешьте все подряд.
Ведь недаром говорят:
“Здоровье близко –
Ищи его в миске”.
Ведущий: Итак, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят большую пользу в том случае, если они выполняются постоянно, систематически: по часу в день, семь раз в неделю. А последняя страничка так и называется “Здоровье”. Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. (Команды выполняют данное задание на плакатах)
Ведущий: Пока команды готовятся, проведем игру со зрителями. Давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Игра «Рифмы».
— В кране нам журчит водица: «Мойте чище ваши ……» (лица) --Разгрызёшь стальные трубы, Если чисто чистишь ………. (зубы)
--Превратятся скоро в когти Неподстриженные …… (ногти).
-- В бане целый час потела –Лёгким, чистым стало …….. (тело).
--С детства людям всем твердят, Что табак – смертельный ……… (яд).
-- Объявили бой бациллам: Моем руки чисто с ……… (мылом). 
Игра «Антирифмы» 
1.— Зубы ты почисть сначала, Есть для этого …….(не мочало, а щётка и паста) 2.--Хоккеистов слышен плач: Пропустил вратарь их ……..(не мяч, а шайбу) 3.-С каждым днём нам лето ближе, Скоро встанем все на …….(не на лыжи, а на скейты и ролики) 4.-Лыжня огибает деревья, пеньки, Несут, как на крыльях, нас наши……….( не коньки, а лыжи)- 5.-У Иринки и Оксанки Трёхколёсные есть……..(не санки, а велосипеды).
Игра «Продолжи пословицу»
Упустишь минутку – (потеряешь час).
Делу время – (а потехе – час).
Кто поздно встает, (тот дня не видит).
Кто хочет много знать, (тому надо мало спать).
Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня).
Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
Работаешь сидя – (отдыхай стоя).
Кончил дело – (гуляй смело)
Ведущий: Давайте посмотрим, как выполнили задание команды.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, продолжим конкурс «Кто самый эрудированный зритель?»
Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза – утром и вечером)
Для чего человеку делают прививки? (для того, чтобы вызвать у человека невосприимчивость, т.е. создать иммунитет  к целому ряду болезней: столбняку, дифтерии, туберкулезу и др.)
Что такое кариес? (кариес – это заболевание, при котором  разрушается зубная эмаль, а затем ткань зуба).
Как надо питаться, чтобы зубы не портились? (нужно употреблять больше молочных продуктов, овощей, фруктов и черного хлеба. Нельзя допускать резкого контраста между приемами горячей и холодной пищи)Можно ли гладить и брать на руки незнакомую кошку или собаку. Не рассмотрев внимательно состояние ее шерсти и шкуры? Почему? (нельзя, особенно если у них вылезла шерсть или повреждена шкура. Эти животные имеют кожные заболевания и могут заразить им человека)Для чего человеку нужны зубы? (зубы нужны человеку для того, чтобы хорошо пережевывать пищу, четко произносить слова и для украшения лица)
Почему нельзя есть немытые овощи, фрукты и ягоды? (потому что на их поверхности могут находиться болезнетворные микробы и бактерии).
Назовите вредные привычки, из-за которых могут портиться зубы? (зубы портятся у тех, кто грызет орехи, сахар, карамель; грызет ручки, карандаши; берет в зубы гвозди, иголки, булавки; откусывает нитки при шитье, не чистит зубы).Нужно ли посещать зубного врача, если зубы не болят? (зубного врача нужно посещать для осмотра состояния зубов и десен, даже если зубы не болят, а также с тем, чтобы не упустить начавшееся развитие кариеса)
Правильно ли поступают дети, разрешая собаке облизывать их руки и лицо? Почему? (дети поступают неправильно. Если собака больна бешенством, она может их заразить. Возбудитель бешенства может из слюны больной собаки проникнуть в кровь человека через поры кожи и различные ссадины, царапины).Как сделать воду из открытого водоема безопасной для питья? (ее надо прокипятить)
Зачем надо коротко стричь ногти? (под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней).
Как часто надо мыть ноги? (один раз в день, перед сном)
Ведущий: Ну а теперь подведем итоги конкурса
(Награждение команд и самых активных зрителей)
Выводы и рекомендации.
Учитель: Какие мы сделаем выводы?
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!
Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие прошло недаром, и вы многое запомнили для себя. Берегите здоровье смолоду! Здоровым быть здорово!
Ожидаемые результаты:
Учащиеся в очередной раз задумались об отношении к своему здоровью. Адекватно воспринимая и анализируя информацию, делая правильные выводы, они занимают правильную жизненную позицию по отношению к своему здоровью. Некоторые ребята уже серьезно задумались о том, чтобы пересмотреть свой режим дня, заняться физической активностью и приобщить к ней своих близких, а так же воспитывать свой характер, чтобы не впускать в свой распорядок дня вредные привычки, препятствующие здоровому образу жизни
.
Интерактивные игры
В данном разделе представлены базовые игры на сохранение здоровья. Но вместе с детьми можно придумать аналогичные игры, направленные на проблемные зоны. Базовые игры направлены на то, чтобы дети понимали – как работает орган или система, которые принимают самую сильную нагрузку при росте их организма.
«Что любит наш животик?» Игра состоит из 2-х частей. 1.На доске рисуется желудок, и на примере мороженого, пепси колы и гамбургеров объясняется, насколько он мал. Если его бессистемно «набивать», он растянется, и будет болеть. Попутно идет рассказ о вреде различных сладких газированных напитков, чипсов (т.п.) и преимуществах натуральной пищи (соков, фруктов и т.д.) 1. Несколько участников образуют «желудок». (а) Остальные являются полезной и вредной пищей (б). Участники (б) встают в очередь и проползают по-пластунски, по очереди являясь то полезными, то вредными продуктами. Названия продуктов дети придумывают сами. «Желудок» мешает руками вредной еде, и помогают полезной. Когда следующий участник называет себя, все хором говорят: «Полезный!» или «Вредный!»
«Позвонок» В этой игре дети получают информацию о важности правильной осанки. Перед началом игры нужно объяснить работу полезных частичек в спинном мозге. В игре участвуют: - позвонки (2 и больше). Встают в колонку друг за другом, в позицию в позицию «на ширине плеч» - полезные частички (2 и больше). Должны проползти между позвонками. В руке у каждого предмет изображающий кислород, витамины, солнце (отдых). Они должны передать их мозгу – мозг (1) стоит в самом конце позвонков. До него должны добраться полезные частички. А) В первом случае позвонки встают криво, с выпадом на ногу в разные стороны и мешают проползти частичкам Б) Во втором случае позвонки выстраиваются ровно. Дети сами дают результат и делают вывод: какому позвонку легче питать мозг.
«Мой веселый звонкий мяч» В игре используются маленькие мячики.
А) Мяч передается по кругу под музыку. Как музыка останавливается, участник у которого остался мяч должен показать движение (любое). Далее мяч передается по кругу одновременно исполняя движение, которое было показано. Музыка останавливается – меняется другое движение.
Б) Дети встают по кругу в четном количестве. Мяч в руках через одного участника передается в одном направление – на 1-2 отдать (взять), 34 – у кого мяч, тот делает удар об пол, кто без мяча – хлопок в ладоши.
В) Стоят по кругу. Мяч в руках через одного участника передается в одном направление. Задается определенный порядок упражнений с мячом (на определенный счет). Например: подбросить – пронести под ногой – за спиной – дотронуться до носочка правой ноги – ударить об пол. Упражнения повторяются только в определенном порядке. Мячи передаются по кругу и участники, которые берут мяч, исполняют то движение которое следует по очереди.
Г) Игра в парах. Дети встают спиной друг к другу на небольшом расстояние. На счет 1-2 – прокатить мяч между ног по пулу своему соседу, на 3-4 – сосед передает мяч через верх, прогнувшись назад.
Д) «Солнечный круг» Дети садятся кругом в четном количестве, раскрыв ноги в широкую позицию. Дети определяют себе пару (напротив сидящего человека). У каждой пары свой счет и своя очередность (1,2,3, и т.д.). По своей очереди дети в паре меняются мячиками, прокатив их по полу.
Е) «Чехарда» Дети садятся друг за другом, вытянув ноги вперед. (Можно сесть в 2 колонки) В стопах зажат мяч. Поднимая мяч наверх, опрокинуться на спину и положить мяч за головой, перед своим соседом, сидящим сзади. Педагог подкладывает мяч только первому (вначале сидящему) участнику. Снова берем мяч стопами и передаем его назад.
Ж) Стоя по кругу. (Четное количество участников) Мяч у участника через одного зажат подбородком у шеи. На определенный счет мяч передается следующему участнику, который тоже берет подбородком. Дети сами могут придумать всевозможные упражнения с мячами, которые с помощью педагога могут быть уложены на музыкальное сопровождение и использоваться как тренажные. Такие задания наиболее эффективно способствуют развитию творческих способностей у детей.
Чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей согласовывать движения с дыханием, т.е. правильно дышать. Чтобы
научиться дышать правильно, надо освоить дыхательную гимнастику. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.
Самое главное – дышим носом. Для активизации интереса детей к дыхательным упражнениям можно задействовать воздушный шарик, который будет выполнять роль индикатора точности исполнения.

Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
1. Лечь на спину, ладони положить на живот. На восемь счетов сделать выдох, постепенно втягивая живот и напрягая пресс, на четыре счета выдохнуть.
2. На четыре шага выдохнуть, втягивая живот. На два шага вдохнуть, выпятив живот.
3. Сидя, руки на поясе. Выдох – наклон вперед, вдох – спина прямо.
Детям младшего школьного возраста интересны движения, сопровождаемые стихами.
Сидя на полу, руки в 3 позиции, ноги вместе.
Под ветром дерево согнулось,
(выдох – наклон вперед)
Все листочки встрепенулись,
(вдох – вернуться в исходное положение)
Веточка одна упала,
(выдох – опустить правую руку)
А другая расцветала
(вдох – покачивание левой рукой).
4.«Утреннее» На занятиях проводится в начале. Ставим ноги на ширине плеч. На вдохе руки поднимаем, а на выдохе – опускаем. Это упражнение создает защитную оболочку в течение всего дня.
5.«Брюшное дыхание» На занятиях проводится после разминки. На вдохе втягиваем живот, на выдохе расслабляем. Эффект этого дыхания: через легкие система кровообращения и весь организм наполняются кислородом. Абсолютно всем частям тела и органам приносит огромную пользу, в сознание приходит покой и уверенность. Очищает кровь от вредных веществ.
6.«Очищающее» Используется после быстрых темповых движений. Медленно вдыхаем, задерживаем дыхание на несколько секунд (можно просчитать счет до 5, 8, 10) и медленно выдыхаем через рот. Это упражнение увеличивает уверенность в себе, кровь насыщается кислородом, облегчает общий тонус организма. При регулярном использовании облегчает состояние при хронических заболеваниях, повышается иммунитет.
7.«Кузнечные меха» Используется перед сложными упражнениями с сильной физической нагрузкой. Делаем 10 быстрых вдохов, затем задерживаем дыхание на 14 секунд и медленно выдыхаем. Повышает общую активность организма. При правильном исполнение устраняет воспаления в носу и горле, может вылечить астму.
8.«Дыхание ХА» Используется в нервных ситуациях, особенно перед выступлением на сцене, для снятия напряженного состояния. Вдыхаем – руки вверх, на выдохе сбрасываем тело с произнесением звука «ха» благодаря движению воздуха, а не усилию горла. Это упражнение способствует улучшению циркуляции крови, тщательно очищает дыхательные органы.
9.«Маятник» Используется после силовых нагрузок, особенно в части урока аллегро (прыжки). Медленно вдыхаем, на выдохе наклоняемся вперед, вдыхаем – возвращаемся в исходное положение, выдыхаем – наклон назад (наклоны могут быть исполнены в стороны вправо-влево при выдохе). Повышает сопротивляемость нервной системы, увеличивает психическую силу, дает уверенность при общении с другими людьми.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Самомассаж
Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Музыкально - ритмические упражнения
1. «Гимнастика руками».
2. «Прогулка по сказочному лесу».
3. «Праздничный марш».
4. «Порхающая бабочка».
5. «Поездка на велосипеде».
6. Упражнения на внимание. Педагог показывает движения, а дети должны как можно быстрее его повторить.
7. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону) .
8. «Зеркало» (в парах): один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
9.«Делай, как я»: дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребѐнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
10.«Стоп-кадр»: дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.
11. «Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное движение.
Ритмические упражнения
1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2.Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу. «Ладушки»
(эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье учащихся станет крепче от улыбок педагогов. Как полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга, и заниматься им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении еѐ связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. 1.Игра на воображаемых инструментах. 2.Создание самых различных образов («Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского - плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).
3.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Терапия творчеством Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.