Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию «Что такое дружба?»


Родительское собрание: «Что такое дружба?»

Здравствуйте, уважаемые родители! В первой четверти мы провели родительское собрание. Где дали оценку нашей работы за прошлый учебный год и постановили, что будем более активными участниками учебно –воспитательного процесса в этом году.
Сегодня я предлагаю провести совместное мероприятие с детьми, тему которого вы узнаете чуть позже. Многое будет зависеть от вашей активности, посмотрим, что у нас получится.
Что за чудо чудеса
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая.
Вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая.
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руку того, кто сидит с вами рядом. Ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Сегодня мы будем говорить о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиками и девочками, детьми и родителями, учениками и учителями. А еще она бывает настоящей.
-Догадались о чем пойдет речь? (о дружбе)
Тема нашего родительского собрания «С детства дружбой дорожить учат в школе»
Слайд 1.2
Слайд 3 В Толковом словаре Ожегова написано:.
Дружба  это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
-А кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом?
( - Друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны.)
Учитель: Послушайте притчу о дружбе.
Как-то два друга  много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.»
Учитель: – О чем эта притча, чему она учит нас?
–  Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Учитель:        Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
        Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
Доброта, Понимание, Неуверенность, Прощение, Зависть, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Враньё. Сострадание. Верность. Драчливость. Предательство. Справедливость. Взаимовыручка. Грубость. Обидчивость.
Прочитаем положительные качества человека.
Слайд 4 Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри,  но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?    
   Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.
 Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Дружба появилась много лет назад, а напоминание о ее происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.
Предлагаю игру «Собери пословицу»
Дети начинают, а родители продолжают.
Нет друга – ищи, а нашёл  –   (береги)
Друзья познаются в         (беде)
Старый друг лучше         (новых двух)
Человек без друзей, что  (дерево без корней)
Не имей сто рублей, а   (имей сто друзей)
Дружба  – не гриб, в лесу  (не найдёшь)
Слайд 5.6.7 ЛЕОПОЛЬД
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения. Как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно.  Давайте разберем несколько ситуаций из рассказов В. Осеевой.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы: Соня и Вера. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Они с гордостью всем говорили:
- Мы – подружки! Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Учитель:  Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
         Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?

«Заколка»
Маша потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Рядом стояли два одноклассника – Петя и Максим. Заметив это, Петя стал смеяться над Машей, называть её Машей-растеряшей:
- Ну и Маша. Маша – растеряша!
А Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.
Учитель:  Кто из мальчиков оказался настоящим другом?
                 А какой совет вы можете дать Пете?
(Другу всегда помогай,  друга всегда выручай.
Послушаем стихотворение
Как начну конфеты есть, У меня дpузей не счесть. А закончились конфеты И дpузей в помине нету. За конфету каждый дpуг, Так и pвет ее из pук. Hу зачем мне дpужба эта? Я и сам люблю конфеты.
- Можно ли назвать этих ребят друзьями, если они дружат с тобой ради конфет.
Друг  это весело, это надёжно, Друг защитит от любой беды, Даже когда вокруг страшно и холодно Будет он рядом, ты лишь посмотри!
- К сожалению грубые слова можно слышать от ребят нашего класса. А иногда бывает так. Как в стихотворении. которое прочитает нам Киреев Саша. Может быть, послушав его. Кто-то узнает себя. А узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Слайд 8 Перемена
Спасибо. Садись. Внимательно слушали? О чем это стихотворение? (о взаимоотношениях)
-можно ли такие взаимоотношения назвать дружескими? Надеюсь, что вы не будите похожими на героев этого произведения.
Инсценирование сказки «Репка»
Совсем другое дело рус. нар. сказка «Репка».
-Помните как дружно ее выдёргивали? Мне надо 7 добровольцев.( Кто будет действующими лицами) учитель раздает карточки. читает произведение, а дети инсценируют сказку.
-Благодаря чему выдернули репку? (Потому что все герои работали дружно и сделали это общими усилиями)
А сейчас я предлагаю ИГРУ «Ромашка» - коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.
Берём лепесток, на котором написано выражение, если выражение характеризует друга с хорошей стороны, то лепесток оставляем, а если нет убираем.
Если хочешь быть хорошим и верным другом: Делись своими успехами, неудачами и новостями. Умей слушать. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку. Доверяй другу и будь уверенным в нем. Сохраняй тайны своего друга. Не критикуй друга публично. Не будь назойливым и не поучай. Не обсуждай друга в его отсутствие. Не ревнуй друга к другим его друзьям. Уважай внутренний мир и чувства своего друга. Возвращай долги. Радуйся успехам своего друга.
Завидуй успехам друга.
Дерись за место за партой.
Радуйся неприятностям друга.
В лицо говори одно, а за спиной другое.
Никогда не заступайся за друга.
Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».
Слайд 9
Если есть друзья на свете
 Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Давайте, люди, Дружить друг с другом, Как птица  с небом, Как травы  с лугом, Как ветер  с морем, Поля  с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами!..
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
         Будем весело шагать.
         При любой погоде дружим –
         Дружбы этой не порвать.
Вопросы родителям. С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
                   С какими животными можно связывать слово дружба?
                   Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
Песня «Если с другом вышел в путь»
- Ребята, а этот вопрос специально для вас: какой у вас самый верный друг?
Дружить можно с кем угодно: с ребятами из своего двора, класса, с животными. Но главный друг – это мама. Дружба начинается в семье, ведь семья – это начало жизни. Мы здесь родились, растем, взрослеем. Не даром одна из главных пословиц гласит( родители собирают пословицу.)
Слайд 10
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
-О чем пословица? (что семья – лучший друг)
- С мамой вы всегда делитесь и радостью и горем, мама в любое время придет на помощь. Даже когда вы подрастаете, все равно вы остаетесь самыми послушными детьми.
Чтение учащимися стихотворении
Жизнь и надежду дала нам с рожденья,
Счастье и горе несла с восхищеньем.
Ночи не спала, нас согревала,
Мягкой рукой лоб охлаждала – мама1

Первое слово сказал я простое,
Первое чувство хранит все святое,
Разные мамы на нашей планете,
И повторяют им радостно дети – мама!
- Но ведь не только мама может быть настоящим другом. Им может быть и папа, и бабушка, и дедушка.
- Как вы думаете, с чего начинается дружба?
( - С улыбки. Дружба должна быть светлой и радостной.
- Друзья всегда должны улыбаться и радоваться.)
Песня «Улыбка»
- Мы с вами выяснили, кто такой друг и что такое дружба. Дружба  это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
И я надеюсь, что у каждого из вас есть верные друзья.
Вручаю кодекс дружбы для класса командиру .
Слайд 11,12
11. Выполнение теста и анализ его результатов. Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцукогда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
 Итак, подведем итог.
Больше ответов, А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное  твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба  это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
 Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом  это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
12. Итог Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!
5. Итог мероприятия.
Уважаемые родители, сегодня мы вновь говорим о наших детях. Чтобы вырастить удачную во всех отношениях личность необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой многие задачи, может помочь в решении многих вопросов воспитания, но никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является важным фактором формирования личности ребенка.
Детская дружба отличается от дружбы взрослых людей своей чистотой и непредвзятостью. Взрослый человек, так или иначе, ищет от дружбы скрытых выгод, его отношения с кем-то включают в себя жизненный опыт, готовый в любой миг включить защиту. Взрослая дружба более рациональна, детская дружба  интуитивна. Взрослый человек  частично наполненный водой сосуд. По этой причине все, «вливающееся в него», будет смешиваться с тем, что уже содержит сосуд души. Ребенок  еще пока не наполненный душевный сосуд, не содержащий опыт измен и предательств, опыт поиска выгоды и опасения. Дети дружат душой, взрослые  разумом.
Заголовок 315