Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе детского сада «Колокола и их судьба»


Тема: Колокола и их судьба.
Программное содержание:
расширить знания детей о назначении колокольни, колокола и колокольного звона;
ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола; учить различать по характеру церковные звоны;
способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции.
Ход занятия:
Пальчиковая гимнастика
Бом-бам, бом-бам
Все скорей идите в храм
Мы ворота открываем
В храм людей всех приглашаем.
Храм – самое красивое здание. (рассматреть иллюстрации)
Оно отличается от других зданий, в которых живут люди. Взрослые и дети ходят в храм, чтобы зажечь свечи и помолиться Богу перед иконами.
Ребёнок читает
В снег, в жару и под дождём
В Дом Господень мы пойдем.
Скажем с мамой милой.
«Господи, помилуй!»
У входа в храм или над его входом есть колокольня
(рассмотреть иллюстрацию колокольни)
Ребёнок читает
Колокольня – это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних
На священные дела!
Но колокол не может говорить сам,
В колокол звонит звонарь
(рассмотреть иллюстрацию)
Звони, звонарь!
Еще ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?
А теперь, давайте рассмотрим из каких частей состоит колокол:
- уши, за которые подвешивают колокол на перекладину;
- язык (металлический стержень с веревкой, за которую звонарь раскачивает металлический язык внутри колокола, ударяя о его края;
- верхний пояс, нижний пояс – эти места особо украшали красивым узором, священными надписями из красивых букв;
- плечи, тулово.
Ребята, на Руси к колоколам относились, как к живым существам, так же как и людям давали имена, например, Господарь, Медведь, Лыбедь. Это большие колокола, которые звонят так громко, что слышно было далеко по многим сёлам и деревням.
Звуки колокола созывали народ в храм, во время беды или несчастья. Как говорили на Руси, раздавался крик колокола.
Колокола вызывали в народе любовь, а их звоны извещали, что едут жених и невеста во время венчания. Разные существуют легенды и предания о колоколах. При воздействии колокольного звона быстрее заживляются раны.
Давайте послушаем этот удивительный звон.
(слушание колокольного звона)
- Ребята, когда вы слушали, какие чувства вас наполняли?
Чтобы изготовить колокол, работают много мастеров - это художники, резчики. Мастера, которые из металла отливают колокол, называются литейщиками.
И сейчас, когда восстанавливаются храмы, для колоколен отливают новые колокола.
Священники торжественно и празднично освящают их святой водой, молитвой. И только после этого колокол поднимают на колокольню при помощи специальных машин и механизмов.
Физминутка
На полу, вырезанные из картона свечи с загадками. Дети становятся вокруг свечей, звонит колокольчик, дети бегают вокруг свечей, как только колокольчик замолчит, дети приседают, задувают свечи и закрывают глаза. Тот , у кого зазвенит колокольчик за спиной, берет свечу и отгадывает загадку.
Загадки
Говорун говорит – народ в храм спешит.
Не человек, а имеет тело, уши, язык.
Не птица, а живет в высокой башне.
Нет головы, а есть уши.
Что выше колокольни?
Язык есть, речей нет, вести подает.
А сейчас я расскажу удивительную историю о судьбе еще одного колокола.
Самый большой колокол был отлит литейщиками и украшен узорами очень давно – это знаменитый Царь-колокол. С момента отливки колокол ни разу не звонил. Отливали его для колокольни Ивана Великого. Это и сейчас самая высокая колокольня. Отливали его в большой яме. А когда колокол был готов, и его хотели поднять, случился сильный пожар. Люди стали заливать огонь водой, пожар потушили, а вот колокол пострадал. От него откололся большой кусок. Люди оставили колокол в яме. Там он пролежал более 300 лет. Но потом о нем вспомнили, подняли и установили на площади у Кремля в Москве. И сейчас это исторический памятник. Со всех уголков нашей страны приезжают люди посмотреть на это чудо.
Игра «Хорошо-плохо»
Два поля – черное и белое. (Большие листы картона) За каждый ответ вручаю буквы.
-посещать храм
- быть не внимательным в храме
- быть послушным
- лениться
- говорить не правду
- помогать людям
- опаздывать в храм
- любить и почитать родителей
- бережно относиться к хлебу
На белом поле дети из букв выкладывают слово добро, на черном – грех.
А теперь предлагаю из частей собрать колокол, придумать название. (Работают за столом).
Однажды мудрый человек сказал: «Храм – это молитва в камне, икона – это молитва в красках, колокол – это молитва в звуке.
Возьмите колокольчики. Сейчас колокольный звон к нам возвращается вновь, чтобы согреть наши сердца, наполнить их добром и верой (дети становятся в круг, берутся за руки, звонят в колокольчики).