Оценка критериев психологической готовности к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Методические рекомендации по оценке критериев психологической готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями.

Введение:
Под психологической готовностью к обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития личности для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе
Опыт и анализ практической деятельности педагога-психолога отдела профотбора и профпробы выявляет необходимость выделения ряда критериев психологической готовности.
Основной целью определения психологической готовности к обучению является профилактика дезадаптации.
Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к обучению :
1. Понимание особенностей психологического развития с целью определения индивидуального подхода к ним в учебном процессе.
2. Выявление лиц, не готовых к обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику неуспеваемости.
4. Отсрочка начала обучения лиц, не готовых к обучению
Можно выделить 2 аспекта психологической готовности к обучению:
- интеллектуальный
- личностный
Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность была успешной, так и для скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Применяемые методы психодиагностики, позволяющие выделить критерии психологической готовности.
Опираясь на опыт практических психологов и результаты деятельности психологов ОПП, подобрана батарея тестов, позволяющая оценить уровень развития психологической готовности инвалидов к обучению
Тест структуры интеллекта
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Многофакторный личностный опросник
Исследование мотивации
Патохарактерологический диагностический опросник
Проективная методика «Рисунок человека»




Необходимые критерии, определяющие уровень
психологической готовности.
Опираясь на эмпирические данные можно выделить следующие основные критерии психологической готовности лиц с ограниченными возможностями к обучению:
Уровень развития интеллекта, памяти, внимания.
Эмоциональная устойчивость
Ответственность
Мотивация
Коммуникабельность
Умеренная конформность
Социальная адаптированность

Достаточно развитый уровень интеллектуального развития является очень важным критерием, т.к. интеллект определяет способность к пониманию и приспособлению к новой ситуации, а значит повышает адаптивные возможности человека. Кроме того наличие данного критерия представляет определенный потенциал для человека. Но следует отметить, что при недостаточно развитом общем уровне интеллекта, но при повышенных показателях памяти и внимания можно говорить о компенсаторных механизмах, которые также благоприятно влияют на адаптацию личности, а следовательно на готовность к об
·учению.
Эмоциональная уравновешенность также чрезвычайно позитивно влияет на установку к обучению и характеризует общее эмоционально-психологическое состояние человека, чем он уравновешеннее, тем он выдержаннее, реалистичней. Уравновешенный человек характеризуется эмоциональной зрелостью, реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, кроме того определенные трудности не вызывают у него стрессовое состояние, блокирующее активность.
Ответственность качество личности, позволяющее говорить об осуществлении в разных формах контроля над деятельностью личности с позиций выполнения ей принятых норм и правил. Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности характеризует саморегуляцию ее деятельности. Достаточно развитое чувство ответственности характеризует принятие человеком ответственности за свои решения, свою деятельность, он настойчив в достижении цели.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность его активности.. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Чем выше уровень мотивации тем больше человек готов к какой-либо деятельности, в частности чем больше желание учиться тем выше его готовность к обучению. Мотивация в данном случае тесно связана с ответственностью, если личность имеет высокую мотивацию и способна нести ответственность за свое решение и свои действия, то приспособляемость значительно повышается, а следовательно повышается психологическая готовность к обучению.
Коммуникабельность – уровень развития навыков общения. В данном случае коммуникация рассматривается как способность личности влиться в новый коллектив (в учебную группу), способность наладить позитивные взаимоотношения и почувствовать свою причастность к группе, а в дальнейшем к обществу в целом. Кроме того, хорошо развитые навыки общения некоторым образом помогают компенсировать некоторые недостатки интеллектуального развития, так как позволяют человеку активно участвовать в процессе обучения (обращение за помощью, дополнительными объяснениями, дополнительной информацией и т.п.).
Умеренная конформность податливость человека влиянию группы. Здесь важно отметить именно умеренную конформность, а именно в целом способность человека принимать нормы и установки группы, очень тесно свзяна с коммуникабельностью.
Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса


Заголовок 115