Программа психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ


Основной целью социально-психологической реабилитации является максимальное «снятие» психологических барьеров, присутствующих практически у всех поступающих в Профессионально-реабилитационный центр и ограничивающих возможность полноценного включения инвалида в разнообразные области социальных отношений.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи социально-психологическойреабилитации:
- Развитие психологических свойств и особенностей, необходимых для успешной социальной адаптации инвалида в обществе
- активное содействие в формировании адекватных установок и ожиданий к результатам реабилитации
- снятие эмоционально-стрессовых и невротических расстройств, препятствующих проведению реабилитационных мероприятий, а также интеграции в общество в целом.
- формирование и развитие навыков, необходимых для деятельности и повседневного общения
- сглаживание эмоциональных и интеллектуальных расстройств.
Решение задач социально-психологической реабилитации обеспечивается посредством использования, как специфических методических средств, к которым можно отнести психодиагностику, психокоррекцию, так и неспецифических (косвенных) средств, которые могут быть использованы в рамках медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации
Любой экзамен, тестирование - это ситуация, провоцирующая возникновение эмоционального напряжения, состояния близкого к стрессовому, особенно у инвалидов. Это может быть обусловлено различными причинами, такими как: сроком и степенью инвалидизации, нарушением социализации, невостребованностью в общественной жизни и др.
Психологическая атмосфера при групповом тестировании зависит от особенностей контингента:
- возрастных (18-55 лет)
- уровня образования (от неполного среднего до высшего)
- форма получения образования ( обучение на дому, вспомогательная школа и др.)
- степень принятия самого факта инвалидности
- наличие профессионального опыта и т. д.
Необходимо создавать условия, чтобы снять напряженную обстановку в группе, которая может препятствовать успешности прохождения тестирования и способствовать установлению доброжелательной обстановки, налаживанию межличностных отношений.
Для снижения вероятности возникновения стрессовых ситуаций, отрицательно влияющих как на результаты тестирования, так и на самочувствие человека в отделении профотбора и профпробы, осуществляется психологическое сопровождение оптантов во время прохождения профессионального тестирования.
С целью создания благоприятной психологической атмосферы и уменьшения барьеров на начальных этапах общения в группе поступающих проводится представление специалистов отдела. Для дальнейшего знакомства сотрудники отдела вместе с оптантами выполняют различные упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения. Так после выполняется упражнение «Знакомство». Целью данных мероприятий является создание комфортных психологических условий для каждого, что способствует более успешной адаптации к процессу прохождения мероприятий по профотбору, а, следовательно, по возможности максимальному раскрытию потенциальных и использованию существующих возможностей оптанта. Постоянно во время прохождения мероприятий по профотбору в аудитории присутствует психолог, который осуществляет диагностическую деятельность, используя метод наблюдения, а также осуществляет необходимую психологическую поддержку . Одна из главных задач психологического сопровождения— не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и стремиться настроить ее на самостоятельное преодоление трудностей, ответственности в отношении к своего становления, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Отдел профотбора – это начальный этап в комплексном социально-психологическом сопровождении поступающего на всем пути обучения в ПРЦ.
Основными факторами социально-психологической адаптации поступающих и обучающихся являются:
особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми,
психофизиологическими характеристиками личности ;уровнем интеллектуального развития,
Решение задач социально-психологического сопровождения наиболее полно обеспечивается посредством использования специфических методических средств и приемов, которые включают в себя в основном различные методы и техники психотерапии, психокоррекции, психологических и социально-психологических тренингов. Разнообразие данных методов в настоящее время достаточно широко, что в случае их рационального и целесообразного использования, позволяет достигнуть необходимого результата – восстановить, сформировать психологические механизмы социальной интеграции при реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий. При этом возникает необходимость индивидуального подхода к решению данной проблемы, что достигается путем дифференцированной диагностики и психологического сопровождения инвалидов на протяжении всего реабилитационного процесса.
Отдельно следует указать на неспецифические (косвенные) методы и средства, которые могут быть использованы в работе с людьми с ограниченными возможностями. Значительный положительный эффект может быть достигнут с помощью регулярных психологических консультаций, психологической курации инвалидов при решении ими различных социально-бытовых задач. Относительно неспецифичной является организация работы с ближайшим окружением инвалида. Здесь необходимо и возможно использование семейного консультирования. Целенаправленное мероприятие социально–психологического сопровождения и профессиональной реабилитации возможно лишь на основании дифференцированной психодиагностики, под которой понимается определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей интеллектуального и психического развития.
Существует большое количество методов диагностики психических функций и состояний, особенностей межличностных отношений и т.п. Имеются различные виды их классификаций: наблюдение в естественных условиях, создание экспериментальных условий и наблюдение за поведением обучающегося в них, анкеты, опросники, тесты, проективные методы и др. Психодиагностика может проводиться в письменной, устной, компьютерной форме, индивидуально или в группе. Но важнейшее значение имеет выбор надежных и валидных методик, т.е. отвечающим конкретным диагностическим задачам с соответствующей точностью «измерения».
При проведении психодиагностического обследования людей с ограниченными возможностями целесообразно уделять внимание состоянию базовых психических процессов и функций (вниманию, памяти, динамике умственной деятельности), оценивать эмоционально-мотивационную сферу, а также личностные особенности и определять структуру интеллекта. Психодиагностические исследования можно разделить на первичные (ориентировочные) и углубленные.
Комплекс психолого-педагогического сопровождения поступающих в Профессионально-реабилитационный центр включает следующие мероприятия:
Первичная психодиагностика направлена на выявление «проблемных» областей в психической деятельности личности. Методы, которые используются в ходе ее проведения:
наблюдение
структурированное интервью
тесты, с помощью которых можно оценить актуальное состояние эмоционально-мотивационной и интеллектуальной сфер личности.
- профдиагностика
Углубленная психодиагностика предполагает использование методов, направленных на дифференцированное исследование нарушений, выделанных при первичной психодиагностике
Индивидуальное консультирование:
помощь в решении сложных ситуаций, возникших в период прохождения мероприятий по профотбору и вступительных испытаний
Групповое и индивидуальное профконсультирование:
информирование о ситуации на рынке труда,
расширение кругозора о мире профессий,
выполнение различных упражнений, развивающих, а также закрепляющих полученную информацию о мире профессий.
совместное нахождение точек соприкосновения между «хочу», «могу» и «надо».
Консультирование родителей и законных представителей оптанта*:
помощь в решении сложных ситуаций, возникших в отношениях между поступающим (человеком с ограниченными возможностями) и его родителями и законными представителями
выдача рекомендаций для обеспечения большей эффективности мер, направленных на социальную адаптацию, интеграцию человека в общество.
Снятие эмоционального напряжения с помощь легких разминочных упражнений
Проведение ролевых игр:
снижение эмоционального напряжение
проявление коммуникативных навыков
выражение лидерских качеств,
выявление способности идти на компромисс и определение степени готовности к сотрудничеству
Дополнительная (к основному блоку психологического тестирования) развивающая психодиагностика:
получение новой информации о своих особенностях и свойствах характера, интеллектуальных способностях и склонностях, с целью совместного обсуждения плана профессионального и личностного развития
Консультирование и просвещение сотрудников отдела, родителей и законных представителей оптанта по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки людей с ограниченными возможностями в наиболее острый период первичной адаптации
Проведение психологической диагностики трудностей, возникающих в период прохождения мероприятий по профотбору в ходе динамического наблюдения, собеседования с поступающим, его родителями, родственниками или законными представителями
Проведение деловой игры с сотрудниками отдела профотбора
проигрываются и в ходе совместного обсуждения разрешаются проблемные ситуации, возникающие у оптанта, между поступающим и родителем, между поступающим и сотрудником отдела профотбора, между поступающимиОсуществление психолого-педагогического мониторинга динамики социально- психологической адаптации и развития поступающих
Разработка и выдача рекомендаций преподавателям и мастерам профотбора по результатам психологической диагностики особенностей личности
выбор оптимальной профессии или специальности,
особенности индивидуального подхода
Индивидуальные консультации по результатам диагностики:
обсуждение результатов,
проблемных моментов,
пересмотр профессионального выбора и т.п.
Динамическое наблюдение при прохождении мероприятий по профотбору и вступительных испытаний
Консультации в режиме динамического наблюдения во время прохождения мероприятий по профотбору и вступительных испытаний
разрешение различных ситуаций эмоционального или социального характера, требующих вмешательство психолога «здесь и сейчас».
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце прохождения мероприятий по профотбору.
при проведении занятий с психологом
,дополнительной психодиагностики,
заседания реакоманды.
Участие в заседаниях реакоманд:
совместное обсуждение результатов прохождения мероприятий по профотбору и вступительных испытаний, составление, обсуждение и принятие плана дальнейших действий по реабилитации оптанта.
совместное обсуждение с сотрудниками отдела текущих вопросов группы поступающих на обучение в ПРЦ
Показ видеоматериалов о ПРЦ
Кроме того, в случае возникновения у оптанта каких-либо трудностей в процессе тестирования, он может обратиться за помощью и поддержкой к сотрудникам отдела и членам группы тестирования, что создает предпосылки для преодоления скованности в общении и страхов перед неразрешимостью возникших сложностей, осознания поддержки и помощи коллектива.
В комплекс психологического сопровождения обучающихся на реабилитационно-подготовительных курсах входят следующие мероприятия:
Индивидуальное консультирование
помощь в решении сложных ситуаций, возникших в период первичной и последующей адаптации к коллективу в группе РПК
других проблем личного характера, возникающих в период обучения на реабилитационно-подготовительных курсах ( конфликтных ситуаций и т.п).
Групповое и индивидуальное профконсультированиеинформирование о ситуации на рынке труда,
расширение кругозора о мире профессий
, выполнение различных упражнений, развивающих, а также закрепляющих полученную информацию о мире профессий.
нахождение точек соприкосновения между «хочу», «могу» и «надо».
Консультирование родителей и законных представителей обучающегосяпомощь в решении сложных ситуаций, возникших в отношениях между поступающим (человеком с ограниченными возможностями) и его родителями и законными представителями,
выдача рекомендаций для обеспечения большей эффективности мер, направленных на социальную адаптацию, интеграцию человека в общество.
Проведение тематических психологических занятий (Как научиться общаться лучше, Почувствуй уверенность, Я в мире профессий и т.д.)
Снятие эмоционального напряжения с помощь легких разминочных упражнений во время обучения на предметных дисциплинах
Проведение психологических тренингов (в том числе коммуникативный), направленных на:
снятие эмоционального напряжения,
снижения тревожности,
повышения уверенности в своих силах,
формирование коммуникативных навыков,
социальную адаптацию повышение компетентности в общении в целом..Дополнительная (к основному блоку психологического тестирования) развивающая психодиагностика:
получение новой информации о своих особенностях и свойствах характера, интеллектуальных способностях и склонностях, с целью совместного обсуждения плана профессионального и личностного развития
Консультирование и просвещение преподавателей , родителей и законных представителей слушателя РПК по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки людей с ограниченными возможностями в наиболее острый период первичной адаптации к процессу обучения;
Проведение психологической диагностики (дополнительная психодиагностика, наблюдение, проведение бесед) трудностей, возникающих в период обучения на реабилитационно-подготовительных курсах для формирования максимально эффективных мер по социально-психологической адаптации и реабилитации личности.
Проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации.
Осуществление психолого-педагогического мониторинга динамики социально- психологической адаптации и развития обучающихся на реабилитационно-подготовительных курсах
Разработка и выдача рекомендаций преподавателям по результатам психологической диагностики особенностей личности (особенности индивидуального подхода)
Индивидуальные консультации обучающихся на РПК по результатам диагностики:
обсуждение результатов
проблемных моментов,
пересмотр профессионального выбора и т.п.
Консультации в режиме динамического наблюдения во время сдачи итоговых работ по предметным дисциплинам
разрешение различных ситуаций эмоционального или социального характера, требующих вмешательство психолога «здесь и сейчас».
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце обучения на РПК
при проведении занятий с психологом,
дополнительной психодиагностики,
заседания реакоманды.
Анкетирование слушателей РПК "Профориентационная беседа»
Участие в заседаниях реакоманд составление индивидуального маршрута реабилитации (ИМР)
коррекция ИМР
совместное обсуждение с преподавателями, социальным педагогом, врачом, психологом текущих вопросов группы РПК,
Индивидуальные консультации по протеканию адаптации обучающегося по запросу педагогов, родителей и законных представителей.
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
проведении ролевых игр,
психологических занятиях и тренингах,
деятельности на предметных дисциплинах
Индивидуальная психологическая работа с обучающимися, у которых выявлены признаки затруднения адаптации:
диагностика,
психокоррекционная работа,
психологические консультации родителей, законных представителей, педагогов,
Учет посещения занятий
Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на реакоманду с целью оптимального выбора пути дальнейшей социально-психологической и профессиональной реабилитации личности.
Таким образом, благодаря процессу психологического сопровождения, происходит самораскрытие, самовыражение оптанта, социальная и психологическая адаптация к мероприятиям профотбора, выявляются его потенциальные возможности и способности, что способствует успешному прохождению тестирования, адекватной оценке собственных возможностей, сознательному профессиональному выбору, что способствует эффективности дальнейшего обучения и становлению квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.