Творческая работа Коллективная творческая деятельность



Творческий отчет на тему:
«Формирования творческих способностей у младших школьников в коллективной творческой деятельности»





Пояснительная записка
Введение
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в творчестве людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей.
В настоящее время участие детей в общественных организациях и движениях представляет исключительную ценность для социализации личности, для саморазвития качеств личности. Дети очень остро реагируют на всё, что происходит в нашей стране и в мире. Высокоразвитое чувство долга, ответственности за свои дела и поступки, активное усвоение ролей и отношений, инициатива и творчество при выполнении общественно-значимых поручений создают атмосферу сопричастности детей ко всему, что является предметом их увлеченности и интересов. Дети нуждаются в объединении, испытывают социальную потребность жить увлекательной, интересной жизнью и быть активным участником коллектива. Коллективная творческая деятельность объединяет детей, т.е. объединяясь в группы, дети стремятся самореализоваться, самоутвердиться. Но это невозможно без эффективной работы взрослых. Мы, взрослые, часто недооцениваем значение для детей их стремления к объединению, а по сути дела – это одна из форм саморазвития. Тема коллективная творческая деятельность изучалась многими отечественными педагогами и психологами.
Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны А.С.Макаренко, творческое развитие идей А.С.Макаренко получило в работах И. П. Иванова, В. А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, А.В. Мудрика.
Таким образом, тема коллективной творческой деятельности в настоящее время актуальна, так как именно в этой деятельности формируются творческие способности младших школьников.
Цель исследования – разработать комплекс мероприятий для развития творческих способностей у младших школьников в коллективной творческой деятельности.
Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – развитие творческих способностей у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Гипотеза исследования – развитие творческих способностей у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности будет эффективным, если:
- учитываются особенности развития творческих способностей у младших школьников;
- систематически используются упражнения творческого характера в процессе коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников;
- диагностика уровня развития творческих способностей у младших школьников;
- анализ опыта учителей по формированию творческих способностей у младших школьников в коллективной творческой деятельности;
- разработка комплекса мероприятий по формированию творческих способностей младших школьников в коллективной творческой деятельности.
Методы исследования – анализ научной литературы, наблюдение, диагностирование, анализ результатов деятельности учащихся.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятиями "деятельность" и "творчество".
Деятельность - это форма проявления активности личности, социальной мобилизации, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование жизнедеятельности, соответственно, материальной, духовной, репродуктивной, творческой, познавательной, общественной, спортивной, художественной, технической и других ее видов. В образовательной деятельности учащийся осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития; «наследует опыт прошлого», «достраивает» этот предметный мир, переделывает природу, обогащает общественную жизнь; обретает себя; выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, «деятель».
Творчеством считается то, что в процессе деятельности человек создает что-то новое, противоположное шаблонному, застывшему, стериотипному, осваивая и перерабатывая информацию, опыт только ему присущим путем, созидая и себя как личность [5, с. 473].
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [23, с. 54]:
1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. В психологии существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И школа, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л. Кэррола, выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. В этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). Ребенку задали решить трудную задачу. Родители не должны спешить помочь ему решить данную задачу, если ребенок может решить её сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и школьном коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения [1, с. 318].
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом Практика показывает, что не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. В этом большую роль играет организация коллективной творческой деятельности. Педагог помогает ребенку с одной стороны, войти в общество сверстников, а с другой – сохранить и развить свои индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Таким образом, развитие творческих способностей детей будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Анализируя возрастные особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, мы можем проследить за тем, как происходит становление и развитие у младших школьников творческих способностей.
К сожалению, именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Школа ставит ребенка в определенные рамки заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только в той форме, которая соответствует уроку.
Как научить школьника “правильно использовать” свой мозг, избавить его от стереотипов мышления, научить учиться и жить, проявляя собственную уникальность и неповторимость? Данная проблема становится одной из основных в современном образовании. Для ее решения необходимы специальные образовательные технологии, которые бы позволяли развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Так как педагогу, при его загруженности, не хватает времени для индивидуальной работы по развитию творческого потенциала, необходимо найти форму работы, которая являлась бы коллективной, но в то же время развивала бы творческие способности каждого ученика. Такой формой работы является коллективная творческая деятельность (КТД).
КТД – это коллективные творческие дела, направленные на сплочение класса, развитие творческих, волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.
Коллективная деятельность является одной из форм работы учителя с учащимся. К формам коллективной деятельности относят коллективно-творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и д.р.
Сущность коллективного творческого дела: дело, как забота о людях; коллективное – совершающееся сообща; творческое – представляет собой непрерывный поиск лучших решений [14, с. 212; 15, с. 143].
Главные черты методики коллективной творческой деятельности:
- совместно распределенная деятельность воспитателей и воспитанников;
- игровая инструментовка деятельности детей;
- коллективный и творческий характер;
- личностная ориентированность [28, с. 184].
Существуют три основных типа КТД:
- представление;
- малое творческое дело (МТД);
- большое творческое дело (БТД).
БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильно называть зрителями.
Алгоритм организации и проведения коллективной творческой деятельности, по И. П. Иванову [14, с. 198; 15, с. 127], состоит из следующих этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико – рефлексивная деятельность (Приложение 1).
Рассмотрим более подробно эти этапы.
1. Этап задумки, накопление идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и школьником. Взрослые увлекают перспективой интересного и полезного дела, поиском оптимального решения нескольких практических жизненно важных дел. При этом взрослые не навязывают, не диктуют свое мнение, а размышляют вместе с ребятами, разъясняют что-то не до конца понятное, отвечают на все вопросы.
2. Этап начальной организации: отбор идей к осуществлению, выбор совета определение задач и функций каждого участника, приглашение гостей. На этом этапе участники учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи, а взрослые приучают каждого к такому поиску. Чаще всего взрослые одобряют, поддерживают ребят, порой хвалят, помогают выразить свою мысль, советуют, доверяют осуществление высказанного и принятого общим советом.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Используются различные приемы: различного рода необычные афиши, другие форму оповещения – театрализация, костюмированное приглашение. Основная задача этого этапа – создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела: жеребьёвка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального оформления.
Нельзя допускать открытого давления, оно не вызовет энтузиазма у участника, скорее наоборот: он перестанет считать предстоящее дело своим, потеряет к нему интерес.
5. Этап проведения дела – это итог работы, проделанной при его подготовке. Здесь несколько «шагов»:
- сбор гостей, различные действия накануне события (представление гостей, тематическая выставка, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания – допуски для участников, аттракционы, сюрпризы, маленькие символические сувениры и т.д.);
- торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов и т.д.);
- основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром выбранной формы, возрастом участников, коллективно избранными приёмами);
- финальная часть, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть – линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и т. п.).
6. Этап подведения итогов. Как лучше проводить итог – решает сам коллектив и взрослые. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте проведенной коллективной творческой деятельности; высказывал своё мнение: что было хорошо, что не удалось осуществить и почему, что предлагаем на будущее; учился оценивать, анализировать. Опираясь на опыт, который ребята приобрели, организуя коллективное творческое дело и извлекая уроки из сделанных ошибок, он убеждает в необходимости дальнейшей работы по улучшению окружающей жизни. Сразу же после подведения итогов следует приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны, коллективно наметить программу последующих действий. Таким образом, ребята приучаются быть последовательным и самостоятельным до конца.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективного творческого дела, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.
Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого коллективного творческого дела, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.
Во-вторых, подготовка и проведение коллективного творческого дела требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы коллективного творческого дела - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.
В-четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.
На основании этого С. Д. Поляков делает акцент на некоторые новые приемы на всех этапах организации и проведения коллективного творческого дела. Например:
постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо – нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что – то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;
право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких – нет;
подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых;
признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников;
возможность разработки альтернативных проектов и дел;
поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
акцент на добровольность участия во всех делах;
направленность общих дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»);
сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий;
публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело, индивидуальные оригинальные награды;
при анализе коллективного творческого дела: постановка вопросов типа: «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать спасибо?»; выявление личных точек зрения и оценок, различные формы выражения оценок и др.
Коллективная творческая деятельность даёт школьнику возможность:
- реализовать и развить свои способности;
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки;
- формировать способности к рефлексии (анализу) [34, с. 122].
Таким образом, коллективная творческая деятельность позволяет детям раскрыться и творчески реализоваться. Объединившись в коллектив, дети стремятся самоутвердиться, самореализоваться, испытывают свою защищенность и личную свободу.
С целью определения уровня развития творческих способностей была проведена диагностика у учеников 3 «В» класса. Для исследования были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Т. Кудрявцева и В. В.Синельникова. С помощью этих методик был составлен оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, надситуативно – преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
Методика" Солнце в комнате"
Основанием данной методики является реализация воображения.
Цель методики сводится к выявлению способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Для реализации данной методики используется картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце, также карандаш.
При проведении методики необходимо придерживаться инструкции.
Психолог, показывая ребенку картинку, говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". При перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
В ходе исследования педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.
Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
Всего нами было опрошено 24 человека.
Обратимся к обработке и анализу полученных результатов, исходя из результатов, мы выделили три уровня: учащиеся с низким уровнем, со средним уровнем и с высоким уровнем развития реализма воображения.
Проведя диагностику, были получены следующие результаты:
1) у 25% опрошенных детей развитие реализма воображения находится на низком уровне (6 учащихся).
2) у 54 % детей – на среднем уровне, (13 учащихся), которые формально сумели устранить несоответствия или дали простой ответ. Например, нарисовали солнце в другом месте.
3) у 21 % детей развитие реализма воображения находится на высоком уровне. К этой группе относятся шесть детей, сумевшие дать сложный ответ, переделав рисунок и дети, которые смогли отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации.
Методика "Как спасти зайку"
Основанием является надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель методики сводится к оценке способности и превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Для реализации данной методики используется фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
При проведении методики необходимо придерживаться инструкции. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Низкий уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Средний уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Высокий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Проведя диагностику, были получены следующие результаты:
1) у 17 % детей развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений находится на низком уровне. Это 4 учащихся, которые выбрали простой способ, не пытались преобразовать ситуацию, а просто механически перенесли свойство одного предмета в новую ситуацию.
2) у 63 % средний уровень развития данной способности. В этом случае 15 учащихся не выходят за пределы ситуации выбора, но при этом используют предметы в новом виде.
3) у 20 % детей развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений находится на высоком уровне (5 учащихся).
Методика "Дощечка"
Основанием данной методики является детское экспериментирование.
Цель методики сводится к оценке способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Для реализации методики используются: деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см).
При проведении методики необходимо придерживать инструкции: дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Проведя диагностику, были получены следующие результаты:
1) у 17 % учащихся развитие способности к экспериментированию находится на низком уровне. На этом уровне находятся 4 детей, которые придумали три или меньше четырех способов складывания доски.
2) у 50 % детей выявлен средний уровень развития способности к экспериментированию. На этом уровне находятся 12 детей, которые придумали четыре или шесть способов складывания доски.
3) у 33 % детей высокий уровень развития диагностируемой способности. На этом уровне находятся 8 детей, которые придумали больше шести способов складывания доски.
Результаты, полученные по трем методикам, позволили нам распределить учащихся на группы с различным уровнем развития творческих способностей (таблица №1).
Таблица №1
Распределение учащихся на группы с различным уровнем развития
творческих способностей

Ф.И.О.
Реализация
воображения
Надситуативно- преобразовательный характер творческих решений
Способность
к экспери-ментированию
Уровень развития творческих способностей

Виктория
Н.
С.
Н.
Н.

Эмилия
В.
В.
В.
В.

Роман
С.
С.
С.
С.

Анвар
Н.
Н.
Н.
Н.

Милана Г.
В.
В.
С.
В.

Амалия
С.
С.
В.
С.

Ульяна
В.
В.
В.
В.

Алена
С.
С.
С.
С.

Илья
С.
С.
С.
С.

Дмитрий
С.
С.
С.
С.

Тимур
С.
С.
Н.
С.

Лиза
Н.
С.
С.
С.

Милана К.
С.
С.
С.
С.

Диана
С.
С.
С.
С.

Наталья
В.
В.
В.
В.

Карен
Н.
Н.
Н.
Н.

Камилла
С.
С.
В.
С.

Карина
Н.
Н.
Н.
Н.

Алина
В.
В.
В.
В.

Михаил
С.
С.
В.
С.

Ильнар
Н.
Н.
Н.
Н.

Виктория
С.
С.
С.
С.

МиланаШ.
С.
С.
С.
С.

Самир
С.
С.
С.
С.


Диаграмма №1
Критерии:
Реализм воображения.
Надситуативно-преобразовательный характер творческих
решений.
Детское экспериментирование.









Диаграмма №2
Общий уровень развития творческих способностей учащихся







На низком уровне развития творческих способностей оказалось 21% учащихся. Для них характерен низкий уровень развития: воображения (отсутствие ответа, непринятие задания); такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (выбор простого способа выхода решения ситуации; механический перенос готовых свойств в новую ситуацию); способности к экспериментированию (1 -3 неповторяющихся ответов детей).
На среднем уровне развития творческих способностей оказалось 58 % учащихся. Для них характерен средний уровень развития: воображения (формальное устранение несоответствия); такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (учащиеся не выходят за пределы ситуации выбора, но при этом используют предметы в новом виде); способности к экспериментированию (4-6 неповторяющихся ответов детей).
На высоком уровне развития творческих способностей оказалось 21% учащихся. Для них характерен высокий уровень развития: воображения (содержательное устранение несоответствия; умение отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации); такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (самостоятельное преобразование исходной задачи в зависимости от ситуации); способности к экспериментированию (более 6 неповторяющихся ответов детей).
Учащиеся стараются творчески подходить к делу, проявлять фантазию, изобретательность. Однако необходимо применять специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. Проанализировав все методики, определилась группа, которая находится по всем показателям на низком уровне.
В дальнейшем проводились мероприятия, направленные на развитие творческих способностей младших школьников.
Комплекс коллективно-творческих дел
для младших школьников
Опираясь на результаты проведенного исследования, была поставлена цель повысить уровень развития творческих способностей младших школьников посредством организации и проведения коллективной творческой деятельности. Проиллюстрируем это на примере двух коллективных творческих дел.
Коллективная творческая деятельность «Находим друзей»
Целью данного мероприятия является формирование навыков взаимодействия в группе, повышение самооценки детей, развитие творческих способностей.
В мероприятии участвует весь класс.
Общее время проведения: 40-45 минут.
Материалы: мяч, «портреты в лучах солнца» с фотографиями детей; плакаты с поговорками и пословицами о дружбе.
Данное мероприятие разбивается на этапы:
этап. Разминка.
Упражнение «Что я люблю делать»
Учитель: «В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья. Каждый из вас – интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.
Передавая мяч, друг другу, назовите своё имя, скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается. После того как все участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы научиться у других.
этап. Работа по теме занятия.
Упражнение «Найди меня»
Соберите и развесьте на школьной доске принесенные детьми «солнышки» с фотографиями. Попросите детей определить, кто есть кто. Выберите любую фотографию, и пусть каждый участник даст свой вариант ответа. После этого изображенный на фотографии ребенок называет себя. Затем по очереди покажите остальные фотографии. В конце упражнения дети подписывают свои «солнышки» обязательно произносятся учителем добрые слова в адрес ребенка.
Упражнение «Настоящий друг»
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Учитель: Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но и иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются, по мере того как растем и меняемся мы сами. Появляются новые друзья, и иногда исчезают старые. Друзей не бывает много, хотя отношения могут быть теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои переживания.
Попросите каждого ребенка, передавая мяч другому ребенку закончить предложение: «Друг – это тот, кто». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества. Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге, представит его группе.
этап. Дискуссия на тему занятия.
1. Как вы думает, что важнее всего в дружбе?
2. Если бы твой лучший друг, подруга сказала о том, Что ему, ей больше всего в тебе нравится. Как ты думаешь, что именно он сказал бы?
3. А если бы этот человек сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
4. Что мешает дружбе?
5. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
6. Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с дальними друзьями?
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Это упражнение поможет детям научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества.
Попросите детей взять свои «портреты в лучах солнца» и написать на двух-трех лучиках солнышка свои достоинства и положительные качества. После этого попросите их передать свои портреты соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен дополнить список хороших качеств изображенного на фотографии ученика, записывая эти качества на оставшихся лучиках.
Необходимо учесть, что сильные стороны в другом ребенке дети находят быстро, иногда труднее обстоит дело с поиском собственных достоинств. Бывает, что дети пишут что-то обидное, в этом случае следует еще раз напомнить инструкцию и оказать поддержку ребенку, на портрете которого появилась задевающая надпись. Поскольку дети пишут медленно, следует отвести на выполнение этого упражнения достаточно времени.
этап. Обсуждение итогов занятия.
Обсудите действия и чувства всей группы. Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Коллективная творческая деятельность «Я живу в России!»
Цели коллективной творческой деятельности: обобщить знания школьников по истории, культуре, традициям и обычаям нашей страны, нашего народа; повторить знания учащихся в области русского фольклора; развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу и творчество детей; содействовать сплочению классного коллектива.
Ход коллективной творческой деятельности
1. Этап задумки, подготовки коллективной творческой деятельности.
На данном этапе сначала до младших школьников были доведены цели и задачи будущего мероприятия с использованием приема коллективное общение.
2. Этап начальной организации.
Определив цели и задачи, был выбран «Совет дела» - активная группа по подготовке коллективной творческой деятельности.
При выборе «Совета дела» мы старались учитывать не только предложения учащихся о его составе, но и включили в него тех учеников, у которых высокий показатель развития творческих способностей.
Далее мы постарались совместно с «Советом дела» разработать сценарий мероприятия, основные его составляющие. Доведя до сведения учащихся основную тематику коллективной творческой деятельности – национальные традиции России и русский фольклор, - мы попросили ребят выделить основные аспекты, которые им хотелось бы обсудить в ходе проведения коллективной творческой деятельности. При помощи приема «мозговой штурм» были определены: русские народные сказки, история, быт, традиции русского государства и народа, загадки.
Следуя логике проведения коллективной творческой деятельности, следующим шагом стало распределение функций и задач каждого члена совета. При распределении обязанностей членов «Совета» мы постарались организовать такие пары, в которые бы входил и дети с высоким показателем уровня развития творческих способностей и с низким. Мы полагали, что совместная деятельность по решению общих задач сплотит детей и будет способствовать ликвидации негативных эмоциональных отношений, развитию новых творческих идей.
3. Этап оповещения и доведения содержания деятельности до остальных школьников.
На данном этапе мы организовали двух людей для создания пригласительной газеты – афиши, так как они хорошо рисуют. Школьники должны были совместными усилиями нарисовать эту газету и повесить её в классе.
4. Этап проведения коллективной творческой деятельности.
При проведении коллективной творческой деятельности «Совет дела» составил Жюри, которое раздавало наиболее активным участникам жетоны и потом объявляло и награждало победителей.
Слово учителя.
- Дорогие ребята! Тема нашего с вами сегодня мероприятия – «Я люблю тебя, Россия!» Мы поговорим с вами о культуре, истории, литературе, традициях русского народа. Вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях, кто больше назовет правильных ответов на поставленные нами вопросы. В этом мне будет помогать «Совет дела» (представление членов «Совета»). Мы начнем с вами с разминки. Нужно отгадать русские народные загадки.
Конкурс загадок. Их по очереди загадывали два участника (Приложение 2).
Конкурс по истории, культуре и обрядам русского народа. Этот конкурс проводили две участницы (Приложение 3).
Конкурс русских народных сказок. Этот конкурс проводили три участника (Приложение 4).
Подведение итогов конкурсов.
Жюри в составе «Совета дела» подводит итоги, определяет самых эрудированных членов класса и объявляет победителей.
5. Этап подведения итогов коллективной творческой деятельности.
Сначала подведение итогов происходило всеми учениками класса. Каждый смог высказаться по поводу того, что им понравилось, что нет. Как организовал коллективную творческую деятельность «Совет дела», не ошиблись ли они в выборе его членов.
Далее шел анализ проведенного мероприятия членами самого «Совета дела». Мы попросили каждого из них высказаться, соблюдая чувство такта и уважения к своим одноклассникам. Анализируя высказывания младших школьников, мы отметили, что почти все они положительно отзывались о проведенной коллективной деятельности.
В частности, Карен отметил, что, работая совместно с Димой, он узнал о том, что у него дома так много интересных книжек и русских народных сказок, и они уже обменялись парой книг. Амалия выразила большое удовлетворение тем, что «меня объединили с Алиной, у нас все получилось».
После этого следовал анализ со стороны педагога. Мы указали на то, что данная коллективная творческая деятельность прошла в классе на действительно высоком уровне. Это получилось благодаря тому, что мы работали все вместе, мы были едины в выполнении поставленных целей и задач. В заключении мы подчеркнули, что только когда класс вместе, как одна команда, нацелен на какую – либо цель творчески, только тогда можно добиться очень высоких результатов.
Коллективная творческая деятельность «Синема»
Цель коллективной творческой деятельности: познакомить детей с таким видом искусства, как кино; развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу и творчество детей; содействовать сплочению классного коллектива, установлению положительных эмоциональных отношений между детьми.
Ход коллективной творческой деятельности:
1. Этап задумки, подготовки коллективной творческой деятельности.
На данном этапе мы довели до сведения учеников класса цели и задачи предстоящей коллективной творческой деятельности.
2. Этап начальной организации.
Затем на данном этапе мы разбили класс на 3 группы («киностудии»). Формы разбивки могут быть разнообразными: по цветам, по названиям цветов, по номерам и т.д. Мы выбрали разбивку по четырем цветам: желтый, синий, красный. По результатам разбивки в первую «киностудию» вошли девять учеников; во вторую – также девять человек; в третью – девять учащихся.
Благодаря тому, что цвета выбирались разные, в группы вошли дети с разным уровнем развития творческих способностей.
После этого общим решением класса было выбрано Жюри. В данном случае мы старались, чтобы в состав Жюри входили ученики с высоким уровнем развития творческих способностей, чтобы остальные могли участвовать в мероприятии, тем самым постарались повысить уровень развития творческих способностей. Поэтому членами Жюри стали три ученика.
3. Этап проведения коллективного творческого дела.
Вступительное слово учителя.
В начале коллективной творческой деятельности мы сказали ребятам о необычности нашего сегодняшнего мероприятия и о важности предстоящей работы, особенно членов Жюри. Обратившись к ним, мы отметили необходимость объективности и непредвзятости в оценке участников.
Первое задание предложенное «киностудиям» было придумать название своей «киностудии».
После прочтения названий «киностудий» учащимся предлагались специально приготовленные листочки, маркеры, карандаши, фломастеры на которых они должны были нарисовать эмблему своей «киностудии».
Все нарисованные эмблемы отдавали Жюри, которое оценивало, насколько эта эмблема соответствует названию и как она эстетически оформлена.
Затем каждая «киностудия» по очереди называет членам Жюри известные им фильмы. Побеждает тот, кто больше назовет. Потом Жюри подсчитывают количество ответом и называют победителей этого конкурса.
После этого, командам раздаются карточки (по 1 на команду) с названием разных форм передач: «Прогноз погоды», «Новости» и «В мире животных». «Киностудиям» необходимо представить своим коллегам данные формы, задействовав всех участников своей группы, а остальным – отгадать, что за передача была представлена. В это время Жюри смотрит за правильными ответами и на сколько интереснее и творчески участники подошли к заданию.
Учитель озвучивает название фильмов, которые перевёрнуты наоборот, а участники определяют обычное название.
«Черная луна моря» - «Белое солнце пустыни»;
«Василий Иванович остается на прежнем месте работы» - «Иван Васильевич меняет профессию»;
«Ненависть и орлы» - «Любовь и голуби».
Заключительным конкурсом является конкурс, где «киностудиям» необходимо снять один и тот же фильм, например «Колобок», в разных жанрах (комедия, сериал, ужас). Остальные угадывают, в каком жанре снят фильм.
Подведение итогов конкурсов.
Жюри подводит итоги, определяет самых эрудированных и творческих членов класса и объявляет победителей.
4. Этап подведения итогов коллективной творческой деятельности.
На этапе подведения итогов коллективной творческой деятельности все участники высказали свое мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было бы, и надо будет делать впредь. Мы обратились и к Жюри с просьбой оценить свою работу. Легко ли им было оценивать участников? Помогала ли им коллективная работа в оценке «киностудий»? Почему совместно работать легче? Затем участники высказывали свои мнения. В каком конкурсе они столкнулись с проблемами? А какой конкурс оказался легко выполнимым? Был проведен опрос у участников, которые находились в одной команде с учащимися с низким уровнем развития творческих способностей. Учащиеся отметили, что данные ученики были заинтересованы темой мероприятия, проявляли инициативу.
Целью проведенных коллективных творческих дел в 3 «В» классе являлась развитие творческих способностей учащихся класса. Нельзя сказать, что за время, которое мы посвятили подготовке и проведению мероприятий уровень творческого развития существенно изменится. Но динамика этого процесса была отмечена.
Анализируя этапы проведения итогов, проведенных коллективных творческих дел и наблюдая за учениками можно сделать следующие выводы.
Положение учащихся с низким уровнем развития творческих способностей по данным проведенной диагностики существенно изменилось, так как у них появился интерес к творческому подходу к деятельности, при этом после проведения коллективной творческой деятельности у учащихся наладились и межличностные отношения с одноклассниками.
Таким образом, полученные результаты подтвердили необходимость организации коллективной творческой деятельности с младшими школьниками. Это способствует развитию творческих способностей, помогает личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности, а так же способствует развитию взаимной дружбы и симпатии, необходимых для выстраивания положительных отношений в коллективе.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме «Развитие творческих способностей у младших школьников в коллективной творческой деятельности» можно сделать вывод, что младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
В целостной единой системе жизнедеятельности школы реально существуют и действуют коллективные творческие дела (КТД) – не цепочка, не меняющийся калейдоскоп дел, а постоянно работающий принцип совместного выполнения дел, где каждый участник может ответить на вопросы: Зачем? Что? Когда? Где? Как? т. е. свободно формулировать алгоритм действий: его цель, его план, его часть подготовки, его роль в проведении, его слово в анализе, его предложения для следующих дел, которые всем интересны и важны, но, прежде всего, жизненно необходимы ему самому.
Коллективное творческое дело открывает не только практически неограниченные возможности для реализации младшим школьником своих творческих способностей, но и расширяет границы самостоятельности и активности внутри коллектива.
В нашем исследовании мы попытались доказать влияние коллективного творческого дела на развитие творческих способностей младших школьников. Для того был изучен уровень развития творческих способностей учеников; разработан и проведен комплекс мероприятий коллективной творческой деятельности, направленные на развитие творческих способностей младших школьников.
Конечно, за короткий промежуток времени не возможно существенным образом изменить ситуацию по развитию творческих способностей учащихся класса. Но уже то, что у отдельных учеников наметились позитивные сдвиги в динамике развития творческих способностей (инициативность, упорство, уклонение от шаблона, чувство личной ответственности, целеустремленность, положительное отношение к себе и окружающему миру, развитие личностной рефлексии), я считаю положительным результатом проведенной работы. В дальнейшем планируется при работе использовать накопленный теоретический и практический опыт по данной теме и к концу учебного года разработать и провести диагностику по выявлению творческих способностей учащихся. Полагаю, данный опыт будет интересен и полезен учителям нашей школы, они смогут его применить при проведении внеурочной работы, внеклассных мероприятий для сплочения коллектива.






















Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.
2. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш.А. Амонашвили. – Киев, 1991.
3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Под ред. О.В.Кузьменкова - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. – 216 с.
4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. – 312 с.
5.Журнал «Начальная школа» - М.,2000, - №3, 23 с.
6. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. - Издатель: АСТ-Москва., 2008. – 409 с.
7. Иванов И. П. Формула творчества, или Как научиться изобретать. – М.: Просвещение, 1994.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9. Коллективные творческие дела в школе // Классный руководитель. – 2003. – № 3.
10. Коллективные творческие дела в школе // Классный руководитель. – 2003. - № 2.
11. Маленкова Л.И. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Методика коллективных творческих дел // Классный руководитель. – 2004. – № 2. – 488 с.
13. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2004. – 347 с.
14.Турыгина С. В., Кугач А. Н. Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе. – М.: Феникс, 2003.


Приложение 1
Алгоритм организации и проведения КТД

1 этап: поиск 2 этап: целеполагание,
организация


Задачи, содержание, обеспечение


Подготовка сбора - старта


Сбор - старт


Выборы совета дела



3 этап: мозговой штурм, 4 этап:
прогнозирование и планирование реализация целей

План подго-товки

Работа микроколлективов

Провер-ка готовности

Проведение дела



5 этап: анализ, рефлексия 6 этап: последействие

Подготовка коллективного анализа

Сбор –
«огонек»
(анализ)

Реализация решений








Приложение 2
Конкурс загадок.
1. Голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается.
(небо, солнце)
2. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят.
(месяцы в году)
3. Сидит на коне верхом, книги читает, а грамоты не знает.
(очки)
4. Утка ныряла, ныряла, и хвост потеряла.
(нить с иглой)
5. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.
(письмо)
6. Без языка, без голоса, а все расскажет.
(книга)
7. Белый тулупчик сшит без рубчика.
(скорлупа от яйца)
8. И языка нет, а правду скажет.
(зеркало)












Приложение 3
Конкурс по истории, культуре и обрядам русского народа.
1. Как назывался праздник проводов русской зимы? (масленица)
2. Какое значение было обязательным на этом празднике? (блины)
3. Почему именно блины? Что это означало? (блин – сливок солнца)
4. Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)
5. Какую одежду носили русские женщины?
(сарафан, сапожки, душегрейки)
6. Как называлась русская мужская рубашка? (косоворотка)
7. Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти)
8. Что такое «изба»? (деревенский крестьянский дом)
9. Какое дерево является национальным деревом России? (береза)
10. Назовите полюбившийся во всем мире сувенир земли русской.
(матрешка)
11. Какой русский город называли «городом мастеров»? (Тула)
12. Какими ремеслами славилась Тула?
(производством оружия, самоваров, пряников)
13. Чем знаменит был Нижний Новгород? (ярмарками)
14. Назовите великую русскую реку. (Волга)
15. Назовите первую столицу Русского государства. (Киев)
16. Что такое Вече? (общее собрание горожан в Новгороде)
17. Назовите двух русских князей, которые получили почетные прозвища
по названию русских рек. (Александр Невский, Дмитрий Донской)
18. Назовите великих русских писателей и поэтов.
(А. С. Пушкин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. Н. Некрасов и др.)
19. Какие композиторы прославили Россию?
(М. И. Глинка, С. П. Рахманинов, П. И. Чайковский и др.)
20. Назовите великих русских художников.
(И. Шишкин, Васнецов, И. Суриков, Левитан и др.)

Приложение 4
Конкурс русских народных сказок.
1. Кто – то за кого – то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный, общий труд.
(сказка «Репка»)
2. А дорога далека, а корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(сказка «Машенька и медведи»)
3. Ах, ты, Петя – простота, оплошал немножко.
Не послушался кота, выглянул в окошко.
(сказка «Петушок – Золотой гребешок»)
4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
(сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5. Красная девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.
(сказка «Снегурочка»)



















13PAGE 15


13PAGE 14315


13PAGE 15







13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry1 критерий&2 критерий&3 критерий&_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·2 критерий_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·