Статья по теме:СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ РХ «Абаканский строительный техникум»


Педагог-психолог Саутина И.Н.,
Социальный педагог Кокова Е.П.,
ГБПОУ РХ «АСТ»
г. Абакан
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ РХ «Абаканский строительный техникум»
Внедрение новых ФГОС в систему среднего профессионального образования требует существенных изменений в подходе к обучению и воспитанию, а также к подготовке специалистов.
Уровень подготовки молодых специалистов имеет один существенный недостаток: у большинства из них ощущается нехватка практических знаний и навыков работы по специальности.
В тоже время устойчивому получению знаний и навыков по профессии препятствуют ряд факторов:
Несформированное чувство ответственности, инфантильность у многих обучающихся.
Не всегда высокая мотивация к получению профессии, та как подростки приходят поступать на другую специальность, вынуждены обучаться по другой специальности;
3.Призыв юношей во время учебного года не позволяющим им адаптироваться в учреждении.
Социально-психологической службой разработана программа по социально-психологическому сопровождению обучающихся учреждения, которая предполагает комплексный подход, включающий в себя изучение индивидуальных особенностей обучающихся, уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, ведение просветительской, консультационной, развивающей деятельности.
Целью работы социально-психологической службы, является создание социально - психологических условий для развития личности обучающихся и формирование личностных компетенций как условие их успешного обучения.
Отсюда поставлены следующие задачи: мотивирование обучающихся на получение профессии, формирование общих профессиональных компетенций, повышение имиджа простых рабочих профессий, в частности, каменщиков, штукатуров, отделочников.
На решение поставленных целей социально-психологической службой была разработана анкета по изучению социально-профессиональных ожиданий, потребностей, чтобы в дальнейшем видеть в каких аспектах совершенствовать профессиональные навыки и умения у обучающихся.
Анкетирование социальных партнёров и обучающихся проводим на протяжении двух лет на предприятиях, на которых работают наши обучающиеся. Было выявлено, что основными требованиями к выпускнику с точки зрения социальных партнёров, являются следующие аспекты:
стремление работать над собой;
не бояться браться за любую работу;
повышать трудовую дисциплину;
стремление слушать других, работать в команде;
серьёзно относиться к получению профессиональных навыков, знаний, умений;
достигать более высокой квалификации по своей профессии.
Таким образом, требования работодателей сведены к формированию общих и профессиональных компетенций. Человек, обладающий этими компетенциями - конкурентоспособен, успешен и уверен в себе в условиях рыночной экономики, а, следовательно, более востребован современным работодателем.
После заполнения анкеты анализируются и выявляются проблемы которые прописываются в рекомендациях для мастеров и кл.руководителей. Мастера производственного обучения и классные руководители проводят работу по повышению профессиональной мотивации через:
-экскурсии на строительные объекты;
- встречи с успешными выпускниками;
-организацию круглых столов с социальными партнерами;
-участие в училищных, республиканских и российских профессиональных конкурсах;
-премирование лучших обучающихся за хорошую работу на производственной практике.
В результате анкетирования социальных партнеров по каждой специальности получены следующие результаты:
Уровень подготовки практикантов к прохождению производственной практики:
Критерии, года 2014уч.год 2015уч.год
Высокий 28% 47%
Средний 72% 53%
Низкий 0% 0%
Оценка за прохождение производственной практики:
Критерии, года 2014уч.год 2015уч.год
Отлично 3% 6%
Хорошо 89% 89%
Удовлетворительно 8% 5%
По нашему опыту это форма сотрудничества с работодателями является эффективной. Она действительно позволяет отслеживать качество обучения, вносить корректировки. Тесное сотрудничество с социальными партнерами, а именно «Союз строителей Республики Хакасия» привело к награждению грамотами и премированию лучших обучающихся их стипендиального фонда, учрежденного ими. Кроме того, «Союз строителей Республики Хакасия» пригласил наше образовательное учреждение на празднование Дня строителей в драмтеатр, что способствует повышению качества профессионального образования и формированию общих профессиональных компетенций.
Список используемой литературы:
Голубев И.Л., Галецкая Т.А. , Комиссаренко М.С. «Взаимодействие образовательных учреждений и работодателей: проблемы и перспективы подговки специалистов строительной отрасли.» //Профессиональное образование. Столица»-2008-№8
Гейхман, Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л.К. Гейхман // Профессиональное образование. – 2003. – № 5.