Доклад на тему: «Создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»


Тема: «Создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Хочется начать с выдержки из выступления Дмитрия Анатольевича Медведева в 2009 году на заседании Совета при президенте по делам инвалидов 7 апреля
«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»
Уместно вспомнить и послание президента 12 ноября 2009г о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа
«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Инклюзивное образование – это шанс на достойное будущее.
О равных правах на получение образования детей с ОВЗ и детей –инвалидов закреплено на государственном уровне - даны гарантии
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). Статья 43
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 г.) «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Как получают образование данная категория детей в России на примере одного учебного года где, получали образование в России дети с ОВЗ и дети – инвалиды
В 2013 году в массовых общеобразовательных учреждениях
в специальных (коррекционных) классах обучалось 132,2 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;
в обычных классах обучалось 96,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;
в учреждениях специального (коррекционного) образования обучалось 209,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;
для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательное учреждение, организовано обучение на дому.
Предлагаю немного разобраться в принятой терминологии
Инвалид – общепринятый в правовом поле и России термин;
Аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии;
Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Дети с особыми образовательными потребностями - дети, которые нуждаются в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при воспитании и обучении.
Вот эти два термина должны войти в нашу речь на смену термина аномальные дети. Дети особые, требуют помощи в обучении и особых условий. Под особыми условиями следует понимать – образовательное учреждение адаптируется под ребенка и его потребности, а не наоборот.
Что же это за специальные условия?
Специальные условия - это
специальные образовательные программы и методы развития и обучения,
учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы,
индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения (воспитания),
психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с различными нарушениями для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни. Для детей с особыми образовательными потребностями социальная адаптация – это конечный результат.
Инклюзия - это «включение», а инклюзивное образование - это «включение» детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.
В основу инклюзивного образования положено равное отношение ко всем людям, отсутствие любой дискриминации детей, и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, и не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Инклюзивное образование – это процесс взаимодействия педагога, детей без нарушений и детей с ограниченными возможностями , и цель у них одна - познать и усвоить знания, умения, навыки, социального опыта.
Сразу возникает вопрос: родитель сам определяется в образовательном учреждении?
Да сам, но необходимым условием являются рекомендации ПМПК психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), в которых отражается его психофизические особенности и основные рекомендации к определению
вида учреждения;
формы обучения;
основных направлений коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения.
Следует отметить важность работы и тесного сотрудничества школьных психолого – медико – педагогических консилиумов и психолого – медико - педагогических комиссий, потому что – после того как рекомендации ПМПК окажутся на столе директора в работу должен включится школьный консилиум, куда входят специалисты сопровождения – дефектологи, логопеды, социальные педагоги, психологи. Работа начинается с создания адаптированной образовательной программы на основе полученных рекомендаций.
Адаптированная образовательная программа (АОП), если просто сказать включает в себя две части: образовательную и коррекционную. Программа коррекционной работы является обязательным компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) и разрабатывается образовательным учреждением (в лице ПМПк) при организации обучения и воспитания в нем детей с ограниченными возможностями здоровья. Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением
Также она должна включать комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.
А уже на основе адаптированной программы составляется для детей – индивидуальный образовательный маршрут, где прописана коррекционная работа дефектолога, логопеда, психолога, а у ребенка-инвалида - индивидуальный реабилитационный план, где прописана работа выше перечисленных специалистов и медицинских работников.
Познакомимся с принятыми нарушениями. Всего их 9 категорий лиц с недостатками развития:
- неслышащие (глухие),
- слабослышащие,
- незрячие,
- слабовидящие,
- лица с нарушениями речи,
- умственно отсталые,
- лица (преимущественно дети) с задержкой психического развития,
- лица с нарушениями опорно - двигательного аппарата,
- лица с нарушениями эмоционально - волевой сферы.
На сегодняшний день почти для каждой категории предусмотрены специальные образовательные учреждения в нашей республике. Имеются школы-интернаты, школы, детский дом – это по линии мин образ и имеются реабилитационные центры – по линии мин соц защ.
Виды учреждения Образовательные учреждения Реабилитац центры
шк-интершколы детский дом I, II, V 1 3
III, IV 1 VI VII 1 VIII 5 2 Уже сейчас многие из учителей сталкиваются с тем, что в классе обучаются дети VII вида и как от учителей, не имеющих понятия как работать с такими детьми, требуют составлять адаптированные образовательные программы.
Пройдет немного времени и дети с особыми образовательными потребностями появятся в наших классах. Перед учителем встанет вопрос: Как учить? И мы все понимаем, что без специальной подготовки здесь не обойтись. И уже сейчас нашим администрациям школ следует задуматься над вопросом: С чего начать? На первом этапе можно изучить методические рекомендации:
Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и специальных педагогов образовательной организации.
Деятельность педагога, учителя – предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Методические материалы педагогов, учителей – предметников, классных руководителей образовательной организации.
Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Методические материалы для руководителей образовательных организаций.
В инклюзивном классе норма учащихся – 20 человек, количество детей с нарушениями 2 – 3 человека. За каждым ребенком с нарушением закреплен тьютор, имеющий специальное образование) – ассистент учителя.Еще не стихли разговоры среди учительства о ФГОС начального общего образования и дошкольного образования, уже бурно обсуждаются Специальные федеральные государственные образовательные стандарты (СФГОС) для детей с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. - М.: Просвещение, 2014.
Специальный стандарт образования — четыре базовых варианта
Каждый вариант характеризуется по следующим основным параметрам:
итоговому уровню школьного образования и соотношению «академического» и социального компонентов;
структуре основной образовательной программы; результатам обучения на каждой ступени;
условиям, которые должны быть созданы для получения образования данного уровня.
В заключение я хотела пожелать успехов на творческом пути. Спокойствия и благополучия в семьях.