Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении


Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении.
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками направлена на побуждение к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов, например, можно выделить следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия.
1. На предварительном этапе (до встречи с учащимся) необходимо получить предварительную информацию, определить проблему и наметить пути её решения.
2. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим:
особенности данного учащегося (в чём он сам видит проблему),
условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося),
степень готовности профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику).
На данном этапе важно помочь учащемуся сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации доброжелательность и позитивный настрой.
3. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.
4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.
Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:
1. информационно-справочная - может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.
2. диагностическая - направленная в идеале на самопознание, может быть решена с использованием несложных, понятных психодиагностических методик.
3.морально-эмоциональная поддержка самоопределяющегося. Здесь могут быть использованы приёмы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные методики.
Цель такой работы — вселение в старшеклассника оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.
4. Задача — связанная с принятием конкретного решения.
5. Задача — совместное поведение итогов, что важно как для рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.
В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи старшеклассникам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей — процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.
2. Включение в учебно-воспитательный процесс определённого комплекса методик, способствует более успешному выбору профессии подростком.
3. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена использованием различных форм и методов профориентации.
4. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов.