Статья:Развитие взаимодействия семьи и школы средствами артпедагогики в образовательном пространстве начальной школы

Развитие взаимодействия семьи и школы средствами артпедагогики в образовательном пространстве начальной школы
Психосоматические особенности развития значительной части современных детей характеризуются отягощенным состоянием врожденных дисфункций организма, неблагополучием эмоциональной сферы подрастающей личности на фоне негативно провоцирующих социально-экономических факторов жизни. К сожалению, приходится констатировать, что психоаналитическая картина эмоциональных состояний, переживаемых современными школьниками, доминирующе негативная, что является внутренней причиной – «почвой» для развития капризно-упрямого и агрессивно - девиантного их поведения.
В этих условиях от специалистов и родителей требуется иная, нестандартная духовно-психологическая готовность в работе с детьми.
Артпедагогика – синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающий разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного воспитания детей, решающий вопросы формирования и развития основ культуры личности через искусство и творческое самовыражение. [Брикунова С.С.]
Артпедагогический подход направлен на сохранение психоэмоционального здоровья, как детей, так и родителей. Наш опыт показывает, что в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются конструктивные условия для развития способностей творческого самовыражения, мотивации достижения успеха и духовно-нравственного саморазвития.
Развитие чувственной, эстетической культуры личности, ориентированной на господство духовно-нравственных ценностей – одна из основных наших задач. Интуитивное осмысление искусства, художественно-творческая деятельность обеспечивает мягкие образно-игровые формы диалога, не наносящего ущерба здоровью ребенка, а использование конкретного материала способствует накоплению ребенком опыта рефлексии своих состояний, чувств, переживаний, мыслеобразов, отношений. А, по сути, это способ самоисследования внутреннего мира ребенка и путь эмоционально-эстетического и духовно-нравственного его развития.
Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что сущность артпедагогики заключается в её комплексном, культурологическом воздействии на личность с достижением эффектов обучения, воспитания и развития средствами широкого спектра искусств.
Актуальность исследования заключается в способности единения,
сплочения, установление взаимопонимания родителей и детей, создание
благоприятных условий для развития ребёнка.
Вышеизложенные проблемы определили характер и содержание нашего исследования, определяется условиями творческого взаимодействия и сотрудничества учителя, учеников и родителей в образовательном пространстве начальной школы средствами артпедагогики.
Простота алгоритма творческого взаимодействия с ребенком с использованием развивающих пособий таит в себе многочисленные возможности их использования в интегративном процессе эмоционального, интеллектуального и психического развития ребенка, освоение игровых приемов в сотворчестве со своими детьми.
Как известно, компенсирующие, эвристические функции художественных видов деятельности сегодня востребованы как здоровьесберегающие технологии с целью сохранения психоэмоционального здоровья ребенка. А это здоровье проявляется в сдержанности, терпимости, уступчивости, требующей от личности ребенка и взрослого развитой способности эмоциональной отзывчивости.
Необходимость детско-родительского взаимодействия и сотворчества убедительно подчеркивается мыслью известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности». Несомненно и то, что именно в семье складываются убеждения, потребности, интересы, способности, характер, духовный потенциал и душевный мир ребенка.
Сенсорная культура родителей постепенно пополняется приемами создания благоприятной атмосферы, эмоционально-чувственной «подпитки» всех членов семьи.
Наши занятия базируются на синтезе искусств, используя колоссальный развивающий потенциал соединения слова, музыки, живописи, пластического самовыражения.
В ходе занятий мы опираемся на техники артпедагогики и арттерапии, которые призваны помочь родителям в овладении практическими навыками в личностно-ориентированном развитии ребенка средствами искусства. Целью этого сотворчества является, прежде всего, эмоциональное сближение с собственным ребенком, а также создание условий для его творческой самореализации с учетом интеллектуальных возможностей и на основе комфортного эмоционального состояния.
Проводятся такие занятия, как тест « Рисунок семьи», « Герб семьи» «Дерево семьи», «Ангел- хранитель моей семьи» и др.
Занятие « Герб семьи».
Цель занятия:
1. Укрепить семейные связи через совместное творчество;
2. Приобщить родителей и детей к культуре и искусству.
Оборудование:
Цветная бумага, ножницы клей, пластилин, дощечки для работы с пластилином, краски, кисти, цветные карандаши.
Творческое задание:
Каждая семья заранее придумывает девиз своей семьи. После выполнения задания необходимо представить герб своей семьи и назвать девиз.
Ход занятия:
8 июля День Святых покровителей семьи и брака Петра и Февроньи.
Почему этот день назван именами Святых? ( ответы детей).
Немного истории. Князь Пётр был сыном Муромского князя. За несколько лет до вступления на престол он заболел. Во сне он увидел, что может его излечить крестьянка Февронья.
Девушка была мудрой, красивой, доброй, её слушались дикие животные. Князь пообещал жениться, если она его вылечит, но своё слово не сдержал. Болезнь снова возобновилась. Февронья его излечила и он женился на ней.
Прожили Пётр и Февронья в городе Муроме долгую жизнь и умерли в один день и час. Этот день считается Днём семьи и брака.
Сегодня у нас присутствуют замечательные семьи. Символ семьи – ромашка. Это цветок любви, верности и счастья. У нас на доске прикреплён этот цветок. Срывая лепесток, узнаем, как семья представит свой герб.
Возможны варианты: первый лепесток - изобразить герб своей семьи на листе бумаги, второй – вылепить из пластилина, третий- аппликация, далее оригами и др.(возможны повторения). После выполнения работы каждая семья представляет свой герб, девиз.
Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение семей.
Важно знать, что такая совместная деятельность, направленная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порождает сотрудничество как форму взаимодействия.
Анализ процесса взаимодействия семьи и школы средствами артпедагогики в образовательном пространстве начальной школы позволяет выделить критерии его оценки.
Сотворчество (Л. С. Выготский, Ю. Б. Гатанов, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Пешкова и др.), базируется:
на умении всех участников деятельности отстаивать свою точку зрения, не отвергая позиции друг друга, и принимать рациональное решение, т. е. обмениваться опытом и взаимообогащаться;
на диалогическом взаимодействии между участниками творческого процесса;
в создании и участии в игровых ситуациях;
гибкости поведения, доброжелательности, внимательности, наблюдательности, чуткости, требовательности, искренности.
Очень важно, чтобы участие семьи в совместной с детьми деятельности носило творческий характер. Если родители стремятся стать полноправными членами сотворчества детей и взрослых, то они должны способствовать его развитию.

Уровни и показатели правления сотворчества


Высокий
Средний
Низкий


3 балла
2 балла
1 балла

Сотворчество
Осознает, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных.
Активно идет на контакт и взаимодействует при создании творческих союзов в разных формах коллективной деятельности.
Способен к диалогу с другими людьми, с произведениями искусства, с собственной деятельностью.
Терпим, способен воспринимать массу противоречивой информации, не совпадающую с его повседневным опытом и воплощает в продуктах своей деятельности.
Легко входит в игровые и воображаемые ситуации.
Гибкость поведения, доброжелательность, внимательность наблюдательность, чуткость, требовательность, искренность по отношению к окружающим
В процессе игры легко взаимодействует с продуктами своего творчества.
Отсутствие терпимости, настаивает на своей точке зрения без взаимодействия, и сотрудничества.
При создании творческих союзов стремится занять место «лидера», «руководителя», определяя менее значимые роли и четко распределяя задания для товарищей.
Не способен воспринимать противоречивую информацию и воплотить в продуктах своей деятельности.
Медленно входит в игровые и воображаемые ситуации, редко придумывая самостоятельный сюжет.
Самостоятельно не догадывается в использовании продуктов своей творческой деятельности в процессе игры.
Формально сотрудничает с товарищами, делает то, что ему говорят, либо не проявляет никакой активности в совместной деятельности.
Не способен без помощи взрослого войти в игровые и воображаемые ситуации.
Не использует продукты своей творческой деятельности в игре.


Эти критерии могут помочь исследователю и учителю оценить степень соответствия достигнутых результатов сотворчества ребёнка и взрослого.
Таким образом одной из основных форм решения задач взаимодействия семьи и школы средствами артпедагогики в образовательном пространстве начальной школы явилось создание учебного сообщества – группы детей, родителей и учителя, объединяющихся для совместного выполнения творческого задания. Деловое взаимодействие, согласование действий и мнений всех участников совместной работы гораздо эффективнее, чем сумма индивидуальных достижений, которые способствуют к достижению намеченных целей и задач.
Какие педагогические задачи призвано решать сотворчество взрослого и ребенка:
Во-первых, обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном.
Во-вторых, сотрудничество со сверстниками и родителями является дополнительным источником мотивации, которые необходимы для самоопределения ученика.
В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются такие качества как взаимовыручка, поддержка, интересы.
В-четвертых, сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения как умения и навыки чтения, письма и счета.
В-пятых, сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя “со стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и с общим результатом.

Список литературы

Бахтин М.М. Эстетика словастного творчества. М., Искусство, 19986., с.-444.
Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования// Дисс. На соискание учёной степени канд .пед.наук., 2005, с.-173.
Брикунова С. С., Пешкова Н. Г. Критерии оценки творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях искусствами. (статья) // Преемственность в системе дошкольного и начального образования. Материалы областной научно-практической конференции. Ростов-н/Д.: Обл. ИУУ, 1996. 0,5/2 п.л.
Толстых Т.Г. Играем, празднуем, соревнуемся. Волгоград, Изд. «Учитель»,2009, с-5.
Хрисанова Е. Артпедагогика в системе современного воспитания/ Воспитательная работа в школе- 2005,№5, с-38-43.













13PAGE 15


13PAGE 14115