Выступление «Профессиональная ориентация старшеклассников в современных социально-экономических условиях» по теме: «Потенциал ДТДиМ им.И.Х.Садыкова в профессиональном самоопределении учащихся»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ им. И.Х. САДЫКОВА









Выступление
на республиканском семинаре
«Профессиональная ориентация старшеклассников в современных социально-экономических условиях»

по теме: «Потенциал ДТДиМ им.И.Х.Садыкова
в профессиональном самоопределении учащихся»








Разработан методистом
дополнительного образования
Борисовой Э.Ф.








г. Нижнекамск
2016 г.
Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социальноэкономические условия, индивидуальноличностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях. Образовательный процесс в этих учреждениях носит личностноориентированный характер, что актуализирует проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в учреждениях дополнительного образования.
Таким образом, забота учреждений дополнительного образования об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят быть востребованными на рынке труда, становятся крайне актуальными задачами, решив которые, учреждение дополнительного образования поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.
Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению.
Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:
творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний;
коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Таким образом, дополнительное образование существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.
Более 45 лет ДТДиМ им. И.Х.Садыкова функционирует в системе дополнительного образования города, создавая условия для творческого развития детей и подростков, воспитания духовно нравственных ценностей, формирования здорового образа жизни и профессионального самоопределения.
Наш дворец - это многопрофильное учреждение, где созданы условия для работы объединений, способных решать вопрос развития у детей разного возраста способности к самопознанию и самоопределению: Школа раннего развития «Колокольчик», студия спортивного бального танца, хореографические и вокальные ансамбли, объединение «Курай», «Шахматы», детские объединения социально-педагогической направленности «Школа лидера», Учеба актива ГСС, Школа журналистики художественно прикладное и техническое творчество и т.д.
В стенах нашего учреждения жизнь детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, обогащается новыми социальными связями, интересами, ценностями и ориентирами. Для воспитанников школы раннего развития это первичное ознакомление с творческой деятельностью, образное восприятие окружающего мира, когда формируется положительное отношение к профессиям вообще, людям труда их занятиям, происходит усвоение первоначальных трудовых умений в доступных им видах деятельности. Происходит развитие любознательности и интересов, которые в будущем при определенных обстоятельствах могут перерасти в профессионально значимые.
Для младших школьников и подростков это формировании интереса к творческой деятельности на основе более глубокого ознакомления с ней, деятельность предметно-развивающего характера: познавательная, эстетическая, физкультурно-оздоровительная, социально-педагогическая и др. Включенность учащихся в подобные виды деятельности способствует выявлению интересов, склонностей, формированию профессиональной направленности.
Например в детских объединениях «Начальное техническое моделирование», «Компьютерная графика», «Легоробототехника» обучающиеся участвуют в конкурсах компьютерных рисунков, плакатов, презентаций на темы: «Мир профессий», «Моя будущая профессия и др. В детском объединении «Раектокосмическое моделирование» воспитанники не только создают модели ракет и изучают аэродинамику и баллистику, а также приобщаются к профессии конструктора, инженера, механика.
Занятия по декоративно-прикладному искусству не только вооружают учащихся определенной суммой знаний, но и воспитывают наиболее важные личностные качества; аккуратность, терпение самостоятельность. В процессе практической деятельности формируются трудовые умения и навыки, несомненно, имеющие практическую значимость во взрослой жизни наверняка и в будущей профессии.
Несомненно в условиях учреждения дополнительного образования выбор профессии, допрофессиональное самоопределение основаны на увлечении. Любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если человек может делать красивые вещи, стричь, выращивать цветы, составлять компьютерные программы, играть в шахматы, петь, танцевать, то он имеет возможность не только полноценно отдыхать и возможность общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода и даже поворотным пунктом при выборе профессии.





























Список источников
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. // Внешкольник. – 2004. – №12. – Вкладка: С. 4–7.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика).
Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9–11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. – Вако, 2005. – 240 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115



Заголовок 315