Статья по воспитательной работе Использование элементов социально — активных методик в профессиональном самоопределении и социализации школьников

И. Н. Чаплыгина,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ гимназия № 11 г. Елец
Липецкой области

Использование элементов социально - активных методик в профессиональном самоопределении и социализации школьников

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. ( Методический конструктор) Введение Федеральных государственных стандартов нового поколения выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка, его способностей в целях успешной социализации. Инновации определяют использование в педагогической практике новых методов, форм, средств, технологий, ориентированных на личность ребенка, на развитие его способностей, с целью более успешной социализации личности в окружающем пространстве.
Автором термина « социализация» применительно к человеку является американский социолог Гиддингс (понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида), использовавший его в 1887 г. в книге « Теория социализации».
Можно представить определение « социализации» с разных точек зрения.
С позиции социальной психологии «социализация» характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самопознание и активную жизненную позицию. ( Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М., 1995). Социализация – это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества ( И. Кон).
Социальная педагогика рассматривает социализацию как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально - контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование ( Мудрик А. В.).
Социализация – это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу и т.д.( Л. В. Мардахаев).
Данная проблема не оставляет равнодушными научные умы и педагогическую общественность и в настоящее время. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в современных федеральных образовательных стандартах распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально - одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым понятиям общества (человек, семья, Отечества, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Основной целью своей педагогической деятельности считаю оказание помощи детям в основе овладения национально - культурным наследием и общественными ценностями, создание благоприятных условий для развития «самости» личности (самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации), что должно привести её к самодвижению в развитии, раскрытию творческих способностей и успешной социализации.
Максимально развивать каждого ребёнка, способствовать сохранению его неповторимости, раскрытию его талантов и созданию условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования, формировать потребность в саморазвитии, учить понимать себя, свой поступки, мотивы и желания, учить понимать других, дорожить общечеловеческими ценностями, учить самому справляться с жизненными трудностями, быть эмоционально и интеллектуально независимым, готовым к самостоятельному жизненному и профессиональному выбору – основные задачи моей деятельности.
Данные проблемы в настоящее время решаю в ходе реализации авторской программы личностного развития и профессионального самоопределения «Найди себя», которая направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста обучающихся. А также данная программа рассчитана на формирование у детей навыков самоанализа и самооценки, выработку приемов самоконтроля и поиск способов приемлемого самовыражения, профессионального самоопределения.
Именно в этот возрастной период ( программа рассчитана на детей 7-9 класс) у подростков формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на отношения в социуме и на свое место в нем, иными словами - личностные ориентиры человека.
Общение подростков и старшеклассников со сверстниками и взрослыми необходимо рассматривать как важнейшее психологическое условие их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизнедеятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попыткам осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения в социуме.
Общение со сверстниками – необходимое условие психологического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с умным, доброжелательным, нравственно воспитанным взрослым. Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды. Отсутствие такого общения ведет к формированию у детей повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях.
Поэтому перед классным руководителем встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. И одно из возможных решений этой задачи - разработка и использование в своей педагогической деятельности развивающих программ, способных помочь осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти свое дело, которое интересно, заглянуть в будущее. Примером такой программы и является « Найди себя».
Основной целью программы является повышение общей социально- психологической адаптированности учащихся. При этом социально – психологическая адаптация понимается автором как процесс личностного развития в следующих направлениях:
- усвоение общечеловеческих нравственных норм;
- развитие чувства общественной конъюктуры;
- приобретение навыков самоанализа и самооценки;
- самореализация;
- приобретение навыков самоконтроля;
- формирование навыков социально- приемлемого самовыражения;
- формирование навыков профессионального самоопределения.
Программа позволяет решать следующие задачи:
овладение социально – психологическими знаниями;
развитие способности познания себя и других людей;
повышение представлений о собственной Я - концепции, снижение уровня тревожности;
формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;
формирование мотивации для дальнейшего саморазвития участников;
изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для основы более успешного и гармоничного общения с людьми;
создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности и поддержки;
обучение навыкам профессионального самоопределения.
Говоря про профессиональное самоопределение, необходимо отметить, что оно является составляющей частью целостного процесса жизненного самоопределения. Например. А.К. Маркова ( Психология профессионализма, 1996) выделяет пять видов самоопределения:
Жизненное самоопределение.
Профессиональное самоопределение.
Личностное самоопределение.
Социальное самоопределение.
Семейное самоопределение.
Проводя занятия по данной проблеме, мы ни на минуту не забываем, что любой шаг обучающихся в направлении профессионального самоопределения - это одновременно и действие по жизненному самоопределению (а также и по социальному и личностному самоопределению). А ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается обучающийся (в рамках профильной гимназии уже в 7 классе) – это выбор будущей профессии. Правильно сделанный подростками выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем, к успешной социализации личности в окружающем пространстве. Свою работу в этом направлении условно можно разбить на 3 этапа:
На 1 этапе – диагностическом - используются методики на выявление способностей, направленности обучающихся, уровня IQ, мотивации. Данный этап позволяет увидеть совокупность взаимосвязанных показателей избирательности ученика (и ее устойчивости), что составляет основу разработки занятий на определение учебного профиля обучающихся.
В ходе 2 этапа – исследовательского, моя задача состоит в том, чтобы как можно шире раскрыть особенности профессионального мира. Здесь используются такие формы работы как информационные часы общения, встречи с представителями разных профессий, круглые столы, заочные и очные экскурсии на предприятия, часы общения с элементами коммуникативного и игрового тренинга, где подбираются упражнения, которые позволяют ученику выявить склонности к тому или иному виду деятельности, ролевые игры, групповые занятия, направленные на целеполагание, с использованием следующих социально – активных методик: рисуночной арт-терапии, элементов НЛП, комплекса методик на определение учебного профиля Якиманской И.С.
3 этап – итоговый – предполагает диагностическую работы с родителями, знакомство обучающихся с результатами исследования. В данный период использую формы индивидуальной и групповой работы, дискуссии.
На протяжении всей работы результаты каждого этапа заносятся в индивидуальную карту профессионального самоопределения обучающегося с целью последующего совместного обсуждения. На основании которого делается вывод о склонностях ребенка к тому или иному виду деятельности.
В ходе своей работы наряду с положительными результатами встречаются и трудности. Иногда выбор родителей первостепенен, нежели выбор ребенка, отсутствуют определенные способности в направлении выбранной профессии, а также недостаточно четко сформированы цели. Работа с проблемными детьми в профессиональном самоопределении строится индивидуально.
Использование данных форм и методик делает наши встречи более эффективными и содержательными, способствуя реализации поставленных целей и задач. Наряду с положительной динамикой, в процессе профессионального самоопределения происходят изменения в эмоционально - волевой, коммуникативной, познавательной сферах жизнедеятельности обучающихся, а именно: снижение уровня тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития обучающихся, гармонизация образа «я» (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностях, формирование позитивного отношения к окружающим, повышения уровня коммуникабельности и мобильности. Все перечисленное непосредственно ведет к более успешной социализации личности, о чем свидетельствуют высокие достижения учащихся класса, активность в общешкольных мероприятиях, результативность в олимпиадах и конкурсах различных уровней и 3 место ( из 42) класса в рейтинговой системе гимназии.

Список литературы:
Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М. : Просвещение, 2011.
Иванов А.В., Севалкин И.Ю.Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: « Талант», 2012.
Иванов А.В. Социальная педагогика.- М.: АПКиППРО,2009.
Мардахаев Л.В. Основы социально- педагогической технологии.- Рязань: РГПУ, 1999.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М., 2005.
Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков.- СПб.: Питер,2008.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М., 1995.