: «Обеспечение преемственности ступеней дошкольного и начального общего образования через создание игровой среды в начальной школе».


Тема: «Обеспечение преемственности ступеней дошкольного и начального общего образования через создание игровой среды в начальной школе».
Никулина Наталья Алексеевна учитель начальных классов, воспитатель ГПД
В связи с введением новых ФГОС в образовательных учреждениях нашей страны изменились требования к организации учебной и внеурочной деятельности детей. В основе государственных образовательных стандартов лежит деятельностный подход- это значит, что воспитатель, педагог должен делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
В ФГОС начального общего образования одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При этом образовательный процесс в школе строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
В нашей школе для решения проблемы преемственности, т.е. чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, были внесены корректировки в рабочие программы ВУД, где основным видом деятельности стала игровая, и организована игровая среда в группе продленного дня.
В нашей школе в ГПД создается специальная игровая среда, с помощью которой может быть успешно решена проблема перехода учащихся начальной школы от игровой деятельности к учебной. Группа продленного дня начальной школы может стать базой для игровой деятельности учеников младших классов, включив в себя не только настольные игры, но и инвентарь для подвижных игр и игр на свежем воздухе. ГПД поможет в решении проблемы гиподинамии детей. В группе продленного дня проходят игровые праздники, проводятся целевые игровые занятия: «Подвижные игры», «Настольные игры», «Головоломки», «Ребусы» и пр.
С.А. Шмаков подчеркивал, что вхождение детей в культуру идет прежде всего через знаки культуры досуга: игрушки, имитирующие предметы; предметы, используемые как игрушки; условия среды, стимулирующие детей к досуговой деятельности, играм, забавам.
Специально организованная игровая среда может иметь весьма большое влияние на результаты учебной, воспитательной, досуговой работы в начальной школе. Роль игр оказывается чрезвычайно велика. Игру можно использовать для преодоления различных трудностей у детей при переходе из дошкольной в школьную жизнь, например при проблемах в поведении, общении, а так же обучении. В ГПД есть возможность создавать с младшими школьниками своими руками различные предметы для игры и даже сами игры. Игрушки, выполненные руками детей для общей игры в них, имеют высокий воспитательный потенциал. Учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня при работе с картоном может предложить детям сделать простые разрезные (складные) картинки, головоломки. Несколько экземпляров, аккуратно выполненных складных картинок и головоломок помогут организовать соревнования между детьми в классе или группе продленного дня. Конечно, несколько экземпляров игр - это только небольшая база для развития детей и для построения воспитательной работы с классом на основе игры, но даже небольшой набор самодельных игр может стать большим подспорьем в обучении детей.
Внеурочная деятельность первоклассников нашей школы так же основывается на игровой деятельности. Одним из направлений ВУД, где используется игровая деятельность является программа «7-я». Она была разработана нашими учителями на основе ФГОС и с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Было замечено, что при использовании игровой деятельности во время занятий, по данному направлению, дети более сосредоточены на поставленной задаче. Вовлекаясь в процесс обучения, за счет игровой формы, они незаметно для себя, в непринужденной форме, усваивают запланированную учителем информацию. Делая выводы и подводя итоги занятия ребята с удивлением осознают, что они узнали много нового и запомнили все, что им говорил учитель.
Игровая форма на занятиях создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые побуждают и стимулируют у младших школьников интерес к учебной деятельности.
Педагогические игры – достаточно большая группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что есть определенная поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат.
М. А. Бекиш отмечал, что игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании [Бекиш М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. - № 1. – с. 43-45].Можно использовать такие игровые приемы: игра «Веришь- не веришь», игра «Что я вижу». Создать игровые ситуации на занятиях можно и с помощью сказок. Сказка настраивает учащихся на запоминание и соблюдение правил, помогающих организовывать рабочее место.
Благодаря включению во внеурочные занятия игровых моментов, организация внеурочной деятельности обучающихся 1 класса стала более продуктивной и результативной. А анализ детского поведения помогает выстроить программу работы с детским коллективом с учетом интересов и потребностей первоклассников, делает процесс адаптации к школе легче, развивает интерес к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.