Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении.


Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении.
Проблема сохранения здоровья стала  актуальной еще в древности.  Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном.     Во второй половине XIX – начале XX возникла идея «педагогизации среды», в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.      В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени.
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.  Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Одной из главных задач современной школы является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения  детей и подростков к своему здоровью.
В Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, количество здоровых детей продолжает снижаться, что подтверждается данными официальной статистики. Хорошая организация школьного питания, физическое здоровье, создают условия к адаптации наших детей к современной жизни. Комплекс проблем, связанных с организацией здоровьесберегающей деятельности может быть решен с помощью совместных усилий: педагогов, психологов, медиков, родителей.
Сегодня в рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава Ростовской области  работает уникальный Проект, рассчитанный на 5 лет и направленный на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В нем участвуют 100 школ Ростовской области, и наша школа, одна из немногих является участником этого проекта.
В практике работы педагогического коллектива МБОУ СОШ № 14 накоплен положительный опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Схема
Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровье обучающихся, строго следит за соблюдением норм СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, обеспечение учащихся 1- 11 -х классовгорячим питанием, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы - дни Здоровья, дни психологической разгрузки, соревнования по различным видам спорта.  Кроме регулярных уроков физической культуры учащиеся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях. Школьники активно участвуют в спортивной жизни микрорайона и города. Высокий уровень спортивно-оздоровительной работы обеспечивают высококвалифицированные кадры.
Понимая, что полностью реализовать свои учебные возможности может только здоровый ребенок, администрация, педагогический коллектив и родители постарались создать в школе условия для сохранения и укрепления здоровья каждого ученика. Начиная с 2000 года, была проведена большая организационная и методическая работа по поиску и внедрению в практику здоровьесберегающих технологий. В целях сохранения психологического здоровья учащихся была создана школьная психологическая и социальная служба.
К решению проблем здоровья обучающихся, подключились все участники образовательного процесса. Одновременно велась просветительская работа среди родителей на собраниях и встречах с медицинскими работниками.
Представления об элементарных правилах сохранения здоровья формировались у школьников в ходе бесед учителей о необходимости бережного отношения к своему здоровью, следования этим правилам, разучивания специальных комплексов упражнений и физкультминуток для снятия зрительного и мышечного напряжения, проведения дней здоровья во всех классах школы. В кабинетах создавалась сенсорно-двигательная среда по технологии В.Ф. Базарного, оформлялись "Уголки здоровья".
Педагоги с пониманием отнеслись к смещению акцентов в своей работе в сторону использования здоровьесберегающих технологий, но отметили, что им необходимо повысить свое педагогическое мастерство в данном направлении. Учитывая пожелания коллектива, администрацией были проведены педагогический совет «Здоровьесберегающая организация учебного процесса» и несколько семинаров для учителей по освоению здоровьесберегающих технологий в рамках школы. Увеличилось число учителей, обеспечивающих учебный процесс в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения.
Ценность знакомства педагогов с технологией В.Ф. Базарного состояла в том, что они увидели возможность сохранить здоровье детей. Это способствовало появлению высокой мотивации учителей для совершенствования своей педагогической деятельности. Практический опыт школы показал, что работа только по укреплению физического здоровья учащихся не дает ожидаемых результатов - здоровье школьников улучшается, но незначительно. Нужно организовать образовательный процесс так, чтобы он содействовал нравственному, психическому и физическому благополучию.
В связи с этим, в системе образования назрела необходимость создания здоровьесберегающей среды и комплексной системы мер, которая позволит отслеживать уровень развития и состояние здоровья детей в школе, основываясь на данных мониторинга их психологических и физиологических показателях, осуществляемого на протяжении всего периода обучения.
В 2012 году наша школа стала участником областного пилотного проекта по здоровьесбережению. Проект направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.
Этому способствует использование инновационного аппаратно-программного комплекса «АРМИС», который позволит осуществить квалифицированную диагностику, своевременно и быстро выявить отклонения в здоровье и развитии ребенка, дать необходимые рекомендации. А как показывает практика организации медицинской помощи гораздо эффективнее на стадии, когда болезнь еще не проявила себя. Полученные данные, также помогут качественно улучшить учебный процесс, выбрать формы и методы обучения, способствующие здоровьесбережению школьников. Анализ обобщенных данных позволит министерству образования и муниципальным органам управления образованием Ростовской области своевременно решать возникающие проблемы по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, а также внедрять новые здоровьесберегающие технологии и подходы.
Для координации деятельности школ вступивших в проект, а также осуществления научно-методической, экспертной, организационной поддержки создан Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области как структурное подразделение ГБОУ РО "Областной центр психолого-педагогическое реабилитации и коррекции",в котором родители могут получить данные о состоянии своего ребенка.
В нашей школе разработана программа «Здоровая школа». Важно, что программа рассматривает здоровье как одно целое трёх начал: психического, социально-нравственного и физического здоровья. Только в такой совокупности можно достичь результатов. Проблема достижения и удержания высоких качественных результатов прямо связана с освоением новых образовательных технологий. В центре внимания здоровьесберегающих технологий находится ученик, вокруг которого непрерывной взаимосвязанной цепочкой: классные руководители, педагоги, родители, медицинские работники, психологи и другие заинтересованные лица и службы.
Проект «Здоровя школа», выделяя здоровьесберегающий подход к обучению в качестве базовой образовательной стратегии, предполагает такую организацию образовательного процесса, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям возрастного, психофизиологического и социального развития учащихся, способствовала устранению чрезмерных учебных нагрузок, что в комплексе обеспечивает сохранение здоровьесодержащего потенциала детей и молодежи.
Суть концепции МБОУ СОШ №14 заключается в достижении средствами модернизации содержания образования при наличии адекватной системы психологопедагогического мониторинга основных социально-педагогических целей: создание базы жизненно-необходимых знаний, достаточной для осознанного выбора каждым школьником и последующего освоения профессиональных образовательных программ, совершенствование личностных качеств, необходимых для самоопределения и самореализации личности, формирование человека- гражданина, патриота своей станы, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на развитие этого общества.
Педагогический коллектив считает, что для реализации данной концептуальной линии необходимо создание в образовательном учреждении специальных условий, методов и средств обучения с учетом региональных, социальных и, в первую очередь, психофизиологических особенностей человека в динамике его личностного развития.
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
Задачи:
оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
реализация системы профилактических мероприятий;
организация физкультурно-массовых мероприятий;
оптимизация системы психологической помощи учащимся;
формирование благоприятного морально-психологического климата вученических и педагогическом коллективах.
Срок реализации: 2012-2016годы.
Ожидаемые результаты:
в 1,5 раза снизить заболеваемость школьников острыми респираторными заболеваниями;
на 20 процентов снизить число хронических заболеваний рецидивов у обучающихся и педагогов;
на 20 процентов снизить количество психоэмоциональных расстройств;
повысить уровень физической подготовки школьников;
улучшить успеваемость на 10-15 процентов;
-увеличить количество обучающихся с положительной самооценкой.
В настоящее время в школе работает педагогический коллектив высококвалифицированных и творческих единомышленников, который реализует инновационный проект «Здоровая школа».
Целенаправленная научно-методическая работа, выстроенная система повышения квалификации педагогических кадров обеспечивают развитие профессиональной компетентности педагога и готовность к активным действиям в вопросах здоровьесбережения. Важно, чтобы здоровьесберегающий компонент стал неотъемлемой частью
профессиональной и личностной позиции самого педагога – передать можно только то, чем хорошо владеешь сам. В своей работе учителя-предметники активно включают здоровьесберегающий компонент в содержание урока, интегрируют межпредметное взаимодействие, широко используют игровые
практики, исследовательские методы работы, направленные на эффективное усвоение материала и формирование осознанного отношения к необходимости ведения здорового образа жизни. Хороших результатов по использованию здоровьесберегающих технологий добились учителя начальных классов.
Практическая реализация программы ведется по нескольким направлениям:
Сотрудничество с родителями Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить ежедневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием, поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе. Для того чтобы упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников предстоит организовать работу по следующим направлениям:
формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
организация родительского всеобуча по тематике «Здоровый ребенок – здоровое общество» (выпуск газет, журналов, проведение цикла лекций);
разработать программу по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной помощи;
индивидуальные беседы и консультации.
Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, ведется  параллельно с просветительной работой с родителями. В школе регулярно проводятся конкурсы плакатов "Нет наркотикам!", "Нет сигарете!", экологические конкурсы и викторины. Учащиеся школы под руководством учителя ОБЖ  ведут пасторта здоровья. Все учащиеся средней школы посещают кинолекторий "Будь здоров". Перед детьми и их родителями выступают врачи поликлиники, а также психологи и социальные педагоги.
Большое внимание в системе здоровьесберегающей работы школы имеет проектная деятельность учащихся, которую возглавляет учитель……, руководитель научного общества "…..".  На весенней проектной неделе учащиеся школы защищают индивидуальные и групповые проекты, в том числе и по проблемам сохранения здоровья учащихся. Проектные и исследовательские работы учащихся хранятся в методическом кабинете школы и активно используются учителями при проведении классных часов и других мероприятий, целью которых является формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.
В летний период все желающие учащиеся начальной и средней школы могут поправить здоровье и отдохнуть в школьном оздоровительном лагере «Солнышко». Кроме профилактики ребят здесь ждет интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования и веселые старты.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального образования реализуется нашим образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно-оздоровительное.
Занятия спортивно-оздоровительного направления включают в себя подвижные игры , физкультминутки на уроках, организацию
активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе ,занятия с психологом в клубе “Здоровейка”, спортивно-массовые и
физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия, такие, как школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
Система работы школьного медицинского работника по оздоровлениюучащихся
Медицинский работник школы организует проведение:
-медицинского обслуживания как учащихся, так и педагогического коллектива;
-регулярных медицинских осмотров, профилактических осмотров по предотвращению инфекционных заболеваний;
-бесед, инструктажей учащихся и учителей по предупреждению травматизма.
Медицинский работник школы контролирует:
-проведение ежегодных профилактических дезинфекционных работ в местах общего пользования;
-соблюдение работниками пищеблока санитарных правил при организации питания учащихся.
Медицинский работник школы контролирует и разрабатывает график текущей и генеральных уборок, проветриваний учебных и санитарных помещений;
осуществляет мероприятия по повышению квалификации персонала в вопросах профилактики инфекционных заболеваний,
-44450537845№ п/п Мероприятие
1. Профилактический медицинский осмотр школьников в начале учебного года
2. Опрос родителей и учащихся для выявления жалоб, характерных дляизменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной,мочевыделительной системах; заболеваний носоглотки; аллергическихсостояний3. Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков
4. Измерение артериального давления для выявления гипертонических игипотонических состояний
5. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата
6. Исследование остроты зрения
7. Выявление нарушений слуха
8. Оценка уровня физической подготовленности школьников
9. Проведение профилактических прививок
10 Проведение бесед и лекций с учащимися о здоровом образе жизни ипрофилактике различных заболеваний
Мероприятия, проводимые школьным медицинским работником:
00№ п/п Мероприятие
1. Профилактический медицинский осмотр школьников в начале учебного года
2. Опрос родителей и учащихся для выявления жалоб, характерных дляизменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной,мочевыделительной системах; заболеваний носоглотки; аллергическихсостояний3. Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков
4. Измерение артериального давления для выявления гипертонических игипотонических состояний
5. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата
6. Исследование остроты зрения
7. Выявление нарушений слуха
8. Оценка уровня физической подготовленности школьников
9. Проведение профилактических прививок
10 Проведение бесед и лекций с учащимися о здоровом образе жизни ипрофилактике различных заболеваний
Мероприятия, проводимые школьным медицинским работником:

работает, руководствуясь годовым планом работы.
Система работы школьного психолога и социального педагога
В нашей школе психолог совместно с социальным педагогом проводят работу по укреплению и сохранению здоровья учащихся, которая включает в себя:
-поддержку процесса адаптации первоклассников к школе, учащихся 5-х, 10-х классов- к новым условиям обучения;
-групповые и индивидуальные консультации, профилактические и просветительские занятия с родителями;
-групповые занятия в классах, ориентированные на овладение элементарными навыками ведения ЗОЖ;
-тренинговые занятия с учащимися, на которых используются игры и упражнения, позволяющие установить в классе обстановку доверия и доброжелательности,что улучшает взаимоотношения в системе «учитель-ученик»;
-тренинги для старшеклассников по теме «Как успешно сдать экзамены и сохранить здоровье?», «Психологическая защита в стрессовой ситуации в период экзаменов».
Кроме того, в течение всего учебного года психолог проводит индивидуальные консультации для учащихся, по проблемам психического здоровья.
Важной задачей работы психолога и социального педагога является организация и проведение работы со школьниками, требующими к себе особого внимания: детьми из малообеспеченных семей, со сниженными интеллектуальными способностями, сниженной самооценкой, испытывающими трудности в обучении и общении. Поэтому в системуработы социального педагога и психолога входят развивающие занятия, которые способствуют развитию социальной адаптации и саморегуляции «трудных» детей.
На родительских собраниях психолог знакомит родителей с психофизиологическими особенностями того или иного возраста школьников. С этой целью проводятся родительские собрания на темы:
-Свободное время и семейный досуг;
-Подросток в мире вредных привычек;
-Как влияют семейные отношения на успеваемость ребенка;
-Что делать, если подросток курит?
- Что делать, если подросток попал в дурную компанию?
-Роль семьи в развитии моральных качеств подростков;
-Что делать, если родители заметили, что их дети употребляют наркотики?
-Я и мой ребенок - поиски взаимопонимания.
Социальный педагог и школьный психолог оказывают индивидуальную помощь и консультирование родителей по проблемам поведения и общения с детьми, ведут журнал учета консультаций, тетрадь посещений на дому. Работая в тесном сотрудничестве с классными руководителями и медицинским работником, они проводят в классах беседыпо темам:
-Гигиена тела;
-Гигиена одежды и обуви;
-Правильное дыхание;
-Профилактика различных заболеваний;
-Лечебная физкультура при неврозах;
Психолог и социальный педагог проводят идеи самопознания и самоопределения жизненных ценностей и смыслов старшеклассников. Со старшеклассниками они организуют классные часы с участием инспектора ПДН и психолога:
-Суд над табаком;
-Курильщик-сам себе могильщик;
-По ком звонит колокол?
-В здоровом теле- здоровый дух;
-Правда и ложь о СПИДе;
-Знаете ли вы себя?
-Мое уникальное «Я»;
-Я- глазами других;
-Как превратить свои недостатки в достоинства?
-Ценности личности;
-Что такое уверенность в себе?
-Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения.Тематика классных часовДля учащихся 1-4 классов:
Мое тело
Мои эмоции
Как не заболеть, когда другие болеют?
Как правильно пользоваться лекарствами?
Я и моя безопасностьДля учащихся 5-7 классов:
Я расту, я меняюсь
Мир кожи
О табакокуренииГигиена-это трудно?
Как справиться с плохим настроением?
Способы решения конфликтов с родителями
Можно ли рисковать по-умному?
Что такое ответственность?
Для учащихся 8-9 классов:
Каким ты выглядишь в глазах других?
Ты и наркотики
Умение принимать решение
Конфликты и компромисс
Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом
Как правильно принимать лекарственные средства?
Умеешь ли ты говорить «нет»?
Для учащихся 10-11 классов:
Неповторимость индивидуальности
Стоп! Наркотики!
Точки зрения других
Я выбираю здоровье
«Крутой» или уверенный в себе?3ащита против жестокого обращения
Как помочь при отравлении лекарствами?
Человек и наркотики: кому и зачем это нужно?
В заключении, хотелось бы подчеркнуть – никакие усилия и старания, никакие цели не могут быть достойны, если не ориентированы на сохранение и укрепление здоровья наших учеников. Отдельно взятые мероприятия, даже проведённые на самом высоком уровне, не дадут желаемого устойчивого эффекта – здоровьесберегающее качество образовательного процесса.
Работа должна строиться системно, охватывать компоненты образовательного процесса, отвечать здоровьесберегающим потребностям и запросам его субъектов, быть разносторонней по содержанию, формам и средствам реализации.