Статья по теме: Читательская компетентность.


Ильина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия№16»
г.о. Мытищи
Читательская компетентность
Приятная для слуха речь –
своего рода музыка.
Аристотель
Читательская компетентность
это свойство личности, проявляющееся в духовной потребности в чтении как способе познания мира и самопознания, определяющееся широтой читательского кругозора, владением разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) и умением их применять в соответствии с образовательными и практическими задачами; владением приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста на основе освоения элементарных литературоведческих представлений.
Необходимо осуществлять мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. Цель: получение и фиксация информации о динамике формирования планируемых результатов младших школьников (читательской компетенции) для принятия решения о внесении необходимых изменений в образовательный процесс с целью его коррекции. Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая форма мониторинга результатов обучения, он осуществляется в процессе формирования планируемых результатов и может проводиться на основе заданий, как в устной, так и в письменной форме. Функциональным назначением текущего контроля является своевременная корректировка педагогом совместной деятельности с учащимися, внесения в неё изменений, планирование последующего обучения с учётом достижений и проблем учащихся с целью предупреждения их неуспеваемости. Текущий осуществляется систематически и, как правило, в скрытой форме.
Так, в первом классе осваиваются
1.способы чтения (слого-аналитический;
целыми словами и словосочетаниями и фразами, понимание содержания текста при чтении молча; …).
2.работа над пониманием прочитанных слов, предложений, небольших текстов.
Трудности в чтении такие, как Замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавление слов.
плохая ориентация в пространстве, низкий уровень восприятия – процесса создания образов окружающего мира.
Узкая зона бокового зрения – количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Препятствует быстрому и правильному чтению.
Недостаточный уровень зрительного анализа. Дети путают буквы.
Необходимы определённые упражнения для развития :восприятия, внимания и памяти.

Тест Мюнстерберга Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп» Время выполнения задания — 2 минуты
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхтОбработка результатов и интерпретация
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). В тексте содержится 25 слов. Хорошим считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов.
Ключ
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхтВыделяют недостатки чтения
Регрессии – неоправданные механические возвраты к уже прочитанному – самый распространённый недостаток. Это замедляет процесс чтения.
Артикуляция – внутреннее проговаривание читаемого текста (скорость говорения в 4 раза меньше скорости работы мысли).
Малое поле зрения.
Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования – умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки (антиципация)
Низкий уровень организации внимания
Отсутствие гибкой стратегии чтения.
Все задания по развитию читательских навыков помогают избежать недостатков в чтении. Такой приём, как умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки эффективен.
Продолжи предложения и текст.
 Родился зай.... в лесу и всего боял.... .Треснет где-ниб... сучок, вспорхнёт пти..., упадёт с дере... ком снега — у зайч... душа в пятки. Боял... зайчик день, боял... два, боял... "неделю, боялся год, а потом вырос он боль..., и вдруг надо... ему боять....
Промежуточный контроль осуществляется с . целью: установление соответствия достижений учащихся требованиям ФГОС НОО к планируемым результатам младших школьников по годам обучения.
В первом классе предметом промежуточного контроля являются, например, планируемые результаты, достижение которых соответствует окончанию букварного периода.
  Итоговый контроль проводится в виде итоговой работы с целью выявления у учащихся 4-х классов основных результатов обучения.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Общие подходы к оцениванию достижения планируемых результатов в урочной и внеурочной деятельности. Оценивание должно быть критериальным
Критерии оценивания должны быть известны не только учителю, но и ученику, как полноправному участнику образовательного процесса.
Литература:
Статья сформирована на основе материалов по курсу. «Читательская компетентность», Акаде́мия социа́льного управле́ния (АСОУ).