Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе.

Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе
Есть в современной науке понятие – функциональная грамотность. Это не просто умение читать, а умение понимать смысл любого, самого заковыристого текста. В каком-то смысле это самое важное умение, которое вырабатывает у себя ученик в начальной школе. Выработает – сможет легко учиться дальше, не выработает – дальнейшее обучение будет затруднено.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:
- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственном воспитании; - понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочниками для понимания и получения
дополнительной информации..
Поэтому, научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Чтобы добиться этого использую следующие приёмы и методы работы:
1) В1 классе использую тексты зрительных диктантов И.Т.Федоренко.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
2) Жужжащее чтение. В начале каждого урока дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.. Жужжащее чтение - это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3) .Многократность чтения В течении одной минуты дети читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции обучающегося, ему хочется читать ещё .
4) Приём стимулирования учащихся. В конце урока производится контроль чтения т.е. чтение в течении одной минуты вполголоса, затем дети считают сколько слов они прочитали и записывают свой результат в тетрадь.
5) Чтение – спринт. На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы, идёт знакомство с работой по толковому словарю, идёт объяснение трудных слов. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
6)Ежедневно использую пособие по чтению «Блицконтроль скорости чтения и понимания текста» (М.В.Беденко, А.Н.Савельев)
Это пособие - тренажёр по функциональной грамотности. Оно содержит много коротких, но написанных довольно «взрослым» языком текстов и несколько вопросов к каждому тексту. По тому, что ответил ребёнок на эти вопросы, сужу о том, что он понял в тексте, что пробежало мимо его внимания.
Интересное содержание текстов помогает детям преодолевать трудности чтения. Неожиданные, новые факты помогают мне формировать у ребёнка стремление к познанию, необходимое для успешного обучения
В ходе исследования по формированию навыков выразительного, осознанного и беглого чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Быстрое чтение активизирует процессы мышления, воображения и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, повысилась успеваемость.






























Список литературы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010 2.Сборник программ. Образовательная система « Школа 2100» М. БАЛАСС 2010. Программа «Чтение и начальное литературное образование» 3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. К., Педагогика, 2003Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения» 4.Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 №6 – с. 24-46. 5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г. 6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995. 7. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. №3. – с. 67-69.



Заголовок 115