Читательская компетентность младших школьников


МБОУ СОШ №1
Г. Холмска
«Читательская компетентность младших школьников»
Опыт работы Емановой Анжелики Владимировны
учителя начальных классов
2014
Содержание:
1.Введение.
2.Проблема опыта.
3.Актуальность.
4.Ведущая педагогическая идея опыта.
5.Технология опыта.
6.Результативность.
7.Заключение.
Введение.
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь!
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
2.Проблема опыта
Передо мной встала проблема: Как сформировать читательскую компетенцию у младшего школьника?
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
4.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для формирования читательской компетентности у младших школьников. Для их успешной, активной, сознательной деятельности.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий.
«Универсальные учебные действия»:
- В широком значении: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию, посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В узком (значении) совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность посредством самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный , познавательный и коммуникативный. Подробнее остановлюсь на познавательных УУД, т.к это тесно связано с формированием читательской компетентности.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия.
Почему многие дети мало читают? Почему уроки чтения многие дети не любят? Почему многие дети вообще не любят читать?
Моя педагогическая практика показывает, что маленькие дети с трудом овладевают навыком чтения. Самостоятельное чтение для них - процесс, требующий напряжения сил и порой, не приносящий никакого удовольствия. Первые трудности могут навсегда отвратить ребенка от чтения. Возможно, именно поэтому среди младших школьников так редко встречаются читающие дети, а особенно читающие много и с удовольствием. Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
5.Технология опыта.
Особенности формирования читательской компетентности
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
•умение правильно прочитывать слова;
•понимать смысл текста;
•выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.
Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Задачи:
Научить:
• осознанно, правильно, выразительно читать;
•извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
•самостоятельно выбирать книги для чтения;
•работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
•высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
•самостоятельно выбирать книги для чтения.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
•1 классподготовительный,
•2 классначальный,
•3 классосновной,
•4 классзаключительный.
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.
Этап Круг чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности Виды библиотечно-библиографической помощи Основные понятия
П
О
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й
- детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;
- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;
- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы. - восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;
- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;
- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей. - книжная выставка
- рекомендательный плакат
- рисунок; (иллюстрация),
- обложка,
- надписи,
- страницы,
- заглавие (книги, произведения),
- фамилия автора;
-понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник,
- темы чтения,
- книжная выставка.
Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.
В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений: Жужжащее чтение.
Пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения, т. к. в этой методике каждый ученик одновременно со всеми упражняется в течение не более 2-х минут.
Ежеурочные 5-минутные чтения.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, т.е. 8 часов, когда он спит, человек находится под их впечатлением.
Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.
Режим щадящего чтения просто необходим, если ребенок не любит читать, т.е. у него возникают трудности при чтении. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать.
Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Интенсивному развитию навыка могут способствовать целенаправленные упражнения для обучения чтению:
1) Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка».
296799014986029679902355852072640149860002072640736601110615235585001110615149860ЛОБАЖУНЯ
ЛИСА
ЖАСИНЯКИ
Читаем слова с наращиванием:
148590225425148589168275148590168276148589168275148590168275001485901682760 ПО - ВАР, ЖАР, СМЕЙ, ПЕЙ, ШЁЛ, ВЁЛ

.
Различные виды чтения: - чтение шепотом, затем громко, затем про себя
- хоровое чтение;
- чтение в парах;
- чтение одновременно с ведущим;
- чтение с убыстрением темпа;
- чтение в темпе скороговорки и т. д.
2) Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Логические упражнения.
а) Что общего в словах и чем они различаются?
Мел- мель, мал – мял, мыл – мил
б) Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
3. Работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
А) Составь текст (перестановка предложений ).
Тексты подбираются к теме урока.
Б) Составь предложения ( 3-4 ) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.


В) Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
4.Упражнения для формирования правильности чтения.
А) Найди лишнюю букву:
О, И, Б, Я, У.
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.
Задание: сегодня мы вычёркиваем только букву И. Завтра- другую и т. д.
Б) Назови картинки – 5 предметов ( далее больше ).
5.Упражнения, развивающие скорость чтения.
а) « Игра в прятки».
Указывается страница учебника ( любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
б) Чтение со счетом слов.
Памятка:
плотно сожми губы и зубы;
читай только глазами;
читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
ответь на вопрос к тексту (даётся перед чтением).
в) Чтение под звуковой ориентир.
6. Упражнения для развития выразительности чтения.
а) Чтение слова с разными оттенками интонации.
б) Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
в) Упражнения для дыхания.
г) Упражнения для развития голоса.
д) Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
е) Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
Целенаправленного внимания требует формирования у детей чтения про себя..
•упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );
•упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);
•упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память
( зрительные диктанты по системе Федоренко);
•упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
•«игра в прятки»,
•«мнимое слово»,
•чтение за «диктором»,
•синхронное чтение «буксиром»;
•«подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
•наглядные пособия;
•демонстрационные картины;
•учебные таблицы,
•иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
•книги;
•электронные презентации.
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
•показ учащимся книги, которую предстоит читать;
•подготовка детей к восприятию избранного произведения;
•чтение учителем этого произведения вслух;
•рекомендации к самостоятельной работе дома.
Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждает у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).
Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении, обращалось внимание детей на то, что
•относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения;
•мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать.
Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух была названа беседой-дискуссией.
В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
С целью интенсификации бесед-дискуссий с учётом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приёмы инсценирования и устного словесного рисования.
В результате проведенной работы на подготовительном этапе удалось зафиксировать следующие результаты:
1)оптимальный уровень усвоения первоклассниками содержания прослушанных на уроках внеклассного чтения произведений, о чем свидетельствовали: безошибочное воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам.
2)интенсивно нарастающий интерес к самостоятельному чтению книг.
3)незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.
Способность правильно называть прочитанные книги у первоклассников не проявлялась и интерес к определенным книгам не фиксировался – первоклассники одинаково охотно брали любую книгу, которую им давал библиотекарь или учитель, и утверждали, что хотят читать всякие книги. Активное желание первоклассников читать книги, участвовать в работе на занятиях внеклассным чтением и во всех мероприятиях, связанных с книгой, во внеурочное время (утренниках, праздниках) меня очень обрадовало.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависел от взрослого квалифицированного читателя. Тема «Как знакомиться с книгой» была центральной в беседах по литературному чтению во II полугодии.
Во внеурочное время читательская деятельность первоклассников благодаря возникшему интересу к книгам и системе рекомендательных домашних заданий приобрела устойчивую ситуативную активность. Диаграмма 1 отражает интерес к самостоятельному чтению, а также количественные и качественные показатели знания учащимися книг из доступного им круга чтения.
Диаграмма 1. Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
1-ого года обучения
Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Рассмотрим, как изменилось содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.
Этап Круг чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности Виды библиотечно-библиографической помощи Основные понятия
Н
А
Ч
А
Л
Ь
Н
Ы
Й
- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов. ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения
- усложненный рекомендательный плакат;
- книжная выставка – авторская и тематическая;
- картотека обложек.
- название книги (заглавие, фамилия автора);
- переплет, корешок; - оглавление (содержание);
понятия, которые будут углубляться:
- сборник – авторский и тематический,
- темы чтения,
- картотека, карточка (на книгу).
Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находилась в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.
1) оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки.
2) подбор книг по теме
На основании оценки полученных результатов второй год работы с детьми был посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.
Особое внимание уделялось развитию оперативной памяти. Это было связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развилась настолько, что каждый ребенок мог запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шёл гораздо быстрее.
Формированию оптимальной скорости чтения способствовало применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.
Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.
6.Результативность
Результаты, которые были получены к концу 2-го года обучения, оказались следующими:
1)читательская деятельность резко разделилась для учащихся на деятельность к уроку внеклассного чтения и для себя;
2)влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков;
3)книги, прочитанные к урокам внеклассного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие);
4)умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках внеклассного чтения.
Результаты сформированного у второклассников типа правильной читательской деятельности наглядно можно продемонстрировать следующей диаграммой
-90868544958000Диаграмма 2.Уровень сформированности читательской компетентности к концу 2 года обучения
Условные обозначения
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают , о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Сопоставляя полученные результаты с результатами первого года обучения, следует признать, что все показатели сформированности основ читательской компетентности значительно улучшились. Это связано и с возрастными особенностями: дети серьезнее стали готовиться к урокам, у учащихся улучшилась оперативная память, им легче стало ориентироваться в книгах. Если в первом классе 16% учащихся читали книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения, то во втором классе - 50%.
Нет сомнения, что на читательскую подготовку второклассников большое влияние оказал достаточно простой способ совершенствования читательской активности – еженедельный просмотр учащимися выставки книг, прочитанных классом по теме предстоящего урока, а также определение содержания 2-3 абсолютно незнакомых детям книг с понятной им учебной целью. К концу года в классе выделились читатели-лидеры. Это были не отличники, а просто весьма любознательные, наиболее развитые и бегло читающие дети.
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг были обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагал учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их.
Рассматривая и читая заинтересовавшие книги, дети, сопоставляли эти книги по определенному признаку, стараясь выбрать материал, наиболее соответствующий цели предстоящего занятия. Например, если к уроку внеклассного чтения было дано задание не только познакомиться с рассказами В.В. Чаплиной, но и узнать из книг о жизни писательницы, то ребенок, действующий квалифицированно и осмысленно, старался принести на урок такую книгу, где кроме рассказов, есть предисловие со сведениями об авторе.
Содержание обучения на основном этапе расширялось и углублялось.
Этап Круг чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности Виды библиотечно-библиографической помощи
О
С
Н
О
В
Н
О
Й
- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
-детский журнал, газета (по выбору учителя);
вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.
- ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.
- рекомендательный список;
- тематическая картотека.
К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.
В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение в смысл книги.
•писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);
•писатель – тема (О чем пишет Б. Житков? – О животных);
•тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);
•писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике).
Развитие читательской памяти и кругозора позволило детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
Диаграмма 3.
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
3 -ого года обучения
-3752858763000Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Полученные результаты дали возможность сделать вывод: несмотря на то, что количество уроков внеклассного чтения сократилось вдвое, интерес к чтению книг у учащихся не только сохранился, но и закрепился, значительно повысился уровень сформированности основ читательской компетентности.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать
Этап Круг чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности Виды библиотечно-библиографической помощи Основные понятия
З
А
К
Л
Ю
Ч
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й
- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- детская периодическая печать;
- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах. - ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.
- печатный рекомендательный указатель книг;
- каталог.
- возможные цели чтения;
- доступный круг чтения;
- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;
- периодическая печать;
- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека.
Заключительный этап имел своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Часто младшие школьники приносили на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делали выписки из прочитанных книг, журналов, газет. Внимание учащихся было направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требовало новых форм работы.
Новыми формами работы стали:
•дискуссии;
•диспуты;
•литературные праздники;
•встречи с интересными людьми,
•конкурсы сочинений на заданную тему
На заключительном этапе просматривались значительные, но закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению (диаграмма 4).
-92773531178500Диаграмма 4
Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного на внекл.чтенииИз диаграммы 4 видно, насколько увеличены уровни по каждому показателю, по сравнению с уровнем основ читательской компетенции 3 класса. Это произошло за счёт улучшения оперативной памяти, увеличения техники чтения, развития творческого мышления.
Заключение.
Таким образом, проведенная мною в течение нескольких лет работа по теме «Формирование читательской компетентности», дала свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.
Но в то же время, в связи с накопившимся методическим опытом работы и требованиями федерального государственного образовательного стандарта назрела необходимость в разработке «Программы развития ключевых умений читательской деятельности», над которой я планирую работать.
Литература
1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
2.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
3.Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: Просвещение 1978.
4.Герцен А.И. Литературные работы, связанные со служебной деятельностью в Вятке и Владимире. Собр. соч. т.1 – М.: Просвещение, 1954.
5.Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу «Литературное чтение» в начальной школе. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
6.Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.
7.Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
8.Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
9.Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
10.Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
11.Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.