Семинар Педагогическое мастерство воспитателя

Семинар-практикум
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Предварительная работа:
знакомство с литературой по теме семинара.
Ход проведения.
Разминка - Игра "Аббревиатуры" ( 5-6 минут ).
Ведущий предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ФГОС, АКИПКРО, ООП, ООП НОО, СИПР, ИПРА, АДОП.
После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ). Вопросы следующего содержания:
Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.
Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
Напишите имена и отчества обслуживающего персонала нашего детского сада.
Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
Напишите миссию нашего детского сада
После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

2 задание. Психологический ринг. ( 7-8 минут).
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов -НАБЛЮДЕНИЕ.
психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта -ПАМЯТЬ.
Опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения – МЫШЛЕНИЕ
у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента . ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
3 задание. ( 5-6 минут ).
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из
стихотворений, изучаемых в детском саду:
***
А.С.Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,.....
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора
***
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.....
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
За правильный ответ - фишка.
4 задание. "Проверь себя " (4-5 минут).
От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.
Игра-упражнение "Одновременность " (5 минут).
Всем участникам дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременнотъ - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка предшколъного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).
5 задание. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения
(7 минут).
Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
1 команда(старшая группа)
Н.Носов «Живая шляпа» С.Маршак «Почта»
П.Бажов «Серебряное копытце»
А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».
(2 младшая)
р.н.с. «Гуси-лебеди»
Н.Носов «Ступеньки»
Е.Пермяк «Как Маша стала большой»
Ю.Чубкова «У солнышка в гостях»
2 команда (средняя группа)
Сказки братьев Гримм «Красная шапочка»
С.Михалков «Дядя Стёпа»
Е.Чарушин «Почему Тюпу, прозвали Тюпой»
Э.Мошковская «Вежливое слово»
(подготовительная группа)
обр. И. Карнауховой «Семь Семионов - семь работников»
А. Фет «Уж верба вся пушистая»
П. Ершов «Конек-горбунок»
К.Ушинский «Слепая лошадь»
7 задание. Решение кроссворда по изобразительному искусству (8-9 минут).
Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.
Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ .
Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.
Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.
Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.
Система действий, событий, явлений раскрывающая основное содержание работы, подвид детского рисования, для которого характерна передача связного. содержания, отражается целостная ситуация, персонажи, которые в ней действуют и отношения, в которые они вступают - СЮЖЕТ
Определенный порядок, в соотношении элементов и частей целого относительно друг друга - КОМПОЗИЦИЯ
Работа по воображению, основанной на применении предыдущего опыта в новой ситуации - ТВОРЧЕСТВО
Сюжетные или орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или специальным инструментом - РОСПИСЬ
Узор построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов - ОРНАМЕНТ
За правильные ответы команда получает фишки.
8 задание. Деловая игра ( 8-10 минут).
Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми
старшего дошкольного возраста в разделе "Приобщение к труду" программы «Воспитания
и обучения в детском саду».
Систематизировать знания о труде людей в разное время года;
Рассказывать о различных профессиях, показывать результаты труда людей различных
профессий;
Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого
Самообслуживание:
Чистить зубы, умываться, мыть руки, самостоятельно одеваться, раздеваться аккуратно
складывать вещи, учить замечать и устранять неполадки в одежде; развивать у детей
желание помогать друг другу.
Хозяйственно-бытовой труд
помогать взрослым поддерживать порядок в группе, на участке детского сада, учить
самостоятельно убирать постель после сна, учить выполнять обязанности дежурных по
столовой
Труд в природе
выполнять различные поручения связанные с уходом за растениями в уголке природы,
уборка овощей на огороде, сбор семян, пересаживание растений, сгребать снег к стволам,
помогать в постройке снежных фигур, посев семян, высадка растений, рыхление почвы, полив грядок и клумб
Ручной труд
Самостоятельно работать с природным материалом, бумагой, картоном, учить делать
игрушки для сюжетно-ролевых игр, сувениры, украшения на елку, участие в ремонте
книг, игр и других пособий.
Команды поочередно называют по одному пункту.
Каждый правильный ответ поощряется фишкой.
9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут ).
Командам дается задание:
произнесите слово "МОЛОДЕЦ!":
тихо
громко
нежно
удивленно
иронично
восторженно
11 задание. Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций (20-22 минуты).
Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает и высказывает свою точку зрения. Учитывая, что в команде, как минимум 10 человек, точки зрения могут быть различные и высказаться имеют право все педагоги.
одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации ?
у ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Как помочь малышу обрести детство ?
Дополнительные задания: Педагог-художник (4-5 минут ).
Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Художественное чтение (12-14 минут).
От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:
используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. "Живая шляпа").

В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры.

15