Презентация к учебно-исследовательской работеПрава ребенка в современном обществе


Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №15 г. Волгограда
Городской конкурс учебно-
исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля»
им. В.И. Вернадского
секция правоведение
Права подростка в современном обществе
Выполнил:
ученик 8 «А» класса
Сорокин Владимир Андреевич
Научный руководитель:
Лемисева Лидия Михайловна,
Учитель английского языка
Высшая квалификационная категория
Волгоград, 2015
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc411888505 \h 3Глава I Теоретические аспекты прав и обязанностей подростков PAGEREF _Toc411888506 \h 51.1. Право и правовой статус подростка PAGEREF _Toc411888507 \h 51.2. Документы, отражающие права подростка PAGEREF _Toc411888508 \h 61.3. Права ребенка в сфере образования PAGEREF _Toc411888509 \h 91.4. Ювенальная юстиция PAGEREF _Toc411888510 \h 10Глава II Права подростков в Соединённых Штатах Америки PAGEREF _Toc411888511 \h 122.1. Права и службы защиты подростков PAGEREF _Toc411888512 \h 122.2. Нарушения прав подростков PAGEREF _Toc411888513 \h 132.3. Сравнительный анализ прав подростков в России и США PAGEREF _Toc411888514 \h 14Глава III Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7-8 классов PAGEREF _Toc411888515 \h 174.1. Проведение анкетирования обучающихся PAGEREF _Toc411888516 \h 174.2. Итоги анкетирования PAGEREF _Toc411888517 \h 17Заключение PAGEREF _Toc411888518 \h 20Литература PAGEREF _Toc411888519 \h 22Приложение PAGEREF _Toc411888520 \h 23ВведениеВ современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.
Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают, умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Дома мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.
Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.
Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе
Задачи:
Познакомиться c понятием «Правовой статус подростка»;
Изучить документы, отражающие права подростка;
Провести анкетирование по проблеме «Формирование правового сознания и поведения современных школьников;
подготовить рекомендации и выработать кодекс класса.
Предмет исследования: права подростков в современном обществе
Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме;
опросно-диагностические методы (интервьюирование, беседы и анкетирование)
Место и сроки проведения исследования: МОУ гимназия №15 г. Волгограда, Россия, 2014 год
Практическая значимость работы.
Материалы данного проекта могут быть использованы в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.
Глава I Теоретические аспекты прав и обязанностей подростков1.1. Право и правовой статус подросткаПо «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать - закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
Рассмотрим несколько определений «прав человека»:
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях»
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства, и для отдельной личности.
1.2. Документы, отражающие права подросткаПрава и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
Всеобщая декларация прав человека;
Декларация прав ребёнка;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
Конституция РФ;
Гражданский кодекс;
Семейный кодекс РФ;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
1.3. Права ребенка в сфере образованияПраво на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на само образование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
1.4. Ювенальная юстицияЮвенальная юстиция (Juvenile Justice) – в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних».
Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия. Все это называется ювенальной системой.
Вот несколько определений ювенальной системы или системы ювенальной юстиции.
Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
В теории данный проект выглядит солнечно и перспективно: нам обещают улучшение показателей соблюдения прав подростков, «мир во всем мире» и милосердное правосудие для детей. На самом деле, если рассмотреть его поближе, то мы понимаем, что это крайне абсурдный со всех сторон закон. На практике мы имеем такую ситуацию: ребенок может подать на родителей в суд даже в ниже перечисленных случаях, когда родитель:
Наказал ребёнка за курение
Просит убираться в своей комнате и мыть за собой посуду
Контролирует выполнение домашних заданий
Запрещает ребёнку посещать порно-сайты
Даёт мало карманных денег по мнению ребёнка
Эти и другие подобные действия со стороны родителей, которые вполне приемлемы и считаются нормой, по правилам ювенальной юстиции будут считаться преступлением, в следствии чего у родителей вполне могут забрать ребенка, и никто не сможет помешать, потому что подчиняются ювенальные суду только ООН, то есть это идет даже не на государственном уровне. Таким образом данный проект ведёт к тотальному разрушению нормального общества, к поколению, где половина детей воспитана в приюте, потому что их забрали у родителей за «нарушение» прав, а половина во вседозволенности, дети, которым всё разрешено. Казалось бы, проект, который должен дать свободу, права детям, а на самом деле средство для достижения обществом максимальной степени деградации.
Глава II Права подростков в Соединённых Штатах Америки2.1. Права и службы защиты подростковНачнём с того, что в США и Англии также, как и в России и многих других странах действует «Конвенция ООН о правах ребёнка». В США основные права детей зафиксированы в Конституции. Ребенок считается полноправной личностью. В общем США начали защищать детей, пожалуй, раньше всех в мире. Еще в 1912 году в США была создана федеральная структура “Детское Бюро” (Children’s Bureau), перед которым была поставлена задача защиты интересов детей, в частности, предотвращение жестокого обращения с ними. На данный момент существует специальная служба – Child Protective Services (Служба защиты детей). Работа CPS заключается в том, чтобы обеспечить безопасность и благополучие детей от 0 до 18 лет.
Информацию о действительном или предполагаемом жестоком обращении с ребёнком CPS получает из заявлений (report). Заявление в CPS может подать любой человек, ставший свидетелем ситуации, угрожающей здоровью ребёнка. Реагируя на полученное сообщение о жестоком обращении с ребёнком, работник CPS сначала проводит оценку ситуации, чтобы получить как можно больше информации по проблемам, указанным в заявлении, и принять наиболее правильное в данный момент решение. Для этого он может посетить семью на дому, может прийти в больницу, откуда поступил сигнал, или в школу, где учится ребёнок, словом, со всеми, кто так или иначе может помочь ему в составлении наиболее понятной картины происходящего.
После этого, если указанные в заявлении проблемы жестокого обращения с ребёнком не подтвердились, дело в CPS закрывается. Если же ситуация требует разъяснения или исправления, то составляется план действий, которые родителям необходимо предпринять для выхода из данной ситуации. В большинстве случаев, если родители проявляют понимание и желание совместно с работником CPS найти наилучшее решение проблемы, дети остаются в семье и после того, как все пункты будут выполнены, дело также закрывается.
В случаях, когда родители вступают в конфликт с работником CPS, проявляют явное неуважение или, напротив, по каким-либо причинам замыкаются в себе, пытаются обманывать или скрывать факты, не открывают дверь и избегают отвечать на телефонные звонки, работник CPS может быть вынужден прибегнуть к помощи полиции и временно забрать из семьи ребёнка или всех детей до последующего выяснения обстоятельств и принятия решения. Довольно часто таким родителям приходится являться в суд, и тратить много времени и нервов на то, чтобы доказать свою правоту, в случае если жестокого обращения с ребёнком не было, и прийти всё к тому же составлению плана выхода из сложившейся ситуации для того, чтобы ребёнок мог быть возвращён в семью.
2.2. Нарушения прав подростковНо к сожалению, не всё так хорошо и безоблачно. Как и везде, где есть права – Согласно официальным данным (статистику ведет структура, называющаяся National Child Abuse and Neglect Data System), ежегодно в США регистрируется примерно 1.4 тыс. случаев гибели детей, причиной которой стали действия (в том числе и преступное недеяние) взрослых. Наибольшая часть жертв находится в возрасте до 1 года (примерно 40%) и 12-17 лет (примерно 35%).
Однако многие исследователи считают, что реальные масштабы проблемы намного более значительны, поскольку многие подобные факты не фиксируются и соответственно не расследуются. По оценкам Университета Теннесси, ежегодно в США по вине взрослых погибают до 5 тыс. детей, кроме того, фиксируется до 116 млн. случаев (!) дурного обращения с детьми.
Любой здравомыслящий человек не может не понимать, что постепенно ухудшающееся экономическое положение страны в целом и каждой отдельно взятой семьи в частности не может не отражаться на положении детей.
Ни для кого не секрет, что чаще всего дурное обращение, невнимание и полное отсутствие интереса к внутреннему миру ребенка наблюдается в семьях, в которых отец находится без работы; в больших географически (то есть живущих на отшибе) или социально (то есть сводящих к минимуму контакты с внешним миром) отделенных семьях и в общинах (прежде всего религиозных), в которых практикуются физические наказания. Несмотря на то, что впервые подобные исследования были произведены еще в 1991 г., исследования последних лет фиксируют последовательное ухудшение обстановки.
2.3. Сравнительный анализ прав подростков в России и СШАПроводя сравнительный анализ прав подростков в России и Америке мы нашли общие данные ниже стороны:
Системы защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать нарушения прав ребенка.
Система законов и положений об ответственности взрослых за всё, что происходит с их детьми.
Различные социальные службы, отвечающие за практическую реализацию соответствующего законодательства.
Но также имеются и различия в принципах защиты детей в России и Америке:
В Российской Федерации контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, по сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной.
В США детям довольно рано предоставляется полная свобода действий – так их приучают к самостоятельности. В России под родительским крылом ребенок остается настолько долго, насколько его могут удержать мама и папа.
В Америке ситуация, когда папа сидит с детьми, мама обеспечивает семью – это вполне нормально.
На западе ребенок имеет право голоса наравне со всеми членами семьи.
Няня в России недоступна большему числу россиян. Детские садики зачастую недоступны, поэтому дошколята обычно достаются бабушкам и дедушкам, пока родители в поте лица зарабатывают на хлеб насущный. В Америке услугами няни пользуются довольно часто
Вмешательство государства в процесс воспитания в Америке очень велико. Любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями.
В России до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка. В Америке же - демократический
Одна из причин для гордости в современной Америке - мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима.
Но наряду с этим исповедуется и "единство в многообразии", то есть идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы и этим сильны.
В заключение хочется сказать, что опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

Глава III Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7-8 классов4.1. Проведение анкетирования обучающихсяЦель опроса - выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов; проверить знание ребятами документов, отражающих их права и обязанности; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении. (см. приложение)
4.2. Итоги анкетированияДля выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях, нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов «Твои права и обязанности» (Приложение). Вы можете ознакомиться с результатами данного анкетирования:
По данным опроса более 70% детей достаточно хорошо знают свои основные права и обязанности, остальные 30% опрошенных сомневаются в своих знаниях (Рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень знаний прав и обязанностей подростков.
90% учеников считают, что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно (Рисунок 2).

Рисунок 2. Важность выполнения обязанностей и требования соблюдения прав.
На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» - все респонденты ответили «да».
84% ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома, в семье (Рисунок 3).

Рисунок 3. Соблюдение прав подростков дома.
На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24% испытывали затруднение при ответе на данный вопрос.

Рисунок 4. Соблюдение прав подростков в школе.
Только 50% респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка.

Рисунок 5. Знание правовых документов.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
ЗаключениеУчастники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
Работа над проектом протекала интересно и увлекательно. Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
ЛитератураАбрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6. Стр. 57, 98
Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9. Стр. 114-116
Всеобщая декларация прав человека. Стр. 25-27, 98-100
Декларация прав ребенка. Стр. 61, 85, 127-130
Конвенция о правах ребенка. Стр. 48-49, 58-60
Конституция РФ. Стр. 40-43, 150-160
Лебедев О.Е., о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации 2011. Стр. 36-38, 120-122
Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в России 2004 г. Стр. 61-62, 80-82
Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход / Правовая политика и правовая жизнь 2004 № 2. Стр. 38-41, 74-77
Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013. Стр. 59
Федеральный закон «Об образовании». Стр. 25-27, 98-100

ПриложениеАНКЕТА: «Твои права и обязанности»
Дорогой друг! Ты наверняка слышал поговорку «Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. Чтобы не возникало в этом случае споров и конфликтных ситуаций, нужно знать свои права и обязанности. Мы приглашаем тебя принять участие в опросе, который позволит составить представление о том, знаешь ли ты свои права и обязанности.
1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?   
а) исполнять свои обязанности
б) требовать соблюдения своих прав
в) и то и другое одинаково важно
г) другое_________________________________________________
   
4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности?
а) взрослые
б) государство
в) возникли сами по себе
г) затрудняюсь ответить
5. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?
а) от родителей
б) от учителей
в) от друзей
г) другое__________________________________________________
6. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков? _____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?
а) часто
б) редко
в) совсем не напоминают
9. Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
10. Если да, то назови, пожалуйста, несколько таких законов: _________________________________________________________________________
11. Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным Законом. Как называется этот важный документ, где они записаны? _________________________________________________________________________
12. Как называется международный документ, защищающий твои права? _________________________________________________________________________
13. Знаешь ли ты, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
14. Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях?
а) да
б) нет
15. Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Если бы ты встретился с юристом, о чем бы ты его спросил? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?
а) 7 лет
б) 10 лет
в) 14 лет
г) 18 лет
д) другое____________________________________________________
18. Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?
а) да
б) нет
19. Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кем-либо из ребят?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
20. Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой?
а) да, всегда
б) только иногда
в) нет, никогда
21. Есть ли взрослые, которые стараются раскрыть твои тайны и поэтому читают твои записки, подслушивают твои разговоры и делают что-то похожее?
а) да, есть такие
б) нет, в моём окружении нет таких людей
в) затрудняюсь ответить
22. Знаешь ли ты права и обязанности школьника?
а) да
б) нет
в) не уверен, что знаю все
23. Напиши, какие права и обязанности школьника ты знаешь ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?
а) исполняют всегда или почти всегда
б) не исполняют никогда или почти никогда
в) затрудняюсь ответить25. Почему школьники не выполняют свои обязанности?
а) не знают своих обязанностей
б) не боятся наказания
в) в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей
г) затрудняюсь ответить26. Соблюдаются ли твои права в твоей школе?
а) соблюдаются всегда или почти всегда
б) не соблюдаются никогда или почти никогда
в) затрудняюсь ответить
27. Есть ли у тебя в школе учебный предмет, где говорят о твоих правах и обязанностях?
а) да, есть – это обществознание
б) специального предмета нет – мы проходим это на классном часе
в) в школе не говорят о моих правах и обязанностях
28. Какое право ты хотел бы иметь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________