Формирование у детей с ОВЗ адексатного представления о действующем законодательстве и формирование у них самоэффективности как черты характера через программу Правовой всеобуч

Формирование у детей с ОВЗ
адекватного представления о действующем законодательстве и формирование у них «самоэффективности» как черты характера через программу «Правовой всеобуч».


Анализ системы социальной помощи и поддержки детей-инвалидов, как у нас, так и за рубежом, показывает, что подходы к рассмотрению и толкованию понятия «инвалидность», во многом определяют систему помощи детям с ОВЗ и структуру организации этой помощи.
На сегодняшний день существует несколько «моделей инвалидности» через которые можно просмотреть направление развития социальной политики государства, по отношению к инвалидам.
Выделяются следующие модели:
- культурный плюрализм, идеальная модель, к которой должна стремиться государственная социальная политика. Культурный плюрализм делает акцент на понятие равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от его отличия от других.
- политико-правовая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и свободы которых ущемляются. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем:
равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательно и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.
- медицинская модель, в её контексте инвалидность рассматривается как недуг, заболевание. Медицинский подход оценивает степень инвалидности человека исходя из степени потери им трудоспособности. Основным методом решения проблем инвалидности является реабилитационный метод (лечебные процедуры, психолого-педагогическая, социальная, трудовая и профессиональная реабилитация).
- социальная модель очень близка к медицинской, определяется как ограничение жизнедеятельности. Эта модель предлагает решение проблем через создание системы социальных служб, помогающих жить человеку, имеющему инвалидность. Социальные службы предлагают клиентам только ограниченный перечень услуг (доставка продуктов, уборка квартиры сопровождение до поликлиники и т.п.) и делает акцент на самого инвалида, ориентируя его на достойное существование через свои усилия и достижения.
Как известно, приоритетным направлением всей реабилитационной, коррекционной и медицинской деятельности является социализация детей-инвалидов. Поэтому именно «социальная модель» инвалидности легла в основу разработки теоретической и практических частей программы «Правового всеобуча».
Основная цель программы - социализация ребёнка-инвалида, которая невозможна без воспитания «личности». В рамках данной программы «личность» рассматривается как социальное качество, приобретаемое человеком в обществе. Основой развития и формирования личности является активная предметная деятельность, включаясь в которую человек меняет себя и приобретет такую черту характера как «самоэффективность».
В нашем случае «самоэффективность» является синоним «самодостаточности».
Достигнуть этого можно через реализацию тактических задач программы, таких как:
- формирование внутренней устойчивости ребёнка-инвалида;
- развитие психологической гибкости, мобильности, способности усваивать
новую информацию и использовать её в жизни;
- усиление личности ребёнка.



Содержание программы «Правовой всеобуч» имеет ярко выраженный информационный аспект. Правовые основы предложены в виде простейшей системы знаний и являются социально-правовой информацией, которая является гарантом защищённости детей-инвалидов т.к.:
- Информационная защищённость способствует усилению личности.
- Информация в современном мире выступает в качестве стимулятора изменения качества жизни.
- Владение информацией даёт возможность юному гражданину решать жизненные проблемы, своевременно принимать решения, учиться гражданской ответственности перед обществом

Для достижения задач программы правовая информация, составляющая содержательную часть, носит центрированный характер. Т.е. детям предлагают знания по тем проблемам, которые представляют особое жизненное значение и являются узловыми вопросами, заложенными в программу. Эти узловые вопросы звучат следующим образом:
- Уменьшение разрыва в жизненных условиях и личностных установках здоровых и больных детей,
- снятие противоречий и социальной напряжённости между здоровым обществом и так называемой «инвалидной средой»,
- формирование толерантности мышления – как со стороны детей-инвалидов, так и со стороны обычных сверстников
Содержание программы базируется на следующих принципах:
детям, имеющим инвалидность, принадлежит:
право на свободу выбора;
право на самоопределение;
право на реализацию потенциальных способностей и проявление
творческих инициатив.
Основная цель программы - подготовить детей-инвалидов к их включению во взрослую жизнь.
Чтобы этого достичь, необходимо:
формировать у детей-инвалидов активную гражданскую позиции, на основе развития у них навыков самостоятельной социализации в условиях вхождения во взрослую жизнь;
расширять диапазон личностной свободы на основе формирования системы правовых знаний;
развивать чувство социальной ответственности за свои поступки на основе включения детей-инвалидов в полноценные социокультурные отношения.

Идеология программы нацелена на то, чтобы ребёнок сказал «нет!» пассивности, инфантилизму, обречённости и озлобленности, заменив всё это на более продуктивные ценностные установки и сформировав устремления будущей жизни.

15