Работа семейного клуба «Папа, мама, я – читающая семья». Литературные посиделки. Русские народные сказки. 1 класс


Работа семейного клуба «Папа, мама, я – читающая семья»
Литературные посиделки. Русские народные сказки. 1 класс
Цель: формирование коллектива, читательской деятельности.
Задачи:
-формировать у детей умение внимательно слушать вопросы ВЕДУЩЕГО, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.
-приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.
-вспомнить прочитанные сказки.
-развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.
-расширить знания детей о сказках;
-создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
-способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, социально-личностное развитиеПланируемые результаты:
- уметь поддерживать беседу;
- уметь выражать положительные эмоции;
- уметь активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении познавательных и игровых задач.
Кл. рук. М. Б. (ряженая)
«Добрый день, гости званые и желанные!
Милости просим!
Рады видеть вас в гостях,
В этой горнице посиделочной.
Праздник будет,
Праздник радостный.
По обычаю по-старому!
Красному гостю - красное место».
- Так говорили на Руси, приглашая на посиделки, которые начинались осенью, когда вечера становились долгими, тёмными. В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Вот и у нас сегодня – посиделки. Да не простые, а литературные!
- Зачем девушки и юноши собирались на посиделки?

- Да роднило всех участников посиделок одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, посоперничать в потехах и забавах.
- Вот и мы сегодня в этот осенний прекрасный день, а можно сказать, уже вечер, собрались себя показать да других посмотреть.
Выходят «хозяйка» и «помощница хозяйки» посиделок.
Хозяйка: Я хозяйка этой горницы. Меня зовут Марина Владимировна.
А я – помощница хозяйки, и зовут меня Эмма ____________
Хозяйка: Охота вам посидеть, с товарищами поговорить?
Помощница: Охота в наших конкурсах позабавиться, игры поиграть?
Вместе: Милости просим!
Хозяйка:
Посиделки, посиделки,
Начинаются у нас.
Мудрые, народные, -
Красивые, задорные.
Посиделки, посиделки,
Их не надо забывать,
Мудрые, народные,
Красивые, задорные.
Помощница: А что гостей-похвальников в проведении посиделок у нас не будет?
Хозяйка:
Будут-будут. Марина Борисовна – главный знаток посиделок!
А остальных помощников сейчас выберем благодаря викторине для родителей.
- Кто правильно и быстро ответит на все вопросы, тот станет "похвальником" наших конкурсов на посиделках.
………………… (музыка, шум, появляется Баба-Яга)
Яга: 
Я летела на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
     В гости к Лешему сходила –
     Все отгадки позабыла.
     Помогите мне, ребятки,
     Отгадать мои загадки
 «Загадки Бабы Яги»
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди.)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть -  самобранка.)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок.)
Назовите имя-отчество лисы, встречающее в русских народных сказках.
Знаете ли вы, откуда оно произошло? (от имени Патрикей, в 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. По характеру хитрый: то звать, то прогонять приглашённых)Хозяйка:
- Помощниками Марины Борисовны становятся ….
- Займите почетные места в красном углу нашей горницы.
Хозяйка и помощница:
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Итак...
«…В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Вот так начинаются многие русские народные сказки!
- В далекие давние времена наши бабушки и дедушки не умели ни читать, ни писать, зато умели замечательно сочинять и рассказывать сказки: про хитрую лису и трусливого зайца, про глупого козла и злого волка; про Ивана-удальца да Василису Премудрую…
- Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Народ передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.
- Сегодня мы снова увидим и услышим наши любимые сказки. Что ж, пора начинать!
Вместе: Начинаем «Литературные посиделки» по русским народным сказкам!
Хозяйка: Для проведения конкурсов вы разделились на 3 команды. Команды представьтесь, пожалуйста.
Представление команд.
……………………………………………
Конкурс. «Собери сказку»
Каждая команда получает карточки, на которых записаны «половинки»7-10 сказок, но все «половинки» перемешаны. Задание – собрать названия сказок.
Курочка
Волк и
Лиса и
Волк и
Сестрица Алёнушка и
Репка
Гуси
Колобок
Коза
Маша и
Медведь
Заяц
Ряба
Волк
Лебеди
Дереза
семеро козлят
Лиса
Братец Иванушка
Хозяйка приговаривает:
Как у нас на посиделках
Конкурс намечается
А за столиком «похвальники»
Сидят и совещаются.
 «Дополни имя»
Ведущий: Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы – вторую (жетоны)
Кощей…(Бессмертный)
Елена…(Прекрасная)
Иван…(Царевич)
Василиса…(Премудрая)
Мальчик – с…(пальчик)
Финист…(Ясный Сокол)
Змей…(Горыныч)
Крошечка…(Хаврошечка)
Никита…(Кожемяка)
Хозяйка. - Самое главное на посиделках веселье и смех.
Посиделки, посиделки,
Праздник тела и души,
Посиделки, посиделки,
До чего ж вы хороши!
Пауза. Игра "Летает, не летает".
(ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги)Эстафета “Полёт Бабы-Яги”
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Конкурс. Волшебный сундук (предметы).
Интересно, что это за сундук. Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри…( пытается открыть) Ой, почему- то не открывается… Да, сундук не простой, а значит, нужны какие-то волшебные слова! Ребята, а вы знаете волшебные слова? Которые встречаются в сказках? Давайте вместе вспоминать!
Крибле- Крабле- Бумс!… Нет, не подходит…
А вот это- Рекс- Пекс- Фекс! Опять не то…
А вот: Эники-Беники ……
Ребята, я догадалась! Мы ищем волшебные слова не в тех сказках! Нам нужны волшебные слова из русских сказок! Итак, какие? ………………………………..
Правильно: «Двое из ларца- одинаковы с лица»! Давайте все вместе:…(повторение)
(Под веселый русский наигрыш из сундука выскакивают два скомороха- потешника)
Вы кто же такие будете?
1-й СКОМОРОХ: Я - Фомка!
2-й СКОМОРОХ: А я - Ерёмка!
ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам, Фомка и Еремка, что вы появились на нашем празднике, а что вы интересного предложите ребятам?
ФОМКА: Я предлагаю игру- кто громче заорет!
ЕРЕМКА: Нет! Лучше я- кто откроет шире рот!
ВЕДУЩАЯ: Нет, это нам совсем не подходит! А другого вы не умеете?
ФОМКА: Как это не умеем?! Да мы умеем петь, плясать…
ЕРЕМКА: На гармошке играть…
ФОМКА: Сказки сказывать…
ЕРЕМКА: Да загадки загадывать!
А вам, Фомка и Еремка, я дело нашла! В этом сундуке разные предметы лежат, ребята сказки будут называть, вы доставайте по одному!
Задание – по описанию предмета отгадать, что находится в сундуке:
С помощью предмета, находящегося внутри сундука, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла).
Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба»).С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна – лягушка».)Чем печь угощала девочку? (сказка «Гуси-лебеди». пироги)
Часть женского наряда, в который вмещается озера, лебеди и другие элементы природной  среды. (кофта-рубаха)
Что напекла злая мачеха на несостоявшиеся поминки по своей падчерице в русской народной сказке «Морозко»? Ответ: Блины.
Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.
Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
Конкурс. Игра-потеха.  
Мы предлагаем игру-потеху!
А что за игра?
А вот…(показывает) Часто в сказке есть клубок, что дорогу указывает. У нас 3 команды, каждая команда по моему знаку начинает быстро разматывать клубок, держась за нитку. Кто быстрее размотает и поднимет верх нитку-тот выиграет!
Внимание, начали!
   - Молодцы, ребятки!
Конкурс. «Домашнее задание».
На посиделки каждый должен был что-то принести: 
……………………………………………………..
Хозяйка:
Ах, жюри, наше жюри!
Пожури нас, пожури!
Свои строгие оценки
Побыстрее говори!
Слово судьям.
Итак, победители сегодняшних игрищ стали …
………………………………………..
Сегодня мы вспомнили любимые сказки. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Закончите мои слова. Сказка – ложь, да в ней намёк…(добрым молодцам – урок).
Хозяйка: Конкурсы закончились, но посиделки – нет!
Мы отдохнули все на славу,
И победители по праву
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить им рады.
Классный руководитель:
Дорогие ребята, уважаемые родители и все участники нашего праздника! Времена меняются, меняются вкусы, привычки, манеры, но какие-то главные ценности должны свято сохраняться. Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Вкусное, аппетитное укрепляет здоровье человека.
Задорное, веселое укрепляет дух человека.
Я рада, что наша встреча состоялась, что все мы сегодня получили заряд здоровья и крепкого духа. Спасибо всем за участие в «Семейных посиделках».
Последний вопрос для всех участников: как назывались на Руси вот такие (показывает) маленькие пряники, которые раздавали гостям во время окончания праздника?
Хозяйка: Не знаете! Вот теперь будете знать!
Вместе: РАЗГОНЯИ!!!
Классный руководитель: Да вот так прозрачно на Руси намекали, что пора по домам. Пора и нам прощаться. До новых встреч!!!
Хозяйка: Всё, что в печи, на стол мечи!