ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФГОС начального общего образования по литературному чтению в качестве приоритетной ставит задачу формирования читательской компетентности младших школьников [2,с. 11]. Компетентностный подход, наряду с системно-деятельностным, является новым для отечественного образования и составляет методологическую основу школьных стандартов. О сформированности компетенций судят по овладению четырьмя её компонентами: когнитивным, ориентационным, операциональным и опытом осуществления деятельности. Читательская компетентность позволяет школьнику успешно решать разного уровня проблемы посредством взаимодействия с печатным или письменным текстом.
В мировой практике читательская компетентность определяется как читательская грамотность. Одной из характеристик читательской грамотности являются стратегии, или читательские умения, которые использует читатель в работе с текстами. Тест PISA («Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии» Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in New Millennium) различает три читательских умения: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, осмыслить и оценить сообщение текста.
Извлечения информации - умение связать существенные детали вопроса и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения.
Для того чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Толкование опирается на ряд умственных действий: делать выводы для ответа на вопрос, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное, детализированное понимание прочитанного.
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации [3].
В требованиях к результатам освоения ООП НОО по литературному чтению также указывается на необходимость овладения элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [2, с. 11]. Мы исходим из того, что задача формирования у младших школьников потребности в систематическом чтении книг, полноценное восприятие содержания читаемого зависит от читательских умений. Следует заметить, что последние не являются врожденными и требуют систематичекой работы по их формированию.
В течение трех лет Центр оценки качества образования РАО проводит исследования с целью диагностики образовательных достижений школьников[1]. Анализ материалов Центра позволил нам уточнить группы читательских умений, в соответствии с которыми ведем исследовательскую работу.


1 группа умений:
общее понимание текста, ориентация в тексте
2 группа умений: работа с информацией, представленной в различной форме (глубокое и детальное понимание содержания и формы текста)
3 группа умений:
использование информации из текста для различных целей

- определять основную мысль текста
- определять факты, на основе которых сделан вывод
- использование информации из текста для объяснения предложенной ситуации

- выделять и преобразовывать информацию о времени события
- определять цель, с которой написан текст
- использование информации из текста для решения учебно-познавательной задачи

- выделять основную информацию (события) и соотносить ее со временем
- находить утверждение, в котором описан смысл слова
- использование информации из текста для обоснования предложенной ситуации (записать два аргумента)

- определять информацию, о которой говорится в тексте
- определять вывод на основе анализа и интерпретации текста


- находить вывод на основе фактов, изложенных в тексте
- выделять неявно заданную информацию в тексте


- определять тип информационного источника (выбирать книгу, в которой можно больше узнать о герое текста, на основе названия книги)
- объяснять описанное в тексте событие, подкрепив объяснение двумя примерами из текста


- выделять информацию, явно заданную в тексте
- выявлять особенности рисунка, соответствующие содержанию текста



- находить утверждение, в котором выражается смысл выражения из текста



Библиографический список

1. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Метапредметные результаты. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 6 октября 2009 г., № 373.
3. Г.А. Оценка читательской грамотности. – М., 2010 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).


15