Проект Читательская компетентность как путь к достижению успеха

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Элисты





Проект «Читательская компетентность
младших школьников
как путь к достижению успеха»







Выполнила: Лиджинова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов











г. Элиста, 2014
Цель проекта: формирование читательской компетентности и повышение престижа чтения у младших школьников;
Задачи проекта:
1. создание среды приобщения школьников к чтению;
2. развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; 
3. развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, окружающему миру, литературных игр, творческих конкурсов;
4. организация клуба любителей чтения.
Гипотеза проекта: Если создать развивающую среду посредством нетрадиционных способов обучения на уроках литературного чтения и окружающего мира, то возможно формирование читательской компетентности младших школьников.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 года – май 2016 года.
Участники проекта:
ученики 2 «в» класса;
классный руководитель.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь 2013 года)
Проведение первоначальной диагностики. Подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования, создание предметно-развивающей среды. Разработка плана занятий с детьми.
II этап – основной (январь –март 2016 года)
Использование различных приёмов, методик, технологий для формирования читательской компетентности учащихся во время уроков и внеурочной деятельности.
III этап – заключительный (апрель – май 2016 года)
Проведение итоговой диагностики положительного результат у детей к концу реализации проекта, анализ результатов работы и корректировка отдельных элементов программы (по необходимости), составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой, разработка индивидуального маршрута для отдельно взятых детей.
Критерии оценки реализации проекта:
Повышенный уровень сформированности читательской компетентности у младших школьников.
Актуальность проблемы. В контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем. Сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения недостаточен для успешного решения сложных проблем:
Достижение соответствия качества жизни в России общепринятым мировым стандартам;
Необходимость успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами.
Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется мерой освоенности информации всем обществом. «Чтение – это важнейший способ освоения и поддержания базовой социально значимой информации».
Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Сегодня конкурентноспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации российского образования. В ней позиционируются следующие положения:
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.
Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.
Рассматривая историю развития основ читательской компетентности младших школьников, современная педагогическая наука придерживается того факта, что компетентность – это субъективная характеристика деятеля, более высокая ступень формирования учебных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Целесообразно дополнить понятие читательской компетентности младших школьников следующим содержанием: читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Ценностно-смысловые компетенции. 
Учебно-познавательные компетенции. 
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции. 
Социально-трудовые компетенции. .
Общекультурные компетенции. 
Компетенции личностного самосовершенствования 
На первом этапе проекта:
Для определения содержания читательской компетентности я выделила следующие аспекты:
вычитывание информации из текста;
интерпретация прочитанного;
размышления и оценка прочитанного.
Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Данные умения целесообразно объединить в две группы:
I группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, сделать простые выводы.
II группа – умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста:
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
На первом этапе проекта также была проведена диагностика сформированности читательской компетентности младших школьников. Критериями оценивания уровня сформированности читательской компетентности послужили умения, которыми должны обладать учащиеся.
Результаты диагностики представлены в таблице № 1.
Проверяемые умения
читательской деятельности
Количество учащихся,
справившихся с заданиями(%)

Умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы.
60 %

Умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста.
52 %


На втором этапе проекта я использовала различные приёмы, методики, технологии для формирования читательской компетентности на уроках, а также во время внеурочной деятельности.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению был направлен на овладение техникой чтения. Для совершенствования навыка чтения на уроках литературного чтения использовались следующие виды упражнений:
упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);
упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
В.Н. Зайцев « Резервы обучения чтению».
Для развития умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста на уроках я использовала технологию «Развития критического мышления через чтение и письмо». Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
На данном этапе я часто использую следующие приемы «Технологии развития критического мышления».
Приемы активного чтения:
Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Приём «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
Приём «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по
изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
Приём «Да – нетка», или Универсальная игра для всех
«Да - нетка» учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать соучеников.
Приемы графической организации учебного материала:
Приём «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приёмы, требующие творчества учащихся:
Приём «Синквэйн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.
 

Приём «Цветопись»
Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Приём « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь
ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
Метод «Шесть шляп критического мышления
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Шесть шляп это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Приём «Учебный мозговой штурм»
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
Приём «Письмо по кругу»
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.
Маркировочные таблицы:
Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.
Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.
Приём «Чтение с пометками и таблица INSERT».
Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Для эффективного развития читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий. Например: регулярно в нашем классе проводятся литературные викторины, посвящённые произведениям разных авторов. Благодаря таким викторинам ребятам удалось освоить различные произведения, которые не входят в школьную программу, но всё же заслуживают нашего внимания.
Для привлечения обучающихся к чтению, непросто к чтению, а смысловому чтению под моим руководством будет создан " Клуб любителей чтения" и разработано планирование деятельности клуба.
При работе клуба у обучающихся будет развиты:
- активность сопереживания героям;
- развитое, богатое воображение;
- стремление в разных формах проявить себя;
- умение читать выразительно прозу перед классом, декламировать стихотворения;
- точно и содержательно отвечать на вопросы о прочитанном.
Тематическое планирование клуба любителей чтения ( 3 класс)
№п\п
Тема занятия
Дата

1.
Моя любимая книга
Сентябрь

2.
Экскурсия в городскую библиотеку.
Октябрь

3.
Читательская конференция по книгам Н. Носова.
Ноябрь

4.
Деловая игра " Активный читатель"
Декабрь

5.
Конкурс " Самый интересный шуточный рассказ"
Январь

6.
"Праздник книги"- игровая программа
Февраль

7.
Вечер поэзии
Март

8.
Читательская конференция по рассказам Сетона -Томсона
Апрель

9.
" Соревнуемся с писателем" - познавательно- игровая программа.
Май


Ожидаемые результаты проекта:
использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности обучающихся;
изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки критического мышления;
читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

















15