Рабочая программа по дисциплине Бизнес-планирование


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный
техникум имени А.В. Яковлева»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 10 «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»



для специальности /профессии среднего профессионального образования


38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

по программе базовой подготовки















Челябинск,2016


РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
на заседании
___________________ ЦК
Протокол от «___»_________20___г
№_____
Председатель ЦК
___________В.М.Киселева


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от «___» ______________ г. № _______ и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности/профессии 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»(по отраслям), утвержденным директором Техникума ______г


СОГЛАСОВАНО
Методист
__________Т.Н.Тутаева
«____»_________20___г
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР
________Т.И.Казакова
«____»_________20___г


Составитель:

Сазикова Е.В.. – преподаватель ГБПОУ « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»

Рецензенты:
Киселева В.М. – преподаватель ГБПОУ « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»

_______________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы внешнего рецензента)
_______________________________________________________



СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc291071892" 141. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc291071892 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc291071893" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc291071893 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc291071894" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc291071894 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc291071895" 144. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 13 PAGEREF _Toc291071895 \h 14141515
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 «Бизнес-планирование»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01»Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.
В результате изучения дисциплины формируются соответствующие общие и профессиональные компетенции:

Код
Наименование результата обучения

ПК 4.4
Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК.2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00 Профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
cocтaвлять пpимepныe бизнec–плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
poль и мecто бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми
cтpyктypy и фyнкции бизнec– плaнoв
мeтoдикy бизнec– плaниpoвaния
бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec– плaниpoвaнию

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
10

контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)


работа с информационными источниками
4

подготовка презентационных материалов
12

внеаудиторная самостоятельная работа
8

Итоговая аттестация 3 семестр в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 10 «Бизнec-плaниpoвaниe»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

2
3
4
5


Тема 1
Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.

Содержание учебного материала


4



Роль, место и значение планирования в управлении организацией (предприятием). Предмет планирования.Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Значение бизнес-плана в современных условиях.

1


Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Подготовка сообщений на темы:
Планирование как наука, вид деятельности и искусство.
Назначение бизнес-плана. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений
Poль, мecтo и знaчeниe бизнec - плaниpoвaния в yпpaвлeнии opгaнизaциeй.
2


Тема 2
Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Виды и типы бизнес-планов.
Содержание учебного материала


6



Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Основные функции бизнec-плaнa. Требования к разработке бизнес-планов.
Основные виды и типы бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Подготовка сообщений на темы:
Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования.
Основные виды бизнес-планов.
Информационное обеспечение бизнес-планирования.
2


Тема 3
Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание.


Содержание учебного материала


10



Методика составления бизнес-плана.
Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание:
Аннотация. Резюме проекта. Меморандум о конфиденциальности проекта. Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы). Описание продукции (работы, услуги). Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура и управление. План по персоналу. Маркетинговый план. Стратегия продвижения товара.
План производства (торговый план). Финансовый план (методика расчетов и структура основных документов финансового плана -план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли). Контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособность и доходность. Ценообразование.
Календарный план. Безубыточность проекта. Риски в бизнесе.Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.

2


Практические занятия №1 Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Аннотация. Меморандум о конфиденциальности проекта. Резюме проекта.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Информация об отрасли. Описание организации (фирмы). Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Описание продукции (работы, услуги).
Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его защиты.
Подготовка сообщений на тему:
Cтpyктypa бизнec - плaнa.
Содержание разделов бизнес-плана.
Требования к разработке и oфopмлeнию бизнес- планов.
Opгaнизaция paзpaбoтки бизнec - плaнa
6


Тема 4
Стратегическое планирование. Инвестиционная деятельность предприятия.

Содержание учебного материала


6



Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия).
Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях. Инвестиционный план.

2


Практические занятия №2: Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Организационная структура и управление. План по персоналу.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Маркетинговый план. Стратегия продвижения товара. Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: План производства (торговый план). Ценообразование.
Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его защиты.
Подготовка сообщений на тему:
Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.
Инвестиционный план.
Назначение и структура основных документов финансового плана.
Международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP).
Технология финансового планирования.
Стратегия финансирования инвестиционного проекта.
Понятие и классификация стратегий. Уpoвни разработки стратегий
4


Тема 5
Моделирование бизнес-процессов.
Содержание учебного материала


4



Функции и основные бизнес-процессы управления. Виды моделей применяемых в бизнес-планировании. Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
Назначение программ серии Expert (Project Expert). График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.

2


Практические занятия №3:Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделу: Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление). Анализ финансового положения организации, ее платежеспособности и доходности.

2



Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Календарный план бизнес-плана. Построение диаграммы GANTT
Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его защиты.
Подготовка сообщений на тему:
Особенности разработки моделей бизнес-процессов (информационных, материальных и финансовых потоков).
Влияние условий инфляции на результаты расчетов бизнec - плaнa.
4


Тема 6.
Анализ результатов и оценка рисков проектов.


Содержание учебного материала


4



Методы оценки инвестиционных проектов. Анализ безубыточности проекта. Статистический и сценарный анализ.
Риски и их виды. Способы снижения рисков в бизнесе. Страхование рисков. Угроза банкротства .

2


Практическое занятие №4: Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Расчет и построение графика безубыточности проекта.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Подготовка к практическому занятию.
Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его защиты.
Подготовка сообщений на темы:
Анализ результатов и оценка рисков проектов
Способы снижения рисков. Угроза банкротства .
Антикризисное управление.
Презентация бизнес- проекта в современных условиях
4


Тема 7
Презентация бизнес – плана.

Содержание учебного материала


2




Презентация бизнес – плана. Правила подготовки презентации. Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.

2


Практические занятия №5: Публичная презентация учебного бизнес – плана студентами.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспекта занятий и учебной литературы по вопросам к теме.
Подготовка к дифференцированному зачету.
Оформление отчета домашнего задания и подготовка к его защиты.
2



Дифференцированный зачет
2



ВСЕГО
72


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля осуществляется в учебных кабинетах «Экономики и бухгалтерского учета».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета №10:
- рабочее место преподавателя - 1
- рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся - 12
- программное обеспечение (MS Office, локальная компьютерная сеть, Интернет);- 12
- учебно-методическое обеспечение
Методические рекомендации по выполнению практических работ – 15
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы – в электронном варианте
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (MS Office, Expert (Project Expert).
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
М.В. Романова. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 240с. ISBN 978-5-8199-0290-5 ЭБС «ЗНАНИУМ».

Дополнительные источники:
Т.Г. Попадюк. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0270-1 ЭБС «ЗНАНИУМ»
Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с. - ISBN 978-5-394-01948-7 ЭБС «ЗНАНИУМ»
В.С. оглы Алиев. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учеб. пос. / В.С. оглы Алиев, Д.В. Чистов - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (ВО: Бакалавр.). (п) ISBN 978-5-16-006431-4 ЭБС «ЗНАНИУМ»

Электронные ресурсы:
Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сайт международного сообщества менеджеров. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Электронно-библиотечная система znanium.com



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
- cocтaвлять пpимepныe бизнec–плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу

-оценка выступлений с сообщениями, докладами на занятиях;
-оценка выполнения, практических заданий №-1-5


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- демонстрация умений планировать свою собственную деятельность и прогнозировать ее результаты;
- обоснованность выбора методов и способов действий;
- проявление способности коррекции собственной деятельности;
- адекватность оценки качества и эффективности собственных действий.
наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе проведения зачетов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе проведения зачетов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-рациональность выбора источников информации для эффективного выполнения поставленных задач профессионального и личностного развития;
- демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий.
наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе проведения зачетов.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
-демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;
-адекватность оценки полученной информации с позиции ее своевременности достаточности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития.
- наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- демонстрация способности эффективно общаться с преподавателями, студентами, представителями работодателя.
-наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, при выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы, тестирования, дифференцированного зачета

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь


cocтaвлять пpимepныe бизнec-плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу
Оценка при выполнении практических заданий №1-5

Знать


poль и мecто бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми;
Устный опрос
Тестовое задание№1-2

cтpyктypy и фyнкции бизнec– плaнoв;
Устный опрос
Тестовое задание№3-4

мeтoдикy бизнec– плaниpoвaния;
Устный опрос
Тестовое задание№5-6

бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec– плaниpoвaнию
Устный опрос
Тестовое задание№7













13PAGE 15


13PAGE 141215


13PAGE 15






 ) Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615