Статья «Читательская компетентность учащихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» ХМАО-Югры Тюменской области

Статья «Читательская компетентность учащихся»
подготовила:
заведующий библиотекой
Ляшок Светлана Васильевна
г. Югорск
2014
Ежегодно отмечается спад чтения в среднем звене учащихся школы.
Учебный год 2 класс
2009-2010уч/год 3 класс
2010-2011уч/год 4 класс
2011-2012уч/год 5класс
декабрь2013г.
5 а класс 20чел 18 чел 12 чел 10 чел 16 чел
5 б класс 19 чел 19 чел 19 чел 7 чел 14 чел
5 в класс 18 чел 18 чел 16 чел 10 чел 15 чел
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Именно в 5-х классах, при переходе в среднее звено, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Это и определило главную направленность работы школьной библиотеки. В этом учебном году было обращено внимание на учащихся 5-х классов.
Цель работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у школьников. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов;
стимулирование творчества детей.
Под читательской компетентностью понимаем необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса рассматриваем:
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Проведено анкетирование по выявлению читательской активности и направленности читательских интересов. Результаты таковы: участвовало 56 человек.
Любишь ли ты читать? Да - 49 чел, не сказать, что люблю читать, но читаю - 6 чел, нет -1
Почему ты любишь читать?Узнаю много нового -27 чел, для учебы -16 чел, интересно – 13.
Что ты предпочитаешь: читать книгу или смотреть ее экранизацию? Книги – 43, экранизацию -2 чел, книгу и экранизацию – 11 чел.
Назови книги, которые ты прочитал(а) за лето? Укажи автора и название.не читал – 28 чел, не помню что читал- 16 чел, Пушкин, сказки и пр-я Носова – 11 чел.
Любят ли в вашей семье читать? Кто самый хороший читатель?Мама-34 чел, папа – 9 чел, я- 6 чел, никто не читает – 8 чел.
Сколько времени уделяешь для чтения художественной литературы? 2-3 часа-8 чел, 1 час- 13 чел, то 20 до 40 мин – 35 чел.
Читаешь ли ты журналы и газеты? Какие? Да- 17 чел из них с перечислением наименований -10 чел, нет – 39 чел.
В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир.
Проведен мониторинг исследований уровня компетентности и готовности ученика к целостному восприятию мира, к успешному продолжению обучения в основной школе и умение оперировать информацией в большом количестве информации:
5а кл – 17 человек
Низкий Удовлетворительный Хороший Высокий
- 7 41% 10 59% -
5б кл – 19 человек
Низкий Удовлетворительный Хороший Высокий
- 4 21% 12 63% 3 16%
5 в кл – 18 человек
Низкий Удовлетворительный Хороший Высокий
- 8 44% 10 56% -
Также в помощь составлен рекомендательный список литературы для чтения в 5 классе. Это книги по школьным предметам, после прочтения книг, знания детей будут использоваться в библиотечных, учебных и школьных мероприятиях.
Для родителей создан буклет с рекомендациями « Как привить интерес к чтению» и как использовать эмоционально-оценочную лексику при анализе художественных произведений после прочтения ребенком книги.
К дню памяти А.С. Пушкина, 10 февраля проведена викторина
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и оформлена книжная выставка и выставка по рисункам детей к произведениям. Подведены итоги и победителям вручены грамоты.
К 75- летию со дня рождения В.Г. Распутина создавалась с помощью учащихся, учителей литературы выставка его произведений и оформленных учащимися газет о творчестве писателя.
И в завершение учебного года к Общероссийскому дню библиотек, учащиеся старательно готовятся: пишут сочинения на уроках литературы, риторики на тему: « Моя любимая книга», « Чтение – вот лучшее учение», пишут отзыв на прочитанную книгу, создают газету « Роль чтения в жизни человека», « Книги читать – скуки не знать», « Книга – источник знаний». И в результате оформлена тематическая выставка плакатов и газет, оформлен альбом отзывов и сочинений. Ежедневно проводится индивидуальная беседа, как библиотекаря, так и учителя литературы « Книга – это друг, советчик», которая позволяет формировать взгляд на книгу как на нравственный ориентир, на развитие культуры чтения.
Составлен и рекомендован список литературы для летнего чтения.
Все эти мероприятия проводимые библиотекарем и учителями литературы дали положительный результат: повысилась активность посещения библиотеки, подбору литературы в основном способствовал рекомендательный список, отмечается большая активность работы в читальном зале: работа со справочной литературой и научно-познавательной.
Выводы:
1) Работа по развитию читательского интереса учеников 5 классов должна вестись систематически (на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);
2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
4) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики литературы согласно возраста.