Качество образовательных услуг в системе среднего профессионального образования


Качество образовательных услуг в системе среднего профессионального образования
В системе среднего профессионального образования  всегда уделялось большое внимание качеству образования. Однако каждое образовательное учреждение строит свою систему внутренних механизмов гарантии качества и по своим принципам. В этих случаях отсутствуют единые принципы построения и организации функционирования системы управления качеством образовательных услуг в колледжах.
В связи с эти возникает необходимость разработки комплексной системы качества образовательных услуг в среднем профессиональном образовании, которая обладала бы определенными свойствами и закономерностями и была направлена на получение полезного результата, а именно интегральной системы качества образовательных услуг в среднем профессионально образовании.
Особенностью интегральной системы качества образовательных услуг является комплексный подход к целям в области качества, а именно:
– соответствие требованиям государственных и международных стандартов в реализации программ профессионального образования;
– обеспечение опережающего удовлетворения запросов потребителей: студентов, работодателей, общества путем проведения исследования рынка, открытия новых специальностей с учетом перспектив экономического развития России;
– расширение сферы научно-исследовательской и инновационной деятельности колледжа, как основы для привлечения дополнительных ресурсов, повышения квалификации и практических навыков сотрудников и обеспечения базы для реализации образовательного процесса;
– расширение системы профессионального обучения в области менеджмента качества для образовательных учреждений СПО и персонала колледжа;
– обеспечение набора студентов, заинтересованных в получении качественного профессионального образования;
– внедрение передовых образовательных технологий с использованием современных технических средств обучения путем совершенствования материально-технической базы и информатизации образовательного процесса и жизнедеятельности колледжа;
– повышение качества образовательных услуг путем совершенствования профессионального уровня всех сотрудников колледжа и стимулирования научной, учебно-методической деятельности преподавательского состава, выделяя на это соответствующие ресурсы;
– расширение системы социального партнерства на основе взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями и организациями;
– постоянное расширение деятельности в области международного сотрудничества на основе участия в международных программах и проектах, ориентированных на инновационную деятельность, предпринимательский подход, качество подготовки специалистов;
– обеспечение единого информационного пространства для всех сотрудников колледжа в целях создания и организации эффективного функционирования системы менеджмента качества;
– постоянное поддержание в рабочем состоянии сертифицированной системы менеджмента качества для обеспечения ее результативного и эффективного функционирования.
Проектирование интегральной системы качества образовательных услуг в среднем профессиональном образовании основывается на определенных социальных ценностях и приоритетах. К их числу можно отнести следующие [67]:
1. этические приоритеты
Образование является неотъемлемым правом человека. Реализация этого права - одна из граней зрелости общества. Соответственно этому реализация этого права — выражение социальной справедливости, которая должна быть решающим фактором при рассмотрении приоритетов для финансирования образования, планирования образования и инвестиций в образование;
2. политические приоритеты
С политической точки зрения, возможность получить образование определенного типа может зависеть от способности правительства противостоять определенным социальным слоям и социальным группам, претендующим на большую долю национальных общественных ресурсов. Соответственно этому бюджет образования может также устанавливаться под влиянием определенных социальных групп, так или иначе отражающих интересы общества;
3. экономические приоритеты
Они отражают, с одной стороны, экономические возможности общества, а с другой - подсчет эффективности инвестиций в образовательный процесс и в целом в образовательную систему данного вида. Во всем мире всегда считалось, что вклад в образование — самый эффективный вклад. Отказ от такой позиции, в конечном счете, приводит к неэффективности экономики, которая не пополняется высококвалифицированными кадрами;
4. образовательные приоритеты
Хотя система образования является подсистемой общества в целом, тем не менее, данные приоритеты должны иметь решающее значение при формировании бюджета. Это обусловлено тем соображением, что общество лишь тогда является стабильным, когда синхронизированы два основных социальных процесса: производство высококачественной продукции и воспроизводство высококвалифицированных кадров. Перекос в этом отношении сразу делает социальную систему неустойчивой. Отказ от образовательных приоритетов, акцент на производство продукции и ущемление воспроизводства высококвалифицированных кадров по принципу обратной связи сказывается на экономике в целом.
Исходя из основных приоритетов проектирование интегральной системы качества образовательных услуг в среднем профессиональном образовании необходимо проводить в три этапа.
Первый этап - адаптационный.
Целью данного этапа проектирования интегральной системы качества образовательных услуг выступает психологическая и профессиональная ориентация всех участников среднего профессионального образования к работе в новых условиях.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. организационных:
— формирование группы участников;
- ознакомление участников с основными целями и задачами проектирования;
2. содержательные:
- выявление современных тенденций и специфических особенностей подготовки студентов на современном этапе;
- подготовка педагогических кадров к проведению проектной деятельности и активному использованию средств информационных технологий в решении профессиональных задач;
- выявление социального заказа на профессиональную подготовку студентов по разным отраслям;
3. технические:
- провести отбор необходимого оборудования и методического обеспечения.
Второй этап — внедренческий.
Этот этап предполагает достижение такой цели, как практическая организация работы в рамках проектирования системы качества образовательных услуг.
На втором этапе предполагается решить следующие задачи:
1. организационные - привлечение к работе над проектом ведущих, преподавателей и методистов в качестве консультантов в проектировании;
2. содержательные:
- определение социально-экономических, организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки студентов колледжей;
- разработка концептуальных подходов к профессиональной подготовке студентов колледжей;
- разработка проектов, усиливающих практическую направленность обучения и организации работы по профессиональной подготовке студентов колледжей;
- определение содержания профессиональной подготовки студентов колледжей, и обоснование направлений проектной деятельности;
- разработка и апробация учебно-методического комплекса (УМК), обеспечивающего качество профессиональной подготовки;
3. технические:
Третий этап - коррекционный.
Цель: анализ результатов проектирования системы менеджмента качества образовательных услуг, определение путей дальнейшего совершенствования новых организационно-методических и содержательных структур в профессиональной подготовке студентов колледжа.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. организационные:
- корректировка и утверждение программы проектирования интегральной системы качества образовательных услуг;
- подготовка материалов к изданию.
2. содержательные:
— разработка модели проектирования интегральной системы качества образовательных услуг;
— обсуждение перспектив развития и внедрения проектирования интегральной системы качества образовательных услуг;
— разработка предложений и рекомендаций по широкому внедрению проектирования интегральной системы качества образовательных услуг;