Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника

Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника

В настоящее время, в свете идеи гуманизации образования утверждается личностно-ориентированный подход к содержанию образования. Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой, коммуникативной компетентности учащихся.
Но, как известно, дети, обучающиеся в билингвальной среде, испытывают определенные затруднения в освоении русского языка, речевой компетенции.
Фразеология позволяет решить эти проблемы, так как содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. "Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации". Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, оценочность, эмоциональность. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.
Анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы показывает, что авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к осознанию лексического значения фразеологизма. Исключение составляют учебники А.В. Поляковой. В соответствии с общими методическими принципами системы Л.В. Занкова уже в 1-м классе вводится определение понятия "фразеологизм", которое закрепляется во 2-м классе.
Обучение фразеологии будет эффективным, при создании следующих условий:
фразеологизмы следует вводить с постепенным нарастанием сложности;
предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске лексического значения фразеологических единиц;
помочь ученикам осознать, некоторые приемы по обогащению словаря фразеологизмами.
Обучение фразеологии складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия "фразеологизм" и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем.
Методы и приемы обучения фразеологии младших школьников могут быть направлены на:
обнаружение;
объяснение;
иллюстрирование;
использование в речи;
отработка интонации.
Большая часть приемов объяснения значения фразеологизмов, стимулирует самостоятельный поиск учащихся. Значение фразеологизма:
а) выясняется по картинке-иллюстрации; б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований; в) находится по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарику.
Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента.
На активизацию словаря младших школьников эффективными являются следующие упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом; подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста; подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.
Предлагаем часть упражнений, направленных на активизацию словаря школьников:
1. Упражнения, направленные на знание лексического значения фразеологических единиц:
а) Раздели фразеологизмы в три группы. Укажи признак каждой группы.
Во весь дух. Одного поля ягода. Яблоку негде упасть. Во все лопатки. Одним миром мазаны. На всех парах. Шагу негде ступить. На одно лицо. Иголку негде воткнуть. Как на пожар. На один покрой. Только пятки засверкали. Как две капли воды.
б) Укажите сначала фразеологизмы со словами синонимами, затем – с антонимами.
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.
2. Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости.
а) Какие прилагательные, нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?
мороз; кричать матом; друг; воробей; враг; кусок; на язык; лепет; молодец; лето; девица; сынок; руки; как муха; барышня; орешек; бочка; на руку.
б) Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.
Восьми пядей во лбу. Только пятки засверкали. Проще пбреной моркови. Медведь на ухо наступил. Мозолить глаза. Как акула в воде. Воду толочь в ступе. Вот где собака зарыта. Считать голубей. Ловить на лету.
3. Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников
а) Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
б) Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Так как использование в речи фразеологизмов можно считать высшим этапом овладения языком, то, возможно, изучение фразеологических оборотов (понимание и правильное употребление) в начальной школе может вызывать у детей затруднение. Но систематическая и целенаправленная работа, а также обучение по развивающей системе, предполагающей высокий уровень трудности получаемых знаний, постижение языковых ценностей позволяют развить у младших школьников языковую и коммуникативную компетентность. Что, в конечном счете, позволит детям успешно адаптироваться в современном обществе.