Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА
НАКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
Цель: экологическое воспитание детей.
Задачи: расширить знание детей об условии жизни птиц зимой;
развивать наблюдательность и образное восприятие мира;
развивать эстетическое восприятие прекрасного и воспитывать способность к
сопереживанию
Ход урока
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о птицах, о том, что птицам зимой нечего есть и потому им нужно помогать, кормить их.
Учитель: А как мы помогаем птицам зимой?
Дети: Мы (взрослые и дети) делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу. В кормушки мы кладем разный корм.
Учитель: А из чего мы делаем кормушки?
Дети: С помощью взрослых можем сделать кормушки из фанеры, дерева, из коробок картонных, пластиковой бутылки и других подручных материалов.
Учитель: Молодцы! А что же делать тем птицам, которые живут в лесу, ведь в лесу нет кормушек. Самое страшное для птиц – не холод. Потому что те птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то как раз от голода.
И прилетают птички из леса поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого крошками, кого и зернышками. А кого и сальцем.
А каких птиц вы знаете?
Дети: Ворона, галка, воробей, голубь и другие
Учитель: Хорошо, ребята! Вы много птиц знаете.
А вот – это что за птица?
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!

( Показ слайда)


Дети: Это снегирь.
Учитель: Правильно, дети, это снегирь. Ребята, а как вы думаете, зачем снегирь сел на веточку? Что он любит есть?
Дети: Снегирь любит семечки, ягоды.
Учитель: Да, он очень любит ягоды рябины, калины, семена сирени, веники из конского щавеля, лебеды, а также почки деревьев и кустарников и может лакомиться мелкими семенами, орешками,

Ты с модницей этой, конечно, знаком,
Вертушке на месте никак не сидится –
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится…
( Показ слайда)

Дети: Это синица.
Учитель: Да, конечно, это синица. Зимой им трудно найти за короткий день корм в достаточном количестве. Выручить их помогут кормушки, развешанные вами. В благодарность за это синицы и летом будут уничтожать вредителей вблизи от места подкормки. Наблюдая за ними, можно увидеть много интересного в их поведении.
Так чем же их можно кормить?
Дети: Сало хорошо клюют.
Учитель : Да. Только сало нужно давать несоленое. Можно – семечки дыни, арбуза, тыквы, репейника, овес, сушеные майские жуки, обрезки сырого мяса.Верещунья, белобока ,А зовут ее…
(Показ слайда)

Дети: Сорока!!!
Учитель: Сорока на хвосте вести приносит- говорит народная пословица.
Сорока не считается вредной птицей, хотя и разоряет гнезда других птиц, она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых и мышевидных грызунов.
Специально сороку мы не подкармливаем, она везде найдет себе пропитание.
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
« Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись…
(Показ слайда)

Учитель: Ребята, чем же кормится дятел?
Дети: Шишками.
Учитель: Дятлы лакомятся кедровыми орехами, семенами сосны, ели.
Как же он достает семена?
Дети: Дятел разбивает шишки в специальных «кузнецах».
Учитель: Некоторые дятлы любят плоды, таков седой дятел, обитающий у нас.
Быстро продвигаясь по дереву, он простукивает ствол, словно медицинским молоточком. Клюв с размаху пробьет «шахту» в ход короеда. Дятлы клювом – долотом быстро определяют по звуку ствол дерева, где находится насекомые, и извлекают их оттуда. Он не успокоится, пока не выберет всех вредителей.

В белых шубках ели, сосны…
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы…

(Показ слайда)

Учитель: Кто знает эту птицу? …. Это белокрылый клест, он отличается двумя белыми полосами поперек темно – бурого крыла, питается семенами сосны и ели. И, действительно, у клестов - птенцы вылупляются зимой.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу
(Показ слайда)

Дети: Это поползень…
Учитель: В народе их прозвали ямщиком из- за звонкого крика « клой – клой » и погонного посвиста. Питаются эти птицы насекомыми, но в холодное время года часто раздалбливают, вставив предварительно в щель, орехи, шишки, поедают и другие семена.
Эти птицы охотно посещают кормушки, как и синицы. Кто- нибудь из вас видел, когда – нибудь клеста?
Дети: Да, видели. На кормушке в школьном саду, вы показывали.
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик – чирик!
(Показ слайда)

Дети: Это воробей.
Учитель: Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь, есть народная пословица.
Ведь они быстры и вездесущи.
Воробьи всеядны – они наши незаменимые помощники в борьбе с вредителями леса, поля, огорода, но, как говорит народная поговорка « старого воробья на мякине не проведешь». И поэтому их можно подкармливать всеми подручными продуктами.

Посмотрим наши кормушки, развешанные в школьном саду, дома в огороде и в других местах.
( показ слайдов)

Синица на кормушке.

Пируют воробьи и синицы. Тут же и куст калины. На столе просторно, всем хватит и корма, и места.
100965137795

Нарядный снегирь в школьном саду, тут и плоды дикой яблони и всякая всячина.

Подружились!

Яблоки на снегу – это наши красавцы – снегири!


Вездесущие воробьи

Шустрая синица

Учитель: Ребята, есть птицы хищные, рыбоядные, насекомоядные, семеноядные, плодоядные, со смешанным питанием. У многих птиц пищевод имеет особое расширение – зоб, где пища временно хранится и предварительно переваривается. При голодании у птиц, особенно мелких, понижается температура, и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски пищи мало.
Дети: И вот почему так важно подкармливать птиц, остающихся у нас на зиму.
Учитель: Птенцы наших певчих птиц гибнут от голода через несколько часов.
Каково значение птиц в природе и жизни человека? Скажите – ка, ребята?
Дети: Значение птиц в природе и жизни человека очень велико. Птицы разносят семена, некоторые опыляют цветки растений. Поедая вредных животных и семена сорняков, они приносят пользу сельскому хозяйству.
Учитель: Не только сельскому хозяйству, но и лесному хозяйству.
Каждый из нас должен помнить: ребята – друзья птиц.
Их надо охранять, помогать им в трудное время (засуха, зима), не разорять гнезда. Следить, чтобы и другие бережно относились к птицам – нашим замечательным помощникам и украшению нашей планеты.



Использованная литература:
П.П.Второв, Н.Н.Дроздов Определитель птиц, Москва «Просвещение» 1980
Энциклопедический словарь юного натуралиста, Издательство «Педагогика» 1981
Игорь Акимушкин Мир животных, Москва « Мысль» 1989
Журнал «Досуг в школе» №12 2010г.
Журнал « Читаем, учимся, играем» №1 2009г.
Журнал «Книжки – нотки» №11 2008г.