Папка-передвижка для родителей по развитию речи






«Развиваем речь ребёнка дома
с помощью игр»




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]









Уважаемые родители!
Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.  Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.  Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.  Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! 


"Только весёлые слова"  Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,  допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.  Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.). 
"Автобиография"  Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.  Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).  Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).
  "Волшебная цепочка"  Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?  Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?  Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д. 
"Слова мячики"  Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением. 
"Антонимы в сказках и фильмах"  Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.  Примеры заданий:  "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");  "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");  "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");  "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");  "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");  "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");  "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");  "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");  "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");  "Если вдруг"  Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.  Например, Если вдруг на Земле исчезнут:  Все пуговицы;  Все ножницы;  Все спички;  Все учебники или книги и т. д.  Что произойдёт?  Чем это можно заменить?  Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."  Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:  Живая вода;  Цветик-семицветик;  Сапоги-скороходы;  Ковёр-самолёт и т. д. 
"Подбери слово"  Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).Наш город Элиста какой?(красивый,любимый,нарядный,чистый).Наша степь какая? и т.д. "Кто что умеет делать"  Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).  "Антонимы для загадок"  Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".  Обитает в воде (значит, на суше);  Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);  Хвост очень длинный (значит, короткий);  Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);  Очень любит солёное (значит, сладкое).  Кто это? 
"Весёлые рифмы"  Играющие должны подбирать к словам рифмы.  Свечка - :. печка;  Трубы - : губы;  Ракетка - пипетка;  Слон - :поклон;  Сапоги - :пироги и т. д. 

“Лишнее слово” Вы  произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.

“Придумай слово” Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).












15