Общешкольное родительское собрание Дети — наше будущее


МБОУ «Знаменская средняя школа»
Общешкольное родительское собрание:
«Дети - наше будущее»
Подготовила Васильева Елена Анатольевна
Наши дети. Наша радость и грусть, наше счастье и несчастье, наша гордость и наше горе… Это всё они - наши дети. Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется. Он всё время что – то делает не так, в чём-то ошибается, и мы постоянно чем-то недовольны. А, может быть, всё дело в том, что мы просто-напросто плохо знаем своих детей? Их нужды, потребности, их манеру общения, их, кажущуюся нам дурацкой, новую моду? Не знаем или не хотим знать? А, может быть, нам порой просто не хватает терпения, чтобы выслушать и понять ребёнка? Или времени? Причин много. Но главная причина всех бед, это то, что мы, взрослые, не умеем общаться с нашими детьми, порой сами себе боимся признаться в этом, спросить совета, поискать помощи. И вырастает стена непонимания, появляются конфликты, и только тогда мы с ужасом осознаём – что-то не так, где-то мы были не правы, можно было поступить по-другому. А вот как по другому?
Общение с ребёнком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше меня знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается.
Я могу делать с ним всё, что хочу.
Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко, он поступает в соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте. И если выросший ребёнок не оправдает ожиданий, есть на кого свалить вину: на школу, общество, дурную компании. Или на природные склонности человека.
Трудно становится, когда с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду пользоваться своей властью.
Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, сильно рискуешь, ведь никто не может предсказать заранее, чем всё это обернётся.
Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом: старательно моем, стираем, готовим, вообще, бдительно смотрим за порядком, оставляя на потом общение с ребёнком, тихие разговоры с ним. Нам некогда узнать его внутренний мир, мир его тревог и волнений, просто услышать и понять его. Нам часто кажется, что у детей нет проблем, их просто не бывает, что у них сплошные пустяки, а они серьёзно переживают свои беды, и не надо гасить их чувства. Воспитание чувств ребёнок получает в семье. А семья – это, прежде всего, общение.
Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. И оттого, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями? Надо сначала познакомиться с принципами общения.
Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что общение стоит на основе шести принципов, которые можно записать в виде рецепта. Это рецепт - основной закон воспитания детей в семье. Содержание примерно такое:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви доступности, добавить совместной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребёнка, значит, любить его не за отметку в дневнике или убранную вовремя постель, а за сам факт его существования в этом мире.
Признание ребёнка – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть малюсеньким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершать такой поступок. Ребёнок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учёбы, половое созревание, поиск жизненного пути.
Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу. Оно может существенно влиять и на учебные успехи ребёнка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, то это позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в своих возможностях.
Родительская любовь. В нашем мире есть дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребёнок нуждается в любви ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали по 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок – подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Просто в младшем возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребёнок ощущал на себе достаточно редко.
Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений.
Принцип доступности подразумевает, что родители в любую минуту найдёт в себе силы отложить все свои дела, свои заботы, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком промедление иногда смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребёнком, это не значит читать ему нотации и морали. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя помочь пережить страдания, проговорить и обсудить какую – то тревожащую его ситуацию.
Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование привычки быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.
Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость, умение сказать ребёнку «нет». Родители должны помнить, что умение говорить «нет» - это обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного авторитета в глазах ребёнка, теряем остатки собственного авторитета.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка – кропотливый труд отца и мамы. Мнение родителей о родных, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки - всё это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей не должна зависеть от определённых ситуаций. Например, у отца неприятности на работе и он, проверяя дневник своего ребёнка распекает его так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребёнка это папе не прибавит, а вот недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.
Авторитетность родителей глазами ребёнка – это прежде всего, желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не было для отца и матери. Так будут поступать дети лишь в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, нее совершая ошибок, невозможно.
Ещё одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей – это отсутствие боязни критики со стороны своих же детей. Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того , чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться вместе с ними. Как в пословице «Век живи, век учись».
Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отчем доме.
Чем меньше родители будут использовать в общении с детьми угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми право на спокойную старость их родителей.
Хамство и грубость детства практически всегда возвращается неуютной и обиженной старостью, очень грустной и тоскливой.
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам.
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе,
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети,
Трудно с ними – ну и пусть.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.