Методическая разработка по теме Калмыцкие пословицы и поговорки как качественные задачи при изучении естественных наук


Копилка методических находок учителя _______

Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района, отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
КАЛМЫЦКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
КАК КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Этнокультурно-коннотированное содержание
образования транслирует в будущее духовно- нравственное, культурно-педагогическое наследие, менталитет народа на ценностно-целевом уровне и положительно сказывается на глубине и прочности знаний учащихся.
А.Б. Панькин
В условиях глобализации единственным каналом передачи, воспроизводства и развития этнокультурного опыта становиться этнокультурная коннотация (англ. сonnotation – добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание). Этнокультурная коннотация не ограничивается изучением родного языка или преподаванием нескольких этнически ориентированных предметов. В её основе – идея формирования этнической картины мира через содержание образования.
Одна из основных традиций народной педагогики - развитие этнического самосознания. Эта цель реализуется в преподавании и всех предметов, и естественных наук в частности.
Национальная система образования, отражая жизнь во всём многообразии жизненного опыта народа, воспитывает способность сопоставлять и сравнивать, находить ответы и делать выводы, способствующие популяризации и усвоению воспитательного резонанса этнопедагогических установок народа, принципов общественной этики. Она приобщает к национальной культуре, традициям, языку.
Наблюдения явлений природы, житейские ситуации в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатлённых в афористичных изречениях.
Многие пословицы и поговорки имеют физическое содержание и могут быть использованы в учебном процессе как качественные задачи. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения.
О пословице хорошо сказал Я.А. Каменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание этнопедагогических функций пословиц и учёта в них определённых закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намёк выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идёт от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).
Если пословицы и поговорки имеют наряду с физическими и житейские смыслы, то в воспитательных целях выясняем с учащимися и их.Рассмотрим на примерах данные объяснения некоторых калмыцких народных пословиц.
•В пословице: «Золото сколько бы ни лежало, цвета своего не меняет» говорится о таких свойствах золота, как однородность и сохранность.

•«После дождя солнце жжёт, после обмана стыд жжёт», В данной пословице объясняется, что при конденсации выделяется тепло, а в жизни следствием обмана является стыд.
• «Лучшие качества коня узнаются при беге, лучшие качества серебра – при плавке». В данной пословице отражён физический факт того, что, качества пластических свойств появляются при повышении температуры. Отражение житейского факта заключается в том, чтобы узнать качества коня, нужно на него посмотреть во время бега.

• В пословице: «Взмах орлиный, полёт – куриный» отражается зависимость подъёмной силы от величины размаха крыльев, а в житейском смысле в пословице высмеивается человек, который много говорит, а мало делает.
• В окружающем нас мире происходят всевозможные изменения, т.е. явления: и даже такое быстротечное явление как молния является процессом изменения. Этот физический факт отражён в пословице: «Всё в мире изменчиво: и молния постоянно не светит».

• «Осенью часто идут дожди, а к старости человек – ворчлив». С точки зрения физики осенью вследствие понижения температуры окружающей среды и повышения конденсации дожди идут чаще. В физических явлениях всё закономерно и в жизни является закономерным, что к старости человек – ворчлив.
Литература:
1. Богаев Д.П. Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков, с. http://videouroki.net/filekom.php? fileid=98670127, 03.12. 2013.
2. Богаев Д. П. Этнокультурная коннотация при изучении физики // Актуальные проблемы современной физики и математики, Эл., ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014, с.с. 52, 53.