Методическая разработка Развитие творческой способности ученика при изучении фонетических средств выразительности


Развитие творческой способности ученика при изучении выразительных средств фонетики на уроках литературы.
Автор: Денисьева Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ №1908 г. Москвы.
Ключевые слова и выражения: современная модель урока литературы, учебная ситуация, звукопись, ассонанс, аллитерация, звукоподражание, звуковой образ, звуковое письмо. Одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС второго поколения становится необходимость внедрения системно- деятельностного подхода к преподаванию. Главной задачей является развитие у учащихся умений самостоятельно мыслить, рассматривать изучаемый материал в соответствии с личностными целями и потребностями, решения актуальных проблем. Большое значение в этой ситуации отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Репродуктивный, воссоздающий процесс обучения должен быть заменен на процесс. развивающий логическое мышление, творческое воображение, интуицию, речь. Материалы данной статьи помогут ответить на вопрос, как может строится современная модель урока литературы при изучении фонетических средств выразительности речи, как на основе требований дидактики можно моделировать различные учебные ситуации в рамках разных видов деятельности (коммуникации, исследования, рефлексивной деятельности и др.).
Слово «выразительность» образовано от прилагательного «выразительный», связано со словами «выражать», «выражение». За термином «выразительность речи» скрывается очень много разнообразных качеств речи. Главное в понятии «выразительность» для художественного поэтического текста является способность произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие поэтические образы людей, картин природы и т.п.
Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: фонетическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. Фонетические приемы и средства выразительности занимают особое место в поэтическом произведении. М.В. Ломоносов сравнивал фонетические возможности русского языка с движением. Взглядами и речами прекрасной дамы. Как прекрасная дама , несмотря на дорогое платье и богатые украшения . без «пристойных движений», взглядов и речей «бездушна». То есть суха. Неестественна, так и художественная речь без фонетических средств выразительности бедна, суха, неинтересна.
Слово «звукопись» состоит из двух частей: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Термин «звукопись» обозначает создание звуковых образов при помощи использования определенных звуков в определенном порядке. В понятие «звукопись» входит ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
Звукопись- это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: шелест травы, пение птиц, шум ветра и т.д. Рассмотрим некоторые методы и приемы изучения важнейших фонетических средств на уроках литературы.
Эпиграфом к данной теме можно взять слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Это высказывание о фонетических возможностях русского языка очень хорошо применимо при работе с учащимися девятых классов на уроках изучения поэтического творчества русских поэтов 19-20 столетий, а также при подготовке к написанию сочинения- рассуждения на выпускном экзамене по русскому языку за курс основной средней школы.
Отталкиваясь отданного высказывания, учитель пробуждает творческую способность ученика логически мыслить, самостоятельно строить суждение. Так на уроке создается учебная ситуация.
Учебная ситуация- это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, преобразуют его, исследуют, совершая разнообразные учебные действия, или предлагают свое описание и т.д., частично- запоминают.
Главная цель в данном направлении- создание такой ситуации, которая неизбежно должна вызвать стремление к познавательной деятельности, к самостоятельной работе над углублением и расширением своих знаний. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие ученика.
Учащиеся объяснят смысл высказывания Н.В. Гоголя, скажут, что великий писатель был прав. Действительно, наш язык подобен сложнейшему музыкальному инструменту. Словом можно выразить все тончайшие движения души человека. Слово представляет в поэтическом творении алмаз, собранный из многочисленных камешков - звуков. Красоту алмазу придает огранка. Вот так и поэтический текст проходит множество стадий «огранки» прежде чем стать бриллиантом мастерства. И каждый звук текста- таинственная история рождения этого бриллианта- текста. Далее можно предложить учащимся привести другие высказывания русских писателей о языке, которые также могли бы стать эпиграфом к изучаемому материалу. После работы над эпиграфом следует перейти к примерам из текстов поэтических произведений мастеров словесного искусства.
Задание: найдите в текстах повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения?
О, весна - без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю…
(А.А. Блок)
2. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут.
(А.С. Пушкин)
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.
(А.А. Блок)
В первом примере повторение широкого , открытого гласного звука /а/ как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне и мечте.
Во втором примере повторение /а/ передает спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи. В третьем примере повторение узкого, закрытого гласного /Е/ усиливает таинственность, загадочность героини стихотворения.
Вывод: во всех примерах присутствует звуковое письмо, или ассонанс, то есть создание образа с помощью повторения звуков.
Творческое задание: придумайте предложения, в которых при помощи повторения одних и тех же гласных звуков можно передать различные эмоции, чувства.
После выполнения данного задания учитель задает учащимся вопрос: «Какое практическое значение имеет эта работа? Где можно применить полученные знания?»
Подобная учебная деятельность создает мотивацию к обучению, способствует проявлению творческой активности, учит ребенка организовывать свою деятельность в нужном направлении, носит воспитательный характер.