Рабочая программа факультативного курса «За страницами учебника географии»


Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «За страницами учебника географии» составлена на основе учебных пособий Морозовой Л.П. Занимательные материалы по географии. 6класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. и «Занимательная география» / А.М. Безруков, Г.П. Пивоварова.- М.: Дрофа, 2005. – 320 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!). Программа рассчитана на 1 год изучения: в 6 классе (35 часов).
Опорным для обучающихся 6 классов, начинающих изучать географию, являются знания и умения по курсам «Окружающий мир» (начальная школа) и «Природоведение» (5 кл.).
В ходе изучения курса предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, об основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.
Цели и задачи курса.
Изучение курса направлено на:
. освоение знаний об основных географических понятиях; источниках географической информации; географической карте, глобусе, планете, местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;
. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; применять географические знания для объяснения разнообразных географических явлений и процессов;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний о географии;
. воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности;
. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды; ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населенного пункта и др.
Первый раздел программы «Земля - планета солнечной системы» направлен на изучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус план местности. Здесь же дается представление о методах изучения Земли. Последние формируются, совершенствуются у обучающихся в процессе всего периода
Важным для содержания курса является второй раздел программы «Загадочный мир литосферы», где осуществлен покомпонентный подход к изучению природы Земли. Изучаются: литосфера и рельеф Земли. Покомпонентный подход направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека.
При изучении геосфер Земли раскрываются особенности природы своей местности.
Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды.
Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Учащиеся имеют возможность познакомиться с отдельными примерами местных природных комплексов на экскурсиях в природу.
При изучении данного курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться в городской местности по компасу, солнцу, местным признакам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.
Практические работы курса направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.
Планируется проведение различных форм уроков в соответствии с дидактической целью: практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса. Для этого используются различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением об организации факультативных занятий учащихся 5-8 классов (утверждено решением педагогического совета, приказ №582-од от 30.08.2010г.). Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера, конструирования презентаций и отслеживания хода работы над учебным исследованием.
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения географии ученик 6 класса должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- основные источники информации по географии своей местности и родного края;
- природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты г. Ноябрьска и других объектов ЯНАО; обозначать их на контурной карте;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.
На изучение курса отводится 35 часов.
Учебно-тематический план факультативного курса «За страницами учебника географии»
6 класс (1 час в неделю, всего 35ч.)

п/п Тема раздела Количество часов В том числе
практических контрольных
1 Земля - планета солнечной системы 5 часов 2 2 Загадочный мир литосферы 7 часов 3 1
3 Водная оболочка Земли 10 часов 3 1
4 Воздушный океан планеты 8 часов 4 1
5 Живая оболочка Земли 5 часов 1 1
ИТОГО 35 13 4
Литература.
1. Занимательная география / А.М. Безруков, Г.П. Пивоварова.- М. : Дрофа, 2005.- 320 с.:ил.- (Познавательно! Занимательно!).2. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008. – 174, (2) с.: ил., карт.
География. Природа и люди: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.] ; под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 – 232 с.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 кл. – М.: Дрофа, 2005
Климанова О.А. и др. География. Землеведение. 6 кл. - М.: Дрофа, 2004 – 240с.
Летягин А.А. Под. ред. Дронова В.П. География. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006
Лобжанидзе А.А. (Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М.) География. Планета Земля. 6 кл. – М.: Просвещение, 2006 – 143 с.
Петрова Н.Н. - География. 6 кл. – М.: Дрофа, 2006
Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2007 – 216 с.
Сухов В.П. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. – М.: Просвещение, 2005
Литература для учителя и обучающихся :Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
Погода и климат. М.: Терра - Книжный клуб, 1998.
Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «За страницами учебника географии»
6 класс, 1 час в неделю (всего 35 часов)
№ Дата проведения Тема урока Тип урока, форма проведения Элементы содержания Умения и виды деятельности Контрольно оценочная деятельность Домашнее задание
По плану По факту Общеучебные Специальные Вид Форма Земля- планета солнечной системы ( 5 часов)
1 Теории происхождения Земли Информативно-диалогическая лекция.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Различные теории происхождения Земли учеными: И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт, В.Г. Фесенков, Л.П. Шубаев, В.И. Попов Уметь пользоваться основными источниками информации Использовать современные геоинформационные технологии для поиска географической информации вводный Эвристическая беседа Стр. 3
2 Как представляли себе Землю древние народы. Практикум. Комбинированный.
Представление о форме Земли жители Вавилона, Греции, Индии, Египта. Выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике Умения проводить географические наблюдения Тематический Индивидуальные задания Стр.7
3 Как люди узнали, что Земля- шар Проблемно-диалогическая лекция. Комбинированный Различные наблюдения, доказывающие шарообразность Земли. Проводить наблюдения, описывать их и делать выводы Умения проводить географические наблюдения, использовать простейшие приборы для этого Текущий Работа по карточкам Стр. 10 подготовка сообщений
4 Форма и размеры Земли. Исследования Н. Коперника, И. Кеплера. И Ньютона, Ф.Н. Красовского. Урок-путешествие.
Комбинированный Исследования формы Земли
Э её размеров. Геоид- форма Земли. Движение Земли .Измерять, пользуясь соответствующими инструментами и приборами Работа с картой полушарий и глобусом Текущий Сообщения Стр. 14
5 Удивительная история магнитной стрелки Практикум
Урок обобщения и систематизации знаний. Магнитные явления, наблюдаемые на земной поверхности. Открытие магнитных свойств и использование их учеными Китая, Франции, Италии Уметь пользоваться основными источниками информации Работа с компасом, нахождение азимута, определение направлений текущий Практикум Стр.25
Загадочный мир литосферы (7 часов)
6 Строение литосферы Проблемно-диалогическая лекция. Комбинированный Исследование литосферы- твердой оболочки Земли. Сверхглубокие скважины. Определять структуру объекта, находить и выделять значимыеЗнать внутреннее строение Земли Тематический Эвристическая беседа Стр. 43
7 Движение литосферы Практикум. Урок комплексного применения ЗУН. Горизонтальные и вертикальные движения литосферы. Крупнейшие землетрясения в истории человечества: Лиссабонское, Чилийское Разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно- следственные связи Знать сейсмоопасные зоны земли, показывать на карте. текущий Работа с картой Стр.46
8 Географические последствия землетрясений. Урок обобщения и систематизации знаний. Возникновение на поверхности земли в результате землетрясений различных трещин, сдвигов, сбросов, провалов, обвалов и оползней. Выдвигать гипотезы Определять причинно- следственные связи в последствиях землетрясений, приводить примеры Текущий Работа с карточками Стр. 65
9 Вулканы и гейзеры. Практикум. Комбинированный. Причины возникновения вулканов, их внутреннее строение. Крупнейшие извержения. Везувий, Тамбора, Кракатау, Ключевская Сопка. Гейзеры и горячие источники Йеллоустона Определять причинно- следственные связи Показывать на карте крупные вулканы и гейзеры текущий Практикум Работа с контурной картой Стр. 71
10 Удивительные зодчие природы Путешествие.
Урок комплексного применения ЗУН. Внешние процессы: выветривание, текучие воды. Разделять процессы на этапы, выделять причинно- следственные связи Уметь проводить географические наблюдения Текущий Индивидуальные задания Стр. 100
11 Как возникли сокровища кладовых литосферы Практикум.
Урок обобщения и систематизации знаний. Образование полезных ископаемых в недрах Земли. Различия по условиям образования- глубинные и поверхностные Классифицировать по определенным признакам Знать основные виды минералов, уметь их различать Текущий Практикум. Составление таблицы Стр. 111
12 Лик дна мирового океана Урок контроля знаний. Тестовая работа Особенности рельефа дна Мирового океана. Выдвигать гипотезы Наносить на контурную карту основные географические объекты Итоговый Составление логических цепочек. Тестовая работа Стр. 113
Водная оболочка Земли. (10 часов)
13 Что входит в понятие гидросферы Проблемно-диалогическая лекция.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Состав гидросферы. Свойство воды- самого распространенного на Земле минерала. Проводить наблюдения, описывать их и делать выводы Знать свойства воды, показывать на карте океаны и моря Вводный Практикум. Работа с контурной картой Стр.121 сообщения
14 Исследования Мирового океана. Практикум с элементами беседы. Комбинированный.
Первые мореплаватели, совершившие кругосветные путешествия- Ф. Магеллан или С. Элькано? Уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить конкретные примеры Знать известных путешественников, показывать по карте маршруты их путешествий Промежуточный Сообщения Стр. 128
15 Рекордная глубина океана Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний. Исследование дна океана глубоководными аппаратами «Витязь», «Академик Вавилов» и др. Выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике Уметь определять глубины океана на карте по шкале высот и глубин Текущий Индивидуальные задания по карточкам Стр. 141
16 Сокровища океана Практикум.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Открытие в мировом океане трех самых крупных месторождений полезных ископаемых. Исследования экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» Разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно- следственные связи Знать виды полезных ископаемых Текущий Эвристическая беседа Стр. 143
17 Ледяные скитальцы океана. Урок-путешествие.
Урок комплексного применения ЗУН. Причины образования айсбергов. Трагическая судьба «Титаника» Выдвигать гипотезы Знать свойства покровных ледников, объяснять причины образования в океане айсбергов Текущий Работа по карточкам Стр. 132
18 Движение гидросферы- волны, течения, цунами. Практикум с элементами беседы. Комбинированный.
Образование волн в океане и течений. Самые разрушительные цунами. Кейпроллеры- волны убийцы. Ставить цель, отбирать средства для выполнения задания Знать свойства вод океана. Использовать современные геоинформационные технологии для поиска географической информации Текущий Индивидуальные задания Стр. 147 сообщения
19 Голубые артерии Земли Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний. Крупнейшие реки планеты, водопады- Ниагарский, Анхель, Виктория. Проводить информационно- смысловой анализ текста Показывать на карте крупные реки Земли, водопады. Определять исток и устье реки Текущий Сообщения Стр. 164
20 Озера Земли. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Происхождения озерных котловин. Различие их по площади, глубине, свойству воды, происхождению, возрасту. Каспий, Байкал, Виктория, Танганьика и др. Уметь логически обосновывать и аргументировать суждения Показывать на каре крупные озера, наносить их на контурную карту Тематический Тест Стр.191
21 Наводнения. Причины их возникновения. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Причины возникновения наводнений- быстрое снеготаяние,ливневые дожди. Катастрофические наводнения в Индии, Югославии, России, Китае Определять причины возникших трудностей Находить причинно- следственные связи. зависимость возникновения наводнений от климата Текущий Составление логических цепочек Стр. 173
22 Ледники Земли Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний. Образование, типы ледников- горные и покровные. Движение ледников. Лавины. Причины их возникновения. Крупнейшие ледники мира. Уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения Знать причины возникновения лавин. Показывать на карте крупные ледники мира Текущий Самостоятельная работа с картой атласа и контурной картой Стр.197
Воздушный океан планеты ( 8 часов)
23 Самая лёгкая оболочка Земли. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Состав и свойства атмосферы. Выдвигать гипотезы Знать свойства воздуха Тематический Эвристическая беседа сообщения
24 Движения атмосферы. Практикум с элементами беседы. Комбинированный.
Причина возникновения ветра. Известные и неизвестные ветры мира- «Афганец», «Бора» Разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно- следственные связи Знать причины возникновения ветра Текущий Сообщения Стр. 224
25 Ветры, приносящие беду Киноурок.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Причины образования тайфунов и смерчей и последствия их возникновения. Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по предложенным критериям Причинно следственные связи образования сильных ветров Текущий Индивидуальные задания Стр. 229
26 Гроза и её предвестники. Практикум. Комбинированный урок Гроза, причины её возникновения, меры безопасности во время грозы. Проводить наблюдения, описывать их и делать выводы Умение проводить географические наблюдения Текущий Практикум Стр. 249 сообщения
27 Рождённый в облаках Практикум с элементами беседы. Комбинированный.
Град, процесс его образования. Самые необычные случаи выпадения града в различных странах мира. Уметь логически обосновывать и аргументировать суждения Использование геоинформационных технологий Текущий Эвристическая беседа Стр. 251
28 Чудеса Атмосферы Практикум Комбинированный урок Процессы, происходящие в атмосфере- самум, гало, световые кресты, мираж,»Брокенские призраки», «Курильский свет» Выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике Умение проводить географические наблюдения и эксперимент, используя простейшие приборы для этого Текущий Практикум Стр.277
29 Погода на земле. Практикум. Комбинированный урок Состояние погоды. Признаки изменения погоды. Предсказания изменения погоды по природным явлениям- поведение птиц, насекомых, животных, растений. Измерять, пользуясь соответствующими приборами и инструментами Умение пользоваться термометром, барометром для измерения параметров погоды Текущий Практическая работа «Измерение температуры воздуха и атмосферного давления» Стр. 282
30 Влияние изменения температуры и атмосферного давления на самочувствие человека. Урок закрепления и контроля знаний Изучение влияния изменения температуры воздуха и атмосферного давления на самочувствие человека Использовать простейшие приборы для исследовательской работы Умение пользоваться термометром, барометром для измерения параметров погоды и тонометром для измерения артериального давления Текущий Контрольный тест Записи в тетради
Живая оболочка Земли ( 5 часов)
31 Биосфера- живая оболочка Земли. Киноурок.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Состав биосферы. Её развитие и изменение во времени. Разнообразие живых форм. Уметь пользоваться основными источниками информации и базами данных, включая электронные, находить информацию в сети Интернет Презентация географической информации Тематический Эвристическая беседа 32 Географическая оболочка. Роль живых организмов в географической оболочке. Урок контроля
Географическая оболочка Земли- особая земная оболочка, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. Уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить конкретные примеры Проводить географические наблюдения и эксперименты Итоговый Итоговая контрольная работа Стр. 42, стр. 286 сообщения
33 Разнообразие растительного и животного мира. Практикум Комбинированный урок Изучение разнообразия растительного и животного мира, удивительных их представителей. Классифицировать по определенным признакам Использование геоинформационных технологий для поиска информации Текущий Сообщения Стр. 291
34-35 В защиту окружающей природы. Урок-путешествие.
Урок комплексного применения ЗУН. Исчезновение видового состава растительного и животного мира привело к необходимости создания различных мер по их защите- организации, Красная книга и т.дВыдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике Использование статистических материалов Итоговый Тестовая работа Стр. 308
-26289002476500